Средства массовой информации (СМИ)

Средства массовой информации, СМИ, медиа — платформы и каналы, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию для массовых и локальных аудиторий, используя разнообразные технические средства. Речь идет о газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, информационные службы, онлайн-издания, например такие как AchinskNews.ru и прочее.

СМИ работают на основании свидетельства о государственной регистрации, предусматривают наличие постоянного специального аппарата планирования, отбора, подготовки для распространения или производства информации. Они являются профессиональными и бюрократизованими организациями, которые, согласно либеральной демократической моделью, существуют в условиях рыночной конкуренции и функционируют в публичной сфере в рамках действующих правовых норм. СМИ принадлежат к системе масс-медиа.

Классификация

СМИ имеют разветвленную типологию: их классифицируют по комплексу критериев.

По форме собственности:

  • государственные;
  • частные;
  • коммунальные.

По возможности публиковать документы определенного государственного органа или организации:

  • официальные;
  • неофициальные.

В зависимости от формы представления информации:

  • печатные;
  • электронные;
  • мультимедийные.

По сфере распространения:

  • транснациональные;
  • национальные;
  • региональные;
  • местные.

По виду информационного продукта:

За периодичностью выхода:

  • квартальщики;
  • ежемесячники;
  • еженедельники;
  • ежедневные;
  • спецвыпуски и др.

По тематике контента:

  • политические;
  • деловые;
  • социальные;
  • научные;
  • культурные;
  • спортивные;
  • развлекательные и др.

По целевой аудитории:

  • для детей / взрослых;
  • для женщин / мужчин;
  • для других конкретных групп (студентов, педагогов, пенсионеров и др.).

По языковому признаку:

  • одноязычные;
  • многоязычные.

Функциональное описание

Средства массовой информации составляют самостоятельную индустрию, связанную с организационно-техническими комплексами, которые обеспечивают производство и передача текстовой, визуальной и аудио информации.

Самые распространенные теории, освещающие роль и функции СМИ, как правило, относят к двух противоположных направлений:

  • либеральный плюрализм;
  • критический подход.

Теория либерального плюрализма

Либеральный плюрализм (Дж. Карен, Г. Гакет, Денис Мак-Куэйл и др.) приписывает СМИ три главные роли:

  • «общественный наблюдатель» («сторожевой пес демократии»);
  • представитель потребителя;
  • источник информации.

Сторонники либерального плюрализма рассматривают эти роли как нормативный идеал.

Как общественный наблюдатель, СМИ должны надзирать за деятельностью органов государственной власти, защищая граждан от злоупотреблений. В современных западных обществах эта роль предполагает критический подход к политической деятельности органов власти и оппозиционных партий.

Как представители потребителей СМИ распространяют информацию, на которую есть запрос в обществе, транслируют взгляды и ценности публики.

СМИ как источник общедоступной общественной информации является одной из либеральных традиций, воплощение которой возможно только при условии функционирования свободного медиарынка. В этой роли СМИ является трибуной для распространения информации, дискуссий и самовыражения. Они одновременно транслируют и формируют общественное мнение.

Согласно концепции либерального плюрализма, важной предпосылкой реализации указанных ролей СМИ является их независимость от государства.

Критическая перспектива рассмотрения масс-медиа

Сторонники критического подхода считают власть латентной, сконцентрированной и доминантной. На основе этого взгляда развились три критические перспективы относительно роли медиа:

  • інструменталізм,
  • коммуникативная теория,
  • теория гегемонии.

Інструменталізм

Інструменталізм рассматривает медиа как своеобразный инструмент государства или капитала. Авторы этой модели (известным представителем является американский ученый Н. Хомські) утверждают, что правящие классы способны влиять на формирование новостного контента и, следовательно, манипулировать общественным мнением. Согласно этой модели СМИ находятся на службе у власти, подчинены интересам доминирующих классов и влияют на граждан как пропагандистская машина. Масс-медиа выполняют идеологическую работу по распространению идей и мировоззрения правящего класса, отвергая альтернативные взгляды, которые могут привести к изменению или росту осознания рабочим классом его интересов и формирования активной и организованной политической оппозиции.

