Трудно сказать, когда появились первые “вахтовики” — автобусы с высокой проходимостью. Такое специфическое название в первую очередь связано с развитием газовой и нефтяной промышленности в СССР. Процесс был особенно стремительным в 80-е годы. Тогда возникла необходимость доставить к месту добычи очередную смену рабочих. Понятно, что дорог в сибирской тайге не было, и поначалу перевозки осуществлялись банально: в кузовах автомобилей с повышенной проходимостью.
Однако сфера «сменной работы» — это не только доставка рабочих на поля. Такие специальные транспортные средства пользуются спросом, например, у спасательных команд, которые вывозят людей из районов стихийных бедствий (наводнения, пожары). «Вахтовки» также используются для доставки туристов в живописные, но труднодоступные места. Также этот вид транспорта будет полезен компаниям, организующим активный отдых — рыбалку, охоту. Кстати, купить вахтовый автобус вы можете на страницах специализированного сайта.
В 80-х у нас был единственный полноприводный автобус — ПАЗ-3201 (1972-1982): но даже он не мог справиться с бездорожьем. Многие считают “пионером” в этой автомобильной отрасли весьма специфическую модель. Как она создавалась и с какими трудностями столкнулись «пионеры»?
КАВЗ-49471
Второе название этого вахтового автобуса — “Арктический микроавтобус”. Его выпускал Нефтекамский завод самосвалов — НефАЗ. Модель КАВЗ-49471, продемонстрированная в 1982 году, представляла собой шасси от Урала-375 с установленной сзади пассажирской «будкой» — специальным модулем, рассчитанным на 24 человека. Последний представляет собой не что иное, как модифицированный автобус КАВЗ-685.
В это же время в Нефтекамске выпускался вахтовик на базе ГАЗ-66-01, который получил индекс NZAS-3964.
Не стоит думать: достаточно сварить каркас, обшить его металлическими листами, и все — модуль готов. Действительно, первое основание было изготовлено из профилированных стальных труб. Снаружи алюминиевые панели были склепаны, а чтобы они не соприкасались с рамой (могла возникнуть электрохимическая коррозия), в качестве прокладки использовалась текстильная лента. Стыки листов обработали мастикой. И все же первый «блин» получился «комом» для нефтекамцев. Почему?
Проблемы
Заклепки, которые ничем не были защищены, быстро отвалились, а некачественная мастика не спасла от трещин, образующихся при тряске по бездорожью. Отсутствие двойного остекления приводило к замерзанию кузова, несмотря на работающую систему отопления. Обо всех этих недостатках разработчикам заявили сами потребители. Любопытно, что все недостатки исправлялись «по мере поступления», то есть постепенно.