Какие бывают хомуты

Мы не будем обсуждать что такое хомут или стягивающий зажим и зачем он нужен. Если вы читаете эту статью, вам, вероятно, важнее какие виды хомутов используются в автомобили и в чем их преимущества относительно друг друга. Ниже мы опишем основные типы автомобильных хомутов. Классифицируют хомуты по:
— вида стяжки: проволочные, ленточные, разъемные, неразъемные;
— типа натяжного механизма: шплінтові, винтовые, червячные;
— назначению: герметизирующие, крепежные, специальные;
— использование метода: с изменяемым размером (силовые, винтовые, червячные, шарнирные), с неизменным размером (ушные, пружинные, защелки — нужно выбирать под точный размер шланга);
— использование: одноразовые и многоразовые.

СТЯЖКИ ДЛЯ КАБЕЛЕЙ. Они же нейлоновые хомуты. Могут различаться по:
— диаметру;
— ширине;
материал: сталь, нейлон (NL — Полиамид 6.6), ткань, резина;
— вида крепления: отверстие для шурупа, клипса, двусторонний скотч;
— использование: одноразовые и многоразовые;
— цветом.
Специальные:
— маркировочные, с табличкой для маркировки: существуют с продольными и поперечными табличками разных размеров, на которых можно писать маркером;
— со вставкой из нержавеющей стали в головке (значительно усиливает прочность крепления, поверхность стяжки ровная, а металлическая вставка врезается в любое место стяжки);
— с монтажным отверстием — используют для прикрепления стяжки к несущей поверхности, например саморезом;
— с горизонтальной (плоской) головкой — головка не выступает над поверхностью
— многоразовые, используются для временного закрепления. При нажатии на кнопку замка лента хомута освобождается от зацепления
— стальные стяжки из нержавеющей стали — используются в агрессивных средах, при повышенной вибрации и значительном перепаде температур от -80 ° С до + 550 ° С (хомут фиксируется шариковым клиновым замком, который исключает проскальзывание ленты хомута); — аксессуары для стяжек — бирки кабельные, площадки и платформы с клейким дном.
Преимущества — дешевые, быстро устанавливаются, подробнее здесь, эластичные. Недостатки — недостаточная морозостойкость и термостойкость, необходимо устанавливать при положительных температурах, эластичность на открытом воздухе и солнце со временем снижается (для борьбы с этим некоторые производители добавляют в состав УФ стабилизаторы). Используются в основном для соединения проводов в жгут и креплению их к кузову. Самыми распространенными считаются одноразовые, изготовленные из полиэтилена.

ШПЛІНТОВІ или ЛЕНТОЧНЫЕ. У замка используется шплинт, на который наматывается металлическая лента. Используются как готовые хомуты, так и наборы с металлической лентой, упакованной в кассету, и зажимов, благодаря чему можно изготавливать хомуты нужного диаметра самостоятельно. Преимущества — дешевизна, как правило имеет хорошо обработанные края, хорошо распределяет натяжение по всему периметру обжима. Недостатки — нетехнологичные. Сложно устанавливаются и снимаются, целиком зависят от квалификации специалиста, обычно заменяется при первом же ремонте. Используются в старых автомобилях.

ВИНТОВЫЕ. В замке винт с метрической резьбой, помещен в отверстия проушин стяжки и гайку. Стяжкой может быть лента или проволока. Ленточные используют для тонкостенных резиновых шлангов диаметром до 20мм, а проволочные для толстостенных. При диаметрах менее 8 мм это единственный вариант среди разборных хомутов. Недостатки — не обеспечивает очень сильного затягивания, поскольку ушки сгибаются, может попускатись под воздействием вибрации.

