Типы православных икон

Выбор правильной православной иконы может быть сложной задачей, особенно если вы не знакомы с христианской символикой, используемой в иконографии. Различные элементы, такие как цвета, одежда, жесты, текст, фигуры и предметы, играют решающую роль в передаче значения иконы. Прежде чем размещать заказ на икону, полезно изучить разнообразие типов икон.

Основной темой фресок во всех церквях являются люди. В некоторых церквях насчитывается более двухсот лиц. В этой статье объясняется личность и значение различных людей, нарисованных в пещерных церквях.

Назначение икон

Изображения святых, которыми заполнены православные церкви, называются “иконами”, от греческого слова, означающего изображение. В православном христианстве иконы передают богословские истины, а не просто фактическую историю. Они приносят небесные реальности на землю и открывают верующим окно в небеса. Собратья-христиане, которые моделировали веру предыдущих поколений, окружали верующих внутри церкви. Видимое присутствие святых вдохновляло людей сохранять веру. На практическом уровне иконы также украшают внутреннее пространство и рассказывают библейские истории. На большинстве картин изображен бюст святого в нимбе.

Иконы — это не статичное искусство, а визуальное повествование о воплощенной вере. Византийские христиане легко узнавали этих святых, потому что они выглядели одинаково во всех православных церквях. Более того, святые были соотечественниками-греками, которые позже стали национальными героями византийских христиан. Жанр агиографии — биографии святых — широко копировался и читался, чтобы люди могли легко вспомнить жития святых по изображению их бюста. В наш светский век люди могут отмахиваться от икон как от суеверных талисманов, но для древних византийских христиан иконы были духовными биографиями — вдохновляющими примерами благочестия. Кстати, заказ иконы в мастерской доступен на страницах специализированного сайта.

Стиль икон

Православное искусство намеренно нетворческое. Ожидалось, что художники будут воспроизводить небесные формы на картинах. Иконы изображают вечные истины, божественный план небес.

Несколько художественных элементов являются общими для всех иконописей. Святые изображены фронтально и устойчиво. Движение и боковые профили изображают варварских или сатанинских существ. У Иисуса, святых и ангелов есть нимбы – лучи света вокруг головы, указывающие на то, что они святые люди. Имена написаны вертикально рядом с головой святых, вместе с греческим словом, обозначающим святого, «ΑΓΙΟΣ» или просто «Ⓐ». Самой основной целью иконы было изображение лица субъекта. У святых одинаковые черты лица. Так, например, у Василия Великого всегда было худое лицо и длинная борода.

Фрески в средневизантийских церквях (800-1204 гг. н.э.) выполнены с определенным интервалом. Интерьер церкви отражает космический порядок. Высокие части потолка представляют небеса с ангелами и вознесенным Христом. Верхняя стена со сценами из жизни Иисуса символизирует Иерусалим. Нижняя стена — земля с изображениями святых и мучеников. Это тройное разделение отражает космический порядок.

В оставшейся части этой статьи перечислены девять наиболее распространенных персонажей, изображенных в каппадокийских пещерных церквях.

Иисус

Самый распространенный предмет в православных церквях — это, конечно, Иисус. Физическое изображение Иисуса почти не изменилось за 1600 лет, поэтому его легко узнать. Иисус с длинными волосами и серьезным лицом является центром внимания фресковых сцен. Помимо его характерной внешности, есть два других способа идентифицировать икону Иисуса. Во-первых, у Иисуса крестообразный нимб с тремя руками, которые означают его вечность. Во-вторых, над нимбом Иисуса появляются буквы “IC XC”, сокращение греческого имени Иисус Христос. Фрески на верхнем потолке изображают небесного Иисуса, восседающего в славе после воскресения; фрески среднего уровня изображают земного Иисуса в сцене из Евангелий. (Читайте также, Пантократор: самая важная икона)

Мария

Мария, мать Иисуса, является еще одним распространенным сюжетом на фресках. Она наиболее заметна в сценах рождения Иисуса. В сценах апсиды деисиса она стоит слева от распятого или вознесенного Иисуса. В других случаях она сидит на троне, держа на руках Младенца Христа.

У Марии часто безмятежный и царственный вид. Она смотрит вперед, стоит прямо и носит головной убор. На фресках Мария именуется “О БОГОРОДИЦЕ” (Богоносец) или “МП θу» (Матерь Божья). Эти титулы выражали почитание Марии, но также подтверждали божественность ее сына Иисуса.

Почитание Марии было ранней церковной практикой, начиная с книги 2-го века (Прото) Евангелия от Иакова. Эта апокрифическая книга подчеркивает (вечную) девственность и святость Марии по двум причинам. Во-первых, ее чистота послужила образцом для более поздних византийских монахинь, которые отказались от брака ради монашеской жизни. Во-вторых, ее священное тело повторяло Иерусалимский храм, место обитания Бога. Ранние христиане использовали язык храма для описания Марии, чтобы подчеркнуть христологическую точку зрения — Иисус является истинным присутствием и сущностью Бога.

Ангелы

Серафим (L) и Тетраморф (R) в церкви 3-Хаджлы, Гюллю-Дере

Православное искусство включает в себя множество ангелов. В Библии ангелы выполняют две основные функции. Во-первых, они обозначают божественное присутствие. Ангелы подобны «пограничным агентам», которые указывают на то, что сейчас вы столкнетесь с величественной святостью Бога. Эти поклоняющиеся ангелы обычно являются серафимами («шестикрылыми») и тетраморфами («четырехглавыми формами»). Они могут парить вокруг Бога и / или Иисуса во время поклонения.

Ангелы также служат божественными посланниками, выполняя Божьи задачи. Греческое слово angelos означает «посланник». На картинах эти ангелы похожи на людей, за исключением двух больших крыльев. Архангелы Михаил и Гавриил являются наиболее распространенными. В нижних разделах ангелы изображены стоящими, как стражи.