ПОЮЩИЕ ЧАШИ — КАК ИЗ НИХ ИЗВЛЕКАЮТ ЗВУК

«В начале, был первозданный Звук, и первозданный звук был у Бога. Из этого первозданного Звука Бог сотворил Вселенную и все живое. Все развилось из единого бесконечного звука.» Поющие чаши, в отличие от обычных колоколов, никуда не подвешиваются и не крепятся на ручке. Звук производится трением или ударами деревянной или металлической палочки, называемой стык, о металл чаши. От вибрации стенок чаши и ее краев рождается многослойный звук, состоящий из основного звучания и дополненный многочисленными обертонами по волновому принципу. Звук распространяется по двум спиралям — одна спираль раскручивается от поющей чаши в окружающее пространство, а другая — внутрь поющей чаши.

Звучание каждого витка спирали уникально и не похоже на звучание предыдущего витка. вариантов «игры» на поющей чаше два: Первый вариант игры на поющей чаше: стыком водят по внутреннему краю чаши, вызывая многократные вибрации, дающие несколько обертонов. Создается ощущение, будто звучит несколько гудящих колоколов. Важно, чтобы стык по краю бокала скользил безотрывно, иначе звук будет прерывистым. Второй вариант игры на поющей чаше: стыком ударяют по внешнему краю чаши, вызывая длительные вибрации. Столкновение стики с нижней частью чаши дает более низкий звук, чем столкновение с ее краями. Например, проводя стыком по «придонного» части перевернутой вверх дном большой чаши, можно извлечь необычные низкочастотные гипнотические пульсации (воспринимается как почти неслышимый гул — Вы будто слышите его и не слышите).

ПОЮЩИЕ ЧАШИ — ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ИХ ЗВУЧАНИЕ. РАЗМЕР ПОЮЩЕЙ ЧАШИ.

Диаметр чаши может варьироваться от 10 сантиметров до нескольких метров. Существует определенная закономерность: чем меньше диаметр поющей чаши, тем выше ее звучание. При этом, звук слишком маленьких чаш не очень сильный и ее вибрации сложно почувствовать в полной мере. Традиционными считаются чаши с диаметром 20 сантиметров.

На такой чаше легче всего играть. У каждой поющей чаши свой особый голос — он так же индивидуален, как человек, который добывает из нее звуки.

ПОВЕРХНОСТЬ, НА КОТОРОЙ УСТАНОВЛЕНА ПОЮЩАЯ ЧАША.

Для того, чтобы чаша звучала лучше и насыщеннее, ее устанавливают на небольшой горизонтальной поверхности (можно на подушке или на пальцах). Чем меньше поверхность, с которой сталкивается чаша, тем лучше будет ее звучание. Кстати, поющие чаши обучение вы можете пройти на страницах нашего специализированного сайта.

ТОЛЩИНА СТЕНОК ПОЮЩЕЙ ЧАШИ.

Звук поющей чаши зависит и от толщины ее стенок. Чаши с более толстыми стенками выдают более низкие, глубокие звуки. Такие звуки многим могут по-началу казаться угрожающими и вызывать неприятные ощущения. Но, постепенно, по мере «проникновения» звука, ощущение может измениться, сменившись на приятное расслабление и благоговение. Тонкостенные чаши издают высшие, «радостные» звуки.

СТИК, КОТОРЫЙ ИСПОЛЬЗУЮТ ДЛЯ «ИГРЫ» НА ПОЮЩЕЙ ЧАШЕ.

Материал, из которого изготовлен стык, также влияет на звучание чаши. Металлические стики или палочки из твердых сортов дерева извлекают резкий и чистый тон, а войлочные стики издают мягкий звук, обладающий успокаивающим воздействием. Важно, чтобы стык отвечал чаше по размеру и материалу (твердости и весу). Так, для больших и тонкостенных чаш лучше всего подойдет тяжелый сток — такой стык даст наиболее богатое и мощное звучание обеспечивается низкочастотное и очень громкая. А из маленькой чаши, наоборот, трудно извлечь звук тяжелым стіком. Небольшой стык из легкого дерева извлекает из маленьких чаш красивые, хотя и не богат обертонами, звуки. ВОДА, НАЛИТАЯ В ПОЮЩУЮ ЧАШУ. Дополнительным элементом, что меняет звучание чаши, может стать вода. Если в поющую чашу налить воды, то ее звучание значительно изменится. По мере роста интенсивности звука, вода начнет разбрызгиваться и чаша станет издавать журчание.

НЕСКОЛЬКО ПОЮЩИХ ЧАШ.

Можно, возможно «играть» на нескольких поющих чашах. Это создаст интересный эффект. Взаимодействуя, чаши могут усиливать или гасить звучание друг друга. Также, благодаря резонансу, одна чаша может «перенять» обертоны другой чаши.

СОСТАВ И СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПОЮЩЕЙ ЧАШИ.

Понятно, звучания чаши зависит от металла или сплава металлов, из которого она сделана, от ее формы и способа производства. Об этом — ниже.

ПОЮЩИЕ ЧАШИ — ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ.

Современные поющие чаши значительно отличаются от древних. Древние поющие чаши делались из сплава пяти металлов. В основе сплава была медь, с добавлением олова, цинка, железа и других металлов, чаще всего золота, серебра или никеля. Впрочем, часто поющие чаши делались из разных сплавов, состоящих из от 3-х до 12 различных металлов. Каждый металл, входящий в состав сплава, из которого изготовлена чаша, обладает собственным звучанием. В результате, древние поющие чаши издают звук, состоящий из нескольких обертонов. По легендам, железо, входящее в состав сплава, из которого изготавливали поющие чаши, было метеоритным. Метеориты, падающие в Тибете, проходят через более тонкий слой атмосферы (поскольку Тибет находится высоко над уровнем моря) и имеют иные свойства, нежели метеориты, найденные в других, более низменных районах. Этим часто объясняют необычное звучание древних тибетских чаш.

В этом причина на самом деле, остается загадкой. Другая загадка — само возникновение поющих чаш. На эту тему существуют 3 легенды. В самой древней из трех легенд, говорится о том, что первой религией на Тибете был шаманизм, и ламы получали информацию непосредственно общаясь с Высшими Духами. Однажды им было предсказано, что на Земле должны появиться особые предмет Силы, через который люди смогут общаться с Космическим разумом. В медитациях глубоких ламы увидели, что предмет Силы должен иметь форму чаши и состоять из сплава 8 элементов: золота, серебра, железа, меди, свинца, олова … но восьмой элемент оставался им неизвестен. Монахи изготовили чаши из первых семи металлов, но не получили ожидаемого эффекта. Тогда Верховные ламы обратились к Высшим Духам за помощью, чтобы те подсказали им, как же все-таки изготовить предмет Силы. И, в ответ на просьбу Верховных лам, из Космоса был послан метеоритный дождь, упавший в район священной горы Кайлас.

Руда из метеоритов оказалась тем самым восьмым элементом. Чаша, изготовленная из сплава этих восьми элементов, стала издавать необыкновенные по силе и вибрации звуки. Чаши стали использовать во время религиозных церемоний. Посредством музыки тибетских поющих чаш, монахи очищали пространство и призывали потоки чистой энергии, которые воздействовали на сознание людей и делали их мысли более светлыми.