Почему Крипто-коллапс Имеет значение

Как могла компания стоимостью 32 миллиарда долларов испариться в одночасье? Это то, над чем может ломать голову любой, кто наблюдает за внезапным крахом FTX, популярного криптовалютного стартапа, который обанкротился на прошлой неделе.

Потребуется время — и многочисленные федеральные расследования — чтобы полностью понять, что произошло за кулисами FTX, базирующейся на Багамах криптобиржи. Но последствия уже становятся очевидными. Законодатели призывают к усилению надзора. Приверженцы криптоиндустрии пытаются дистанцироваться. Критики этого финансового сектора ликуют. И для тех из вас, кому до сих пор удавалось игнорировать рост криптовалют как явления? Прежде всего, это хорошо для вас. И, во-вторых, вы, возможно, захотите посмотреть, как это разыграется. Я скоро объясню почему.

Но сначала приведу самое простое объяснение произошедшего, с которым я могу справиться: FTX позволяет людям и компаниям покупать и продавать цифровые валюты, храня депозиты клиентов на миллиарды долларов. Основатель FTX Сэм Бэнкман-Фрид также создал инвестиционный фонд, который торгует криптовалютами под названием Alameda Research. Предполагалось, что компании будут разделены, но в этом году Alameda нуждалась в наличных деньгах и, очевидно, воспользовалась депозитами клиентов FTX. Затем, в этом месяце, клиенты FTX забеспокоились о своих депозитах и поспешили вывести их, что привело к банкротству банка и подтолкнуло FTX к банкротству.

Очевидное объединение средств между Alameda и FTX является крайне подозрительным и может привести к обвинениям в уголовном мошенничестве и судебным искам. Комиссия по ценным бумагам и биржам и Министерство юстиции проводят расследование. Сегодня я хочу объяснить, почему важен распад FTX — это нечто большее, чем просто финансовая катастрофа одного человека.

1. Криптовалюта стала мейнстримом пандемии. Регулированию еще предстоит наверстать упущенное.

Криптовалюты https://stagramer.com/krah-kriptovaljuty.html были частью перекрывающихся инвестиционных маний, включая акции—мемы, торговые карты, NFT и кроссовки, которые заставляли людей гоняться за спекулятивными инвестициями в течение последних нескольких лет. Но не все, кто покупал, понимали уровень связанного с этим риска.

Если банк терпит крах, правительство может вмешаться и выручить его. Отличительной чертой криптовалют является то, что они в значительной степени нерегулируемы — покупатель остерегается. Взломы невозможно обратить вспять, потерянные средства нельзя вернуть, позвонив в службу поддержки клиентов, а обанкротившаяся криптобиржа вряд ли получит государственную помощь. У инвесторов мало средств защиты.

Рискованные ставки в нескольких криптопроектах, которые когда-то считались ценными, уже привели к “спиралям смерти” в этом году, уничтожив деньги инвесторов на миллиарды долларов. Но FTX и Банкман-Фрид выделяются. Он появлялся на обложках журналов, морочил голову регулирующим органам, расширил свой профиль в филантропии и политике и даже спонсировал спортивную арену в Майами. Он сделал сотни инвестиций в небольшие криптопроекты и агрессивно выручал провалившиеся.

Сторонники криптовалют и лежащих в их основе технологий продвигают их как инвестиционные инструменты, которые устраняют необходимость в вере в людей и институты. Но Банкман-Фрид сделал ставку на укрепление доверия: со стороны инвесторов, журналистов, политиков и благотворительных организаций. Теперь он пария, и он поставил под пристальное внимание всю криптоиндустрию.

2. Крах FTX связан с более широким падением технологической индустрии.

Банкман-Фрид уже проводит сравнения с Берни Мэдоффом. И точно так же, как финансовая пирамида Мэдоффа развалилась во время финансового кризиса 2008 года, крах FTX происходит на фоне более широкого отката технологической индустрии. Акции технологических компаний рухнули. Финансирование венчурного капитала иссякает. В этом году почти 800 технологических компаний уволили более 120 000 сотрудников, причем сокращения коснулись Meta, Amazon и Twitter.

Трудные времена в сфере технологий можно объяснить процентными ставками за заимствование денег. Более десяти лет ставки оставались низкими, что подталкивало инвесторов к погоне за риском и вложению денег в быстрорастущие технологические компании. Сейчас ставки растут, точно так же, как вызванный пандемией рост последних двух лет угасает. Повышение ставок нанесло ущерб оценкам технологических компаний и доступу к капиталу, в том числе тех, которые сосредоточены на криптовалютах.