Из истории мыса Охта, раскопок на Охте, оказывается, все это не особо известно широкой публике.
И многие просто не понимают, что именно «Газпромнефть» хочет заменить проектом японской компании Nikken.
А споры между противниками застройки Охтинского мыса и сторонниками проекта «Газпромнефть» на бытовом уровне, как правило, сводятся к аргументам «это историческое наследие» против аргументов «есть огороженный пустырь, что лучше что-то построить».
Между тем, чтобы четко понять, что такое мыс Охтинский и какие артефакты скрывает в себе, сейчас не требуются глубокие поиски и интенсивные исследования.
Все уже собрано. Нам просто нужно показать
Итак, фактически всё наследие Охтинского мыса делится на 4 больших группы.
Крепость Ниеншанц
Была основана по приказу шведского короля Карла IX в 1611 году. Ненадолго. Менее, чем через сто лет её взял Пётр Первый.
От наследия крепости Ниеншанц в ходе раскопок было обнаружено очень и очень многое
Гельмфельтов бастион Ниеншанца в ходе раскопок 2006-2009 гг.
К слову, то, как выглядела сама крепость легко можно увидеть на чертежах из Государственного архива Швеции.
И не так давно проведенные раскопки открыли большое количество находок. Фактически, сохранилась вся планировочная геометрия крепости.
Потайная дверь Мертвого бастиона крепости Ниеншанц. Раскопки 2006–2009 гг.
Крепость Ландскрона.
Была построена шведами в 1300 году, но уже через год её захватили и сожгли русские войска.
Археологам удалось обнаружить следы штурма и разрушения: воткнувшиеся в склон рва и в деревянные стены крепости наконечники копий, стрелы от баллист и арбалетов, а также сброшенные в ров обгоревшие части стен. На четыре метра в высоту сохранилась деревянная башня-донжон.
Деревянная башня-донжон Ландскроны. 1300 г. Законсервирована на месте. Раскопки 2006–2009 гг.
Носилки во рву Ландскроны. 1300 г. Раскопки 2006–2009 гг. Фото: https://bashne.net/
Неолитическая стоянка ( примерно 3000 лет до нашей эры )
На Охтинском мысу находилась крупнейшая на Северо-западе России неолитическая стоянка. Она существовала здесь в течение двух тысячелетий, а пришли сюда люди более 5 000 лет назад.
Археологи обнаружили более 40 древних сооружений: жилища и хозяйственные помещения. Найдены деревянные хозяйственные настилы, берестяные короба, остатки рыболовецких вершей, янтарные украшения, глиняная посуда, каменные наконечники стрел, топоры и пр.
«Пуговки» — янтарные украшения эпохи неолита. Раскопки 2006–2009 гг
Неолитический нож. Фотография Вадима Махорова. Раскопки 2010 г.
Поселение Невское Устье
Появилось еще до шведского завоевания.
Крестик в могиле. Раскопки 2006–2009 гг.
Могильник. Раскопки 2006–2009 гг.
При всем разнообразии исторического наследия мыса Охта возникает вопрос, как «Газпромнефти» удалось «протолкнуть» банальную застройку этого невероятного места?
Ответ очень простой. Речь идет об удобном для владельца сайта опыте. В случае с мысом Охтинский его изготовил Айрат Ситдиков из Татарстана.
И, как отмечает Петр Сорокин, главный научный сотрудник отдела славяно-финской археологии Института истории и культуры РАН, кандидат экономических наук.
Кроме того, археологи и архитекторы из Санкт-Петербурга прислали в Министерство культуры подробный анализ этой экспертизы, который показывает, что она не отражает реального положения памятников, сохранившихся на мысе.
Упомяните все обнаруженные на мысе объекты, которые по закону должны храниться на месте их обнаружения, но по каким-то странным обстоятельствам их хранить не предполагается, они вообще не находятся в пределах охраняемой территории. .
Это уже упомянутые крепости Ландскруна и Ниеншанц, а также городище на мысе Новгород 13 века, о котором мало что известно.
А в список рекомендуемых Ситдиковым объектов для охраны входят лишь небольшие участки культурного слоя, в основном связанные с эпохой неолита.
Как неоднократно отмечали специалисты, продолжает Петр Сорокин, эта экспертиза призвана не сохранить уникальные объекты, а оправдать беспрепятственное развитие мыса, которое, несомненно, приведет к разрушению сохранившихся в нем исторических памятников.
Между тем более раннее обследование этих памятников, проведенное в 2014 году известным новгородским археологом С.Н. Трояновский и петербургские архитекторы — М.С. Штиглиц и Н. Петухова, показала, что памятники занимают большую часть Охтинского мыса и нуждаются в охране. Однако в 2017 году Минкультуры без внятных возражений его отклонило.
Таким образом, благодаря «удобной» экспертизе, проведенной человеком, находящимся далеко от Санкт-Петербурга, Татарстан, «Газпромнефть» получила формальные основы, необходимые для освоения Охтинского мыса.
И сегодня, используя все свои медийные навыки, он пытается продвигать эту идею в массы.
Местных журналистов чаще всего заставляют молчать или писать о японском проекте только положительные отзывы.
Нанято целое коммуникационное агентство, которое также пытается воздействовать на общественность. Впрочем, добиваясь пока что лишь обратного результата.
Между тем, в городе происходит постепенная консолидация жителей, градозащитников и отдельных представителей медиасферы, что даёт шанс на то, что «Газпромнефть» будет вынуждена выйти на диалог с Петербуржцами.