Психотерапия — это больно?

Психотерапия направлена на исцеление эмоционально неуравновешенных и страдающих людей. Такая мощная награда за работу, не так ли? Но такие риски, как эмоциональное выгорание и усталость от сострадания, являются двумя наиболее распространенными рисками, с которыми сталкивается терапевт на своем пути.

Чем больше мы стремимся к чему-то светлому, тем больше бросается в глаза его темная копия. И это то, что психотерапия делает с терапевтом. Возможно? А может и нет?

Физическая изоляция, эмоциональная изоляция, поведение пациента, условия работы, терапевтические отношения, стигматизация психического здоровья, личность психотерапевта, мотивация стать психотерапевтом, стресс, текущие жизненные события и т.д. Являются опасностями в мире психотерапии.

“Такого рода работа очень угнетает, и человек легко может быть поглощен расстраивающими и удручающими событиями в жизни своих клиентов”, — сказал один терапевт. Однако она возразила: “Поэтому, даже когда я работаю с клиентом, я могу искать способы облегчить то, что в остальном является серьезной ситуацией, добавляя к ней определенную перспективу, которая помогает и клиенту, и мне осознать, что в ситуации могут быть некоторые аспекты, которые не являются разрушительными. Таким образом, мы оба сможем над этим посмеяться (Guy & Norcross, 2007).”

Один из способов облегчить эмоциональную боль, как пишет Михаил Лабковский, причиняемую психотерапевту психотерапевтом, — это использование юмора.

“Может быть забавно, что люди такие трудные, какие они есть. И еще забавно, что мы, терапевты, думаем, что с ними не должно быть так сложно. На самом деле, забавно думать, что люди должны быть не такими, какие они есть. (Гай и Норкросс, 2007).”

Путешествие с клиентами — это одновременно и благословение, и проклятие, однажды сказал один терапевт. Психотерапия может быть эмоционально истощающей, но также приносит благословение эмоционального роста, учитывая улучшение навыков межличностного общения, которые проистекают из многолетней практики. Психотерапевты, консультанты и другие эксперты в области психического здоровья в области терапии становятся более искусными и чувствуют себя комфортно, говоря о значимых чувствах и идеях. Они становятся более опытными в слушании, часто третьим ухом, того, что не сказано. Открытие того, что эти способности приносят облегчение и комфорт, укрепляет.

Глядя в другую фокусную точку, с гораздо отдохнувшим взором и более ясным умом, можно рассматривать психотерапию как дар, который не каждый может не получить, поскольку этот определенный вид работы требует многих лет, чтобы обернуть себя, открыться и даже раскрыть. Психотерапевты часто проявляют значительную сдержанность, скрывая свои чувства.

По мере того, как человек углубляется в психотерапевтическое вмешательство, терапевт также должен совершенствовать свои методы ухода за собой. Помимо юмора, успешные психотерапевты сознательно проявляют сострадание к себе. Безусловное сострадание, которое они испытывают к самим себе, — это то, что также побуждает их быть безоговорочно сострадательными по отношению к своим клиентам. Такой вид сострадания позволяет терапевтам полностью стоять на своем и никогда не разочаровываться в себе, это тот же вид сострадания, который они проявляют, чтобы поставить себя на место других и никогда не разочаровываться в них.

Хотя психотерапию можно рассматривать как одно из самых обременительных занятий для человечества, ничто не сравнится с тем, чтобы час за часом противостоять человеческому страданию и нести ответственность за облегчение этого страдания, используя только свой разум и рот (Келлермен, 1985).