Схоластика

Второй период (13-15 вв.) В развитии средневековой философии получил название схоластики.

Схоластика (лат. Scholastikos — научный, школа) — это философское учение, сочетающее религиозно-философские основы с рационалистическими методами и формально-логическими проблемами.

Философия преподавалась в школах при монастырях, это была научная мудрость, отсюда и название — «схола» (от греч. — школа). Позже это слово приобрело негативный смысл, стали обозначать оторванное от жизни философствование. В развитии схоластики можно выделить два периода:

1. До двенадцатого века. На этом этапе преобладают идеи Августина, связанные с неоплатонизмом (августинианством).
2. С 13 по 15 век. В это время распространились идеи Фомы Аквинского (1225–1274), адаптировавшего учение Аристотеля к потребностям укрепления позиций католицизма. По имени основателя этот период схоластики получил название томизма.

Переход идей от Агустина к томизму обусловлен несколькими факторами. В первую очередь, развитие и укрепление третьего государства (ремесленников и торговцев), в котором пробуждается интерес к природе. А учение о природе лучше всего развито в философии Аристотеля. Для Платона природе обычно недостает внутренней ценности. Подробнее о том что такое схоластика читайте на страницах нашего специализированного сайта.

Знание европейцами учений арабских мыслителей, последователей Аристотеля: Аверроэса (1126–1198) и Авиценны (980–1037) также сыграло определенную роль в распространении учения Аристотеля в Западной Европе. Арабская и византийская философия стала переходным звеном от античной к западноевропейской культуре 13-15 веков. В восточной части Римской империи — Византии переход к феодализму происходил постепенно, без резкого разрыва с античной традицией. Здесь сохранились многие произведения античных мыслителей. Из Византии берет начало философская мысль всех народов православного мира (Армения, Грузия, Киевская Русь). Оживление городской жизни в XII веке. на арабском Востоке это привело к расцвету арабской философии, ассимилировавшей древнюю традицию. В это время Восток значительно опережал Запад в культурном развитии, и восточная философия существенно повлияла на развитие западноевропейской философской мысли.

Схоластика, особенно ее развитая форма, томизм, практически выравнивает по смыслу веру и разум. По мнению его сторонников, знание, которое понимается в прыжке веры, может передаваться разумом. Повышенный статус разума в схоластике по сравнению с патристикой — это существенное различие между католицизмом и православием, которые расходились в XII веке. Католическая теория сформировалась на основе более рациональной схоластики, а в православии господствует патристизм. Во многом это связано с тем, что наука сформировалась именно в Западной Европе.

Воспринимая учения Аристотеля об активной форме и пассивной материи, Фома Аквинский выделяет четыре стадии бытия:
— «царство минералов», где форма — лишь внешнее определение вещей;
— «растительное царство», где форма выступает в роли растительной души;
— царство животных и, следовательно, животная душа;
— человеческая и разумная бессмертная душа.

Форма как организующий принцип пронизывает материю по-разному на этих уровнях, от внешней формы до разумной души, которая существует отдельно от тела и бессмертна, в отличие от души растений и животных. Церковь высоко оценила учение Фомы Аквинского. Он, как и Августин, был причислен к лику святых. В XIX в. его учение было обновлено в церкви (неотомизм), он провозгласил официальную философию Ватикана.

Дискуссия между номиналистами и реалистами, которая длилась несколько веков в схоластике, имела важное значение для дальнейшего развития европейской философии. Центральная проблема в дискуссии — природа общих понятий. Эта проблема связана с проблемой соотношения общего и единственного числа, которая волновала древнегреческих философов, но характеризуется несколько иной смысловой окраской.

Реализм (лат. Realis — сущностный, реальный) — философское течение, согласно которому общие (универсальные) концепции существуют в действительности как сущность вещей.

Реалисты: Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Фома Аквинский считали, что человек понимает эти сущности с точки зрения разума. Итак, универсалиям сначала было дано реальное состояние бытия, сущность вещей, а уже потом — общая концепция разума.

Номинализм (лат. Nomen — имя) — философское учение, отрицающее онтологический смысл универсалий (общих понятий), аргументируя