Ораторское искусство как социальное явление

Термин «ораторское искусство» (от лат. oratio — язык, красноречие) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово «риторика» (rhetorik) и русское «красноречие».

Под ораторским искусством кзн.корольговорит.рф следует понимать прежде всего высокая степень мастерства публичного выступления, качественную характеристику ораторского речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство — это искусство построения и публичного произнесения речи с целью желаемого воздействия на аудиторию.

Подобное толкование ораторского искусства существовало еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета «.

«…красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий «. Ораторским искусством называют также науку о красноречии, исторически сложившаяся, и учебную дисциплину, которая изучает основы ораторского мастерства.

Отметим еще одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика — вот науки, с которыми связано ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатством родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, изучают проблемы устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и четко излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность положений, которые выдвигаются, и опровергать ложные утверждения противников.

В современной теории речевой коммуникации риторика понимается как:

  • 1) наука о ораторское искусство;
  • 2) свод правил ораторского искусства или учебной дисциплины;
  • 3) злоупотребление ораторским искусством.

Темы для обсуждения

  • 1. Что такое риторика? 2. Когда возникла риторика?
  • 3. Назовите имена прославленных ораторов античности?
  • 4. История развития риторики.
  • 5. Назовите основные особенности ораторского искусства как социального явления.
  • 6. Как понимается риторика в современной теории речевой коммуникации?

Задачи. Тренинги. Игры

• Из трех — четырех словарей выпишите определения (толкование) терминов: красноречие, риторика, оратор, общение. Обратите внимание на различия в их толковании. Попробуйте сформулировать свою мысль.

Обратите внимание на то, что понятие «риторика» является разветвленной: риторика как наука и риторика как искусство.

Как вы оцениваете такую двойственность? Приведите примеры, где риторика выступает как наука, а где — как искусство.

В чем разница между оратором и ритором? Или эти термины взаимозаменяемы?

• Составьте синонимический ряд к слову оратор:  краснобай и т. п. Попытайтесь объяснить оттенки значения и особенности употребления каждого синонима.

Составьте собственный словарь глаголов говорения и слушания по образцу.

Образец: он (или я) произнес, услышал, пробормотал и т. д.

Сравните первый и второй столбики. Что дают нам такие ряды синонимов?

Так же сложите и антонімічні пары: говорить — молчать, разговорчивый — молчаливый, говорун — молчун и др.

• «Слушаю… глазами»

Цель игры — совершенствовать умение познавать человека, ничего не расспрашивая о ней; проникнуть в мысли, что тщательно скрываются в процессе общения; как можно лучше понять ощущения человека, скупой на слова.

Подготовительный этап.

Проблемная ситуация: два игрока садятся в центре круга спиной друг к другу и начинают общаться на одну из актуальных для слушателей в данный момент тем (результаты контрольной работы, подготовка к вечера и тому подобное). По итогам общения (1 минута) проводится рефлексия: насколько комфортно чувствовал себя каждый из тех, кто общался, в чем заключается разница в общении, если бы собеседники сидели лицом к лицу, или в других положениях (сидя, откинувшись на спинку стула и держа руки и ноги перекрещенными; сидя, несколько наклонившись вперед, направив носки ног и, соответственно колени, друг к другу, демонстрируя ладони и расстегнув пиджак; сидя в такой же позе, но изменив расстояние).

Аудитория — это группа людей, в мыслях или поведении которых должны произойти изменения, к которым стремится оратор.

Влияние — это действие на состояние, мысли, чувства и поступки другого человека с помощью вербальных и невербальных средств, в результате которой происходят изменения во взглядах или поведении.

Оратор — это человек, который убеждает других принять определенные утверждения или выполнить определенные действия.

Предмет риторики — это публичное выступление в процессе коммуникации.

Речь — это речевое сообщение, с которым оратор обращается к аудитории.

Риторика — это наука о способах подготовки и произнесения ораторского речи с целью определенного воздействия на аудиторию.