ЧЕРВЯЧНЫЕ. В замке винт с червячной резьбой. На стальной или алюминиевой ленте выполнены просечки или выступления с соответствующим шагом. Головка винта обычно шестигранная «под ключ» с прорезями под шлицову или крестовую отвертку. Затягивание шестигранной головкой дает больший момент. Корпус, в который помещен винт, должен обеспечивать правильное прижимное усилие винта к ленте. Если оно слабое, винт может перескакивать через резьбу, если очень сильное, может прокручиваться. На это так же влияет твердость винта и ленты, ширина и толщина ленты, соответствие угла наклона резьбы и коэффициент трения винта и ленты, а также ленты и шланга. Это сказывается и на вибростойкости. Важна точность сборки, например хомут с допустимой нагрузкой 5 Ньютонов на метр (Н * м) с допуском +/- 3%, гораздо лучше, чем хомут с допустимой нагрузкой 6Н * м и допуском +/- 25%. Хорошо себя зарекомендовали хомуты с шиповим зацеплением «ласточкин хвост». Эта конструкция обеспечивает высокую точность сборки и высокую жесткость ленты — до 10Н * м. Для защиты от коррозии выпускаются хомуты из оцинкованной или нержавеющей стали.
Преимущества — постепенно охватывает поверхность и достаточно хорошо герметизирует. Удобство затяжки, если головка винта выполнена качественно, долговечны, могут использоваться многократно. Недостатки — много некачественных товаров. Головки винта часто изготавливаются некачественно — короткие, что не позволяет применять торцевую головку или с плохими прорезями под отвертки, лента хомута может быть размещена слишком близко к винту, что усложняет работу с ним. При перетиску некачественного хомута лента может повреждать шланг, надрываться, перекашиваться. Применяется в гидравлических и пневматических системах, в местах, где на поверхность нельзя делать большое давление, и нужно распределить нагрузку на большую площадь. Чем шире ленты, тем меньше они повреждают шланг.
Ленты червячных хомутов бывают таких типов:
— со сквозными просечками. Роль резьбу выполняют просечки в ленте. Преимущества — дешевизна. Недостатки — низкая прочность, при сильном затягивании может порваться или смять, повредив шланг. Через просечки продавливается резина шланга.
— с двусторонними выступами, выдавленными наружу. Роль резьба выполняет формованная двусторонняя накатка на ленте. Преимущества — высокая прочность, чем у проселочной. Качественные хомуты при превышении момента затяжки срезают выступы, защищая шланг. Недостатки — может повреждать некачественные шланги через неровность внутренней поверхности — при сильном затягивании накатка врезается в шланг, что со временем приводит к появлению трещин.
— с односторонними выступами — имеет гладкую внутреннюю поверхность. Резьба відпресована таким образом, что внутренняя часть ленты остается гладкой. Преимущества — почти не травмирует резину патрубка, имеет высочайшую прочность среди червячных хомутов.
Усовершенствованные модификации червячного хомута:
— усиленный хомут. Замок для усиления хомута соединяется с лентой контактной сваркой или склепуванням, образуя единую конструкцию. Он рассчитан на большое давление.
— при необходимости частого демонтажа такого хомута используют зажим с ключом или «бабочкой», что позволяет его устанавливать и снимать без специального инструмента. Ключ может быть изготовлен из пластика или металла. При их использовании нужно быть особенно внимательным, чтобы при затягивании не создать очень большое усилие, которое обеспечивается удобством ключа.
— хомут с пружинной вставкой. Является хорошей альтернативой пружинным хомутов. Такие хомуты могут устанавливаться на низкокачественные шланги или шланги с необычной геометрией и более точно подгоняются до места герметизации. Часто применяются в ответственных узлах европейского оборудования.

