Ударим током: 1000 километров на электромобилях по М11

Ударим током: 1000 километров на электромобилях по М11

Ударим током: 1000 километров на электромобилях по М11

А поехали на электромобилях! В Питер. На время.

В принципе, любое из этих предложений можно считать признаком определенного диагноза. Но мы все-таки сделали это. Собрали Audi e-tron, Jaguar I-Pace и Porsche Taycan, официально продающиеся в России, добавили к ним Nissan Leaf, Volkswagen ID.3 и Теслу Model 3. И поехали наперегонки почти до Санкт-Петербурга: устроили 1000-километровый пробег из Москвы и обратно по трассе М11.

Тогда мы еще не знали, что всю дистанцию осилит только один электромобиль.

Nissan Leaf: батарея огонь

Ударим током: 1000 километров на электромобилях по М11

Я с самого начала знал, как выиграть эту гонку. Хотя само слово «гонка» у нас было под запретом: повторять подвиги Эдварда Била нам нельзя. Поэтому сразу решили, что будем ехать в рамках ПДД. Но — кто быстрее.

Идея настолько понравилась коллегам, что регламент мы обсуждали всего лишь полгода. Опустим сотни писем в электронной почте, но в итоге было решено, что отправимся мы не в Питер, а на дистанцию в 1000 км — от Шереметьево до Тосно и обратно, чтобы уложиться хотя бы в сутки. Стартуем не все сразу, а с интервалом — как в ралли, чтобы не мешать друг другу на зарядках.

Почему М11? Потому что полгода назад именно на трассе Нева компания Россети поставила 13 станций для зарядки электромобилей — шесть на стороне в Питер и семь на стороне в Москву. На станциях есть набор почти всех известных в природе зарядных разъемов, включая и штекеры быстрой зарядки постоянным током мощностью до 120 кВт. А если учесть, что колонки пока работают в бесплатном режиме, то получается почти «русский Supercharger». Причем колонки стоят через каждые 100—120 км, а это значит, что расстояние между ними по плечу даже электромобилю с самой скромной батареей.

Ударим током: 1000 километров на электромобилях по М11

Когда мы готовили этот пробег, то предполагали, что все его участники преодолеют дистанцию примерно за 14—16 часов. Разброс не мог быть большим, потому что 1000 км — это около десяти часов в пути по магистрали плюс время на быструю зарядку, скорость которой примерно одинакова для всех. Разница между победителем и аутсайдером, выраженная в часах и минутах, должна была отражать цену прогресса: чем эффективнее электромобиль, тем лучше он экономит наше время

Мы взяли электромобили почти всех марок, до которых смогли дотянуться, — разве что JAC iEV7S оставили за бортом, учитывая его единичные продажи. Да, Nissan Leaf официально не продается в РФ, но на вторичке даже у нас это нынешний бестселлер. А будущий — возможно, именно Volkswagen ID.3, причем к нашему пробегу эту самую машину, ввезенную в Россию в ознакомительных целях, переобули в летние шины.

Ну а Tesla — это, понятное дело, Tesla. К тому же нашли Model 3 в самой дальнобойной конфигурации Long Range.

Однако я вовсе не считал, что чемпион очевиден. У меня с самого начала был план на победу. Надо было только его придерживаться.

Итак, добро пожаловать в чудный мир электромобилей, где все почти как у Льюиса Кэролла. Чтобы двигаться быстро, нужно ехать медленно. Для электромобиля скорость — это тормоз. Чем быстрее едешь, тем больше энергии расходуешь и тем больше времени теряешь на зарядку. Это примерно как бег с раскрытым парашютом, когда лучше всего просто спокойно идти. Just keep walking.

Но еще в январе я взял Audi e-tron, проехал про трассе М11 и постиг секретное знание: если ехать быстро на электромобиле не позволяет техника, то ползти мешает психика.

Да, с одной стороны, на легальной для М11 скорости 150 км/ч (с учетом нештрафуемого порога в 20 км/ч) заряда в батарее едва хватает, чтобы дослушать хотя бы один альбом RHCP. Но с другой стороны, езда на 100 км/ч по М11 — это темп, при котором от столба до столба ты успеваешь достать веревку и намылить ее, чтобы повеситься со скуки прямо на зеркале ­заднего вида. Доехать так даже до Тосно выше человеческих сил, и я был уверен, что ставка на стратегию «тише едешь, дальше будешь» доведет не до финиша, а до психушки.

Поэтому я решил ставить на зеро, то есть высаживать батарею в ноль. Логика проста: максимально быстро ехать и максимально быстро заряжаться. А чтобы тратить как можно меньше времени на зарядку, нужно заливать в аккумуляторы ровно то количество энергии, которое необходимо для следующего перегона. Лайфхак заключается именно в том, что пустая батарея заряжается быстрее всего. Я уже как-то писал, что этот процесс легко сравнить с наполнением кружки пива: пока она пуста, кран можно открывать до упора, а вот «под шапку» приходится цедить уже по капле. Моя стратегия — не трястись над златом заряда и не тратить время на полную заправку, а ехать на максимально возможной скорости максимально короткими залпами. Зарядил — сжег, зарядил — сжег. Изи кам, изи гоу.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас

я уже подписан