Коммуникативная теория

До критического аналитического направления в анализе современных медиа принадлежит также коммуникативная теория философа и социолога Й. Габермаса, связанного с Франкфуртской школой. По мнению Ю. Габермаса, публичная сфера как автономная сфера общественных дебатов (обсуждение политических проблем) возникает на ранних этапах развития капитализма — в 17-18 вв., в салонах и кофейнях Лондона, Парижа и других европейских городах В процессе формирования публичной сферы социальные актеры обсуждали пути развития общества, развивали навыки высказывать публично свои взгляды, а субъекты политической власти — способность воспринимать общественное мнение. Однако возможности, заложенные на ранней стадии развития публичной сферы, по заключению Ю. Габермаса, не были полностью реализованы.

Демократические дебаты в современных обществах подавляются в связи с развитием индустрии культуры. Распространение сферы массовых зрелищ является причиной кризиса публичной сферы. Последняя все больше подчиняется властным структурам, которые теряют свою прозрачность. Сфера публичного в таких условиях становится фикцией: политика, представленная только через масс-медиа, разыгрывается в парламенте как своеобразная пьеса, коммерческие интересы берут верх над общественными, а общественное мнение формируется не через открытую и рациональную дискуссию, а в основном через манипулирование и контроль над информационными каналами.

Теория гегемонии

Концепцию разработал А. Грамши в 1930-х. Он описал процесс, посредством которого доминирующие в обществе группы «борются за согласие на продолжение выполнения властных полномочий.

Гегемония — это власть или господство, осуществляемая одной социальной группой над другой. Акт достижения компромисса является центральным в концепции гегемонии.

А. Грамши отмечал, что правящий класс не в состоянии установить стабильную и длительную систему господства, применяя только физическое принуждение,— он должен заручиться согласием общества на свое господство. Эта задача решается путем репрезентации интересов господствующего класса в виде универсальных интересов общества. Это приводит к распространению в масштабах всего общества системы ценностей, приоритетов и убеждений, которые способствуют поддержанию установленного порядка. В этой перспективе медии и политическая система не являются замкнутыми: обе являются ареной, где в ходе борьбы между классами осуществляется соревнования культурных значений за право формировать общественное сознание. Медиа и политическая коммуникация — институты гегемонии, арена борьбы, в которой знаковый содержание СМИ является частью невидимой борьбы за разрешение на господство.

В исследованиях медиа используются и другие теоретические подходы: теория технологического детерминизма и постмодернизма.

Теория технологического детерминизма

Согласно концепции технологического детерминизма (т. зв. Торонтська научная школа в теории коммуникаций), все модели коммуникации характеризуются собственной логикой и коррелируют с функционированием обществ. Духовный и материальный прогресс человечества определяют не экономика, политика или культура, а технология социальной коммуникации, собственно коммуникационные каналы, которыми располагают люди.

«Медиум есть сообщение» (The Medium is the Message) — главный тезис концепции М. Маклюэна (1911-1980). Он считал: восприятие аудиторией информации, и описываемой действительности зависит от того, какими средствами, каким каналом она передается. Технические средства коммуникации играют решающую роль в формировании мыслей человека, структурируя ее опыт и мнения. Медиа предоставляют новые возможности для обычного человека и дают ей возможность мгновенно оказываться везде, приобщаться к общему культурному опыту (олимпиады, рок — и поп-концерты и др).

Ведущую роль в современном мире М. Маклюэн отводил телевидению как «сообщению». Телевидение, охватывая своими сетями всю планету, постепенно превращает человечество в «глобальную деревню» и задает эмоциональный климат целых культур.

Ученый также предсказал появление «гіпермедій» — единства звука, статических и динамических изображений, что сейчас реализовано в онлайн-коммуникациях.

Теория постмодернизма

Среди представителей постмодернизма известным критиком современных СМИ есть Же. Бодрийяр. По его мнению, с приходом СМИ, особенно телевидение, мир становится симулякром (имитацией).

Телевидение представляет нам не собственно мир, а все сильнее определяет, чем является мир, в котором мы живем. СМИ продуцируют обманчивую реальность и отдаляют людей от социальной действительности. СМИ в современной культуре производят зрелищные, однако лишены смысла сообщения, формируют определенное мировоззрение и образ жизни членов общества; создают социально пассивные и легко управляемые массы потребителей; отдаляют индивидов от социальной действительности и погружают их в псевдореальность (гиперреальность) — в этом заключается их общественная роль.