НЬЮ—ЙОРК — Вокруг официальных показателей экономического роста Китая в 2023 году, опубликованных на этой неделе, возникли сомнения, поскольку некоторые аналитики изо всех сил пытаются согласовать правительственные данные со своими собственными оценками.
Валовой внутренний продукт Китая вырос на 5,2% в прошлом году, сообщило в среду Национальное бюро статистики, что соответствует целевому показателю Пекина “около 5%”. Этот показатель представляет собой улучшение по сравнению с 3% в 2022 году, когда страна была ограничена строгой политикой нулевого уровня COVID.
Снятие этих ограничений помогло спровоцировать восстановление потребления, поскольку потребители в Китае вернулись в магазины, рестораны и отели. Но продолжающийся кризис недвижимости в стране и сокращение экспорта, первое за семь лет, препятствовали росту.
Премьер-министр Китая Ли Цян мельком взглянул на показатель 2023 года во время своего выступления на ежегодной встрече Всемирного экономического форума в Давосе, заявив, что Китай достиг своей цели без “массированных стимулов”.
Вопросы по поводу официального показателя в 5,2% в основном связаны с тем, был ли потребительский бум достаточным, чтобы компенсировать падение экономики Китая.
“Я думаю, что скептицизм внутри Китая и за его пределами по поводу официальных данных кажется широко распространенным и оправданным”, — сказал Скотт Кеннеди, старший советник и председатель попечительского совета по китайскому бизнесу и экономике в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне.
Более высокие, чем ожидалось, показатели роста помогают создать ощущение экономического импульса, что стимулирует частные инвестиции и потребление домашних хозяйств, сказал Кеннеди, но “деловое сообщество и инвесторы в Китае не уверены, что Китай повернул за угол”.
По словам Кеннеди, до COVID деловое сообщество ставило правительство под сомнение эти данные отчасти из-за очевидного и существенного роста, происходящего из года в год.
“Эта двусмысленность сейчас обычно интерпретируется в другом направлении”, — сказал он.
Премьер-министр Китая Ли Цян расхваливал экономический рост своей страны в Давосе. © Reuters
Акции Шанхая и Гонконга упали после официального выхода данных в среду, а гонконгский индекс Hang Seng закрылся в пятницу снижением на 5,8% за неделю.
Rhodium Group, исследовательская фирма, специализирующаяся на Китае, особенно усомнилась в официальных показателях роста, назвав их “несовместимыми с доказательствами общего недомогания и реактивной политики, которые накапливались в течение всего года”. Rhodium оценил фактический показатель роста как близкий к 1,5%.
Сомнения в достоверности официальных экономических данных Китая не новы. Прокси-индикатор активности в Китае Capital Economics, который пытается отслеживать экономику по другим компонентам, включая грузовые и пассажирские перевозки, продажи автомобилей и потребление электроэнергии в сфере услуг, предполагает, что фактический рост не соответствовал заявлениям Пекина с начала 2022 года. Но не все наблюдатели разделяют низкую оценку Rhodium.
Группа из 16 экономистов из Китая и за его пределами, опрошенных китайским поставщиком финансовых новостей Caixin, оценила рост ВВП Китая в 2023 году в среднем на 5,3%, что соответствует данным Пекина. Международный валютный фонд прогнозировал рост экономики Китая на уровне 5% в своем последнем обзоре мировой экономики от октября.
“Я склонен думать, что они относительно точны”, — сказал Николас Ларди, старший научный сотрудник Вашингтонского института международной экономики Петерсона. “[На этой неделе] опубликовано множество данных, и, на мой взгляд, все они сходятся воедино”, — сказал он, утверждая, что существенный скачок располагаемого дохода семьи помогает объяснить всплеск потребления.
Это может быть положительным знаком для 2024 года, поскольку ожидается, что экономика Китая замедлится без восстановления, наблюдаемого в 2023 году после снятия ограничений по COVID. МВФ прогнозирует рост экономики на уровне 4,2%.
Наряду с более слабой оценкой Rhodium на 2023 год, прогноз фирмы на 2024 год составляет 3-3, 5% в рамках более широкого структурного замедления, в которое вступила экономика Китая после нескольких лет двузначного роста.
“Мы думаем, что экономика [в 2024 году] будет выглядеть лучше, чем в прошлом году, но ничего похожего на темпы роста до COVID, которые подразумевало бы улучшение официальных показателей Китая”, — заявили в фирме с оговоркой, что большее, чем ожидалось, государственное стимулирование может привести к непредвиденному росту.
Оценка состояния экономики без использования государственных данных осуществляется различными способами, включая отслеживание косвенных признаков, таких как загрязнение воздуха или ночная освещенность в городах.
Один из популярных методов группировки потребления электроэнергии, железнодорожных грузов и банковских кредитов стал известен как “Индекс Ли Кэцяна”, названный в честь показателя, который покойный премьер предпочитал в качестве показателя роста страны.
Но изменения в китайской экономике, включая сдвиг в сторону сектора услуг, сделали традиционные показатели реального мира менее надежными.
“Очень трудно по-настоящему получить представление обо всей экономике независимо. Он слишком велик”, — сказал Кеннеди из CSIS, добавив, что “вам просто нужно использовать множество различных источников данных, просматривать высокочастотные данные и делать свои собственные выводы”.
Пекин также стал менее прозрачным в отношении того, какие данные он публикует, например, когда он решил прекратить публикацию данных по безработице среди молодежи в прошлом году, когда этот показатель достиг рекордных 21%. На этой неделе эта информация была опубликована снова, впервые с прошлого лета, с использованием новой методологии, согласно которой ставка составила 15%.
Независимо от точности официальных данных, цена неопределенности и предполагаемого отсутствия прозрачности Пекина ложится в основном на сам Китай.
“Политики не могут решить экономические проблемы, потому что это публично признало бы существование таких проблем. Это также сдерживает инвестиции со стороны глобального бизнеса”, — говорится в аналитической записке Rhodium.