СИЛОВЫЕ хомуты. Имеют конструкцию кольца из нержавеющей стали, на которой установлен болт. Отличаются наличием ушек, что не отгибаются при добавлении значительного натяжного усилия. Выдерживают значительную нагрузку. Обеспечивают высокую силу зажима. Применяют для толстостенных и армированных шлангов в тяжелых эксплуатационных условиях — глубокий вакуум, высокое давление, вибрации, пульсирующие силовые нагрузки, сильные перепады температур. Изготавливаются из высококачественной стали
— шарнирные одноболтовові хомуты. Применяются для шлангов с повышенной жесткостью или армированных. Имеют отбортовку по краям ленты.
— двоболтові хомуты. Применяются там, где особенно важен перераспределение напряжений.
— четирьохболтові хомуты. Очень прочные, могут изготавливаться из алюминия. Используют при большом давлении в напорных рукавах, при монтаже швидкоз’ємних муфт.
— Т-болт. Изготавливается с пружиной и без. Менее прочный, чем обычный силовой хомут, но имеет лучшую герметизирующую способность. Применяются на более эластичных шлангах, чем стандартные силовые. Мостик, открывается позволяет надевать хомут, не раз’єднуючи шланги.
— фланцевые V-band является разновидностью силовых хомутов Т-болт. Применяют при соединении труб интеркулеров, діафрагменних насосов, глушителей. Изготавливаются с разным углом наклона и длиной фланцевой обортовки.
— ремонтные. Используются для устранения повреждений или перекосов в трубопроводах. Используют для временного ремонта, но многие модели способны работать десятилетиями. Могут выдерживать значительные перепады давления.

ПРУЖИННЫЕ хомуты.- хомуты-клипсы из круглого провода в виде парных колец с ушками, без специального замка. Используют для низких давлений, применяемых в системах отопления и охлаждения на эластичных патрубках. Могут быть использованы много раз. Качественные хомуты этого типа могут быть дороже качественных червячных. Преимущества — способны компенсировать тепловое расширение, обеспечивают быстрый монтаж. Недостатки — при достижении надежного крепления пережимает шланг и, если он некачественный, может привести к его растрескиванию.
— хомуты с плоской пружинной лентой (высокой нагрузки) используют в районе двигателей. Важно качество стали, поскольку при каждом цикле охлаждения-нагрева изменяется геометрия соединения. Хомуты из спецстали выдерживают до миллиона таких циклов, а менее качественные уже очень скоро попускали и не обеспечивают должной герметичности и фиксации. Преимущества — хорошо зарекомендовали себя в системах, подверженных тепловым расширениям и другим деформациям, а также вибронагружении. Правильно подобранные хомуты обеспечивают работоспособность в течение всего жизненного цикла агрегата на который установлены. Устанавливаются специальными клещами. Важно учитывать, что клещи рассчитаны под определенный диапазон размеров и ширины хомутов.
— хомуты из плоской пружинной ленты с предустановленной чекой. Помогают устанавливать хомуты без использования специального инструмента. Представляют собой стандартный пружинный хомут, розчіплений на специальном оборудовании с надетой пластиковой чекой. После установки на предполагаемое место чека выдергивается и хомут закрепляется. Устанавливать чеку обратно без специального оборудования не рекомендуется.

ПРОВОЛОЧНЫЕ СПИРАЛЬНЫЕ хомуты. Применяются для монтажа спирально армированных шлангов, толстостенных шлангов и труб в условиях с сильной вибрацией. Часто используются на японских автомобилях. Монтируются как специальными инструментами, так и обычным гаечным ключом. Преимущества — виброустойчивость.

УШНЫЕ хомуты.
— одинарные — на одно «ухо». Экономические. Имеют простую неразборную конструкцию. Подходят для соединения шлангов, по которым проходит воздух или жидкость без избыточного давления. Устанавливаются клещами для ушных хомутов, но можно установить и обычными строительными клещами. Могут выпускаться с вкладышем из нержавеющей стали, который защищает шланги из недолговечных материалов от защипывания. Могут изготавливаться из пищевой нержавеющей стали.
— двойные — на два «уха». Обеспечивают дополнительную жесткость крепления и лучше распределяют давление по окружности шланга, чем одинарные. Позволяют фиксировать шланги с большим давлением, чем с одинарными хомутами.
— безступінчаті. Отличаются от червячных и винтовых хомутов конструкцией замка. Они не имеют выступающих частей, которыми во время движения автомобиля они могли бы зацепиться за посторонний предмет и нанести повреждения чехла. Обеспечивает более простое и быстрое соединение. Часто применяют в труднодоступных местах при низком и среднем давлении и в пневматических системах. Автопроизводители используют их для закрепления чехлов в конструкциях ШРУС. Это хомут быстрого крепления. Специальная конструкция позволяет изменять диаметр в ходе установки. Очень удобны в использовании.

