Роль и функции торгово-промышленных палат в формировании международной торговли

Возникновения и функционирования торгово-промышленных палат непосредственно связаны с развитием товарного производства и торговли. Торгово-промышленные палаты являются негосударственными, неправительственными органами; их место и роль в экономической жизни в большой мере зависит от степени развития государства, его общественного и социально-экономического устройства, настроенности на связи с другими странами. — подробнее на бизнес маркет

Первые торгово-промышленные палаты, которые можно считать аналогами или предвестниками современных, появились в европейских городах в XVI ст. во Франции и были основаны как частные организации. Сначала они представляли интересы только предпринимателей определенной отрасли. Впоследствии палаты стали местом, где концентрировались общие экономические интересы в таком виде, как их представляли себе предприниматели. Палаты стали общественными институтами, представлявшие интересы деловых кругов определенной территории, финансировались ими и управлялись их представителями. их основной задачей была разработка единых правил в производстве и торговле.

Сегодня в мире функционирует более 140 национальных ТПП. Общее руководство их деятельностью осуществляет крупнейшая международная неправительственная организация — Международная торговая палата (МТП), в которой представлены ТПП, деловые круги, компании и банки из 146 стран мира.

Начиная с 2001 года, в этой организации входит и наша страна

На европейском континенте национальные ТПП образовали Европалату — партнера такой наднациональной структуры как Европейский Союз.

ТПП тесно сотрудничают с органами власти в области формирования экономической политики и социального партнерства. Активно участвуя в процессе принятия законов и других решений, они пользуются правом законодательной инициативы направляют свои заключения по проектам законов, принимают участие в работе правительства, парламента и его комиссий. Соответственно, региональные и местные палаты взаимодействуют с органами власти региона, области, города, участвуют в принятии решений по вопросам их экономического развития. При этом они исходят не из политических интересов каких-либо партий, а из общих интересов всего общества, что имеет принципиальное значение для устойчивости экономической политики собственных структур.

Основные подходы к формированию членской базы торговой палаты

Правовой основой создания и функционирования торговых палат является специальное или общее законодательство страны, а в ряде случаев — собственный устав палаты.

Существует два подхода к формированию членской базы торговой палаты:

  • — обязательное членство для определенных специальным законом участников хозяйственной деятельности;
  • — добровольное членство.

Критерий характера членства является достаточно веским аргументом, влияющим практически на все стороны деятельности торговой палаты.

Специальные законы «О палаты» некоторых стран (Австрия, Испания. Люксембург, Нидерланды, Италия, Германия, Франция) содержат положения, которые определяют:

  • — порядок создания торговых палат;
  • — их правомочность;
  • — основные направления и сферы деятельности;
  • — порядок управления;
  • — структуру исполнительных органов;
  • — отношения с государственными учреждениями.

В этих странах законом предусмотрено обязательное членство, которое может устанавливаться государством только на основании закона. Положительным в таком подходе является то, что в сферу ответственности палаты включаются все без исключения секторы экономики (промышленность, торговля, банки, страхование, транспорт, услуги и др.). Таким образом, палата представляет все деловое сообщество страны или региона. Это приводит к тому, что мнения и предложения торговой палаты имеют важное значение, поскольку выражают сбалансированы, согласованы интересы всех секторов экономики. Кроме того, обязательное членство гарантирует тесные контакты в повседневной работе со всеми предприятиями региона.

Такие торговые палаты часто называют самоуправляемыми структурами, в которых предприниматели решают свои проблемы в рамках закона самостоятельно и независимо от влияния государства. Органы власти (министры экономики) могут вмешиваться в деятельность ТПП только в случаях, когда палата допускает нарушения действующего законодательства. Независимость торговых палат от государства закреплена в законе.

Таким образом, деятельность ТПП обеспечивается полной финансовой самостоятельностью в формировании и исполнении своих бюджетов, а также свободой принятия решений в общих интересах независимо от отдельных или групповых взглядов. Контроль со стороны государства обычно осуществляется министерством экономики или промышленности и касается, как правило, расследование жалоб на деятельность торговых палат (например, в отношении отказа палаты выдать сертификат происхождения или законности проведенных выборов в руководящие органы палаты), а также правильности создания бюджета за реальности затрат. Вместе с тем следует отметить, что палата в этом случае является своеобразной частью государственной иерархии и подчиняется правительственным органам, хотя лишь в так называемой «порученной сфере деятельности».

В странах, где не существует законодательства «О палаты, их организация и деятельность осуществляется на основе общего гражданского законодательства. Торговые палаты создаются как компании с ограниченной ответственностью под гарантию членов (члены палаты отвечают за ее обязанности в пределах уплаченного членского взноса). Специфические положения, которые отличают палату от коммерческой фирмы (ассоциации промышленников), фиксируются в уставе, в том числе и принцип бесприбыльности, порядок формирования членства, принципы управления.

Палаты с добровольным членством действуют в Великобритании, США, Канаде, Швеции, Бельгии, Норвегии и Швейцарии. Они создаются на основе гражданского законодательства и регистрируются в соответствующих реестрах. Для увеличения членства они вынуждены постоянно доказывать свою необходимость деловым кругам регионов страны.

Торговые палаты имеют достаточно широкий круг функций, которые определяются в основном двумя критериями: во-первых, характером членства в палате (обязательное или добровольное), во-вторых, положением торговой палаты в экономике региона, в котором она функционирует (центральное или локальное). Как пример рассмотрим круг функций двух европейских торговых палат с добровольным и обязательным членством.

Кроме выполнения своей традиционной представительной функции, которая заключается в передаче на рассмотрение органов государственной власти предложений деловых кругов, торговые палаты в процессе исторического развития начали решать и новые задачи, способствуя развитию как самого предпринимательства, так и экономики своих регионов в целом. Они стали включать в сферу своей деятельности услуги по информационному обеспечению, участие в управлении объектами инфраструктуры, повышение квалификации кадров, арбитражную практику и содействие в урегулировании споров, содействие приграничному сотрудничеству и тому подобное. ТПП развитых стран является инструментом рыночной экономики.