ДЛЯ ВЫПУСКНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ. Конструкция зависит от формы стыков труб системы выпуска.
— с U-образной резьбовой шпилькой. Еще называют хомутом-стремянкой или стрем’яночним хомутом. Наиболее простая и дешевая конструкция. Фиксирует телескопическое соединение труб — труба в трубе. Наружная труба должна иметь разрезы. Широко применяется при производстве мачт, антенн и сборных секций, рекламных конструкций. Преимущества — не требует разъединения труб при установке. Недостатки — не обеспечивает высокой герметичности.
— с разрезной скобой. Неразъемный хомут. Фиксирует телескопическое соединение труб — в нахлыст. Наружная труба должна иметь разрезы. Преимущества — обеспечивает более высокую герметизацию, чем с U-образной резьбовой шпилькой, особенно при перепадах температуры и постоянной вибрации. Недостатки — для установки требует разъединения труб.
— с двумя скобами и внутренним опорным кольцом. Используется для раструбного соединения труб встык. Преимущества — компенсирует перекосы соединяемых деталей и исключает их пригорания благодаря двосторонньій конусности наружной поверхности опорного кольца. Недостатки — для установки требует разъединения труб.

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ установки хомутов оправданы, поскольку установка или демонтаж их подручными средствами часто может быть травматичным
— клещи для ушных хомутов фронтальные
— клещи для пружинных хомутов
— щипцы для пружинных хомутов
— щипцы для шрусових хомутов
— отвертки для червячных хомутов — выполнены в виде торцевого ключа с гибким подводом. Благодаря использованию такого инструмента не повреждаются головки винтов в зоне проемов, чего не скажешь об использовании обычных отверток.

ТИПЫ МЕТАЛЛОВ, используемых в хомутах:
— W1 — алюминиевый или оцинкованный хомут. Используют в автосервисах.
— W2 (AISI430, 12Х17) — самая распространенная нержавеющая сталь, хорошо намагничивается, болты из оцинкованной стали. Используют в автосервисах.
— W3 (AISI430, 12Х17) — аналог хомутов W2, но у него болты полностью из стали по AISI430. Используют в автомобилестроении.
— W4 (А2, AISI304, 8Х18Н10) — важконамагнічувана нержавеющая сталь. Используют в автомобилестроении и пищевой промышленности.
— W5 (А4, AISI316, 10Х17Н13М2Т) — антимагнітна нержавеющая сталь. Используют в агрессивных средах и при наличии блуждающих токов.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
— при выборе хомута обращайте внимание на его края. Желательно, чтобы они не были острыми и не имели заусенцев, так как такие хомуты очень повреждают шланги
— на качественных универсальных хомутах указывают товарный знак производителя и диаметр или диапазон размеров для которых изготовлен хомут
— уточните величину усилия затяжки, рекомендуемую производителем (иногда она наносится на хомут). Не старайтесь затянуть хомут как можно сильнее, это может повредить хомут и з’єднувані детали. Новые качественные хомуты нет необходимости зажимать с таким усилием, как старые или некачественные, им достаточно минимального усилия затяжки для фиксации патрубка и обеспечения герметичности. В старых хомутах применялся очень упругий металл ленты, были плохо обработаны кромки, некачественно сделаны насечки, что в результате вызвало большие потери на трение. Напряжение, которое возникает в шланге при перетаскивании, приводит к его старению и в дальнейшем провоцирует появление трещин.