Как стать успешным учителем

Совершенству нет предела! И профессионализма тоже. Каждый день мы должны становиться лучшей версией себя – развиваться, узнавать новое, помогать другим… А учителя при этом никогда не забывают, что они являются моделью для подражания. Каждый день на них смотрят десятки пар глаз, что следят буквально за каждым шагом. Поэтому необходимо соответствовать высокому статусу https://pedagogika.org/publ/kalejdoskop_razlichnykh_znanij/4 педагога! Как это сделать? Какие принципы помогут стать действительно успешным учителем?

1. Обратная связь важен

Как вы оцениваете учеников? Обычный опрос в конце урока или темы в сочетании с привычными контрольными не всегда дают желаемый результат. Многие из учеников самом деле просто боится выходить к доске и отвечать. Согласитесь, уверенно говорить тогда, когда на тебя смотрят другие, не всегда просто, даже ожидания контрольной иногда способно превратить жизнь впечатлительного ребенка в кошмар.

Не стоит игнорировать такие нюансы. Помогите ученикам чувствовать себя уверенно! Проведите небольшой опрос, спросите:

  • как ученикам удобно отвечать (устно или письменно);
  • как они себя чувствуют, когда выходят к доске;
  • формат контроля знаний был бы для них интересен (обычная контрольная, тестовые задания, проэктная работа и тому подобное);
  • всегда ли, по их мнению, они получают справедливые оценки;
  • которые, по мнению учащихся, они имеют сильные и слабые стороны;
  • какие бы темы они хотели изучить глубже.

Такой опрос поможет учителю построить особую стратегию работы с классом и конкретными учениками. Например, вы сможете задавать ученикам проекты, организовать групповое обучение, предложить некоторым школьникам выполнять творческие задания. И, возможно, придется несколько модернизировать планы своих уроков, сместив фокус на то, что интересует учащихся. Конечно, это возможно далеко не всегда. Но стоит быть к этому готовыми.

2. Без предубеждений

Как известно, наши ожидания так или иначе влияют на результаты работы. И иногда не только нашей! Наверное, вы слышали об известном поведенческий эксперимент профессора Розенталя: в начале учебного года ученый якобы провел ученикам тесты на IQ, которые должны стать главным критерием успешности школьников. Новым учителям детей Розенталь сказал, что 10 учащихся имеют особый потенциал (фамилии он выбрал рандомно).

Что же в итоге? Учителя подсознательно помнили о том, что некоторые из учеников более способный, поэтому уделяли им больше внимания, оказывали качественную обратную связь, помогали анализировать ошибки. Более того, в таких учащихся педагоги относились более снисходительно. Большие надежды привели к готовности помогать детям в процессе обучения.

Конечно, предубеждения бывают разными. Например, многие считают, что девочки больше склонны к гуманитарным наукам, тогда как мальчики легко справятся с точными. Хотя на самом деле это совсем не так. Мы можем даже не замечать своего предвзятого отношения через стереотипные представления, с которыми жили с детства. Что же делать? Для начала признать, что предубеждения могут быть реальной проблемой, а затем внимательно проанализировать собственное поведение. Задайте себе следующие вопросы:

  1. Или я выделяю кого-то из класса?
  2. Считаю ли я некоторых учеников более способными/умными, чем другие?
  3. Не бывает такого, что еще в начале изучения новой темы я думаю, что вот этот ученик точно не справится?
  4. Бывает ли так, что я даю задание ученикам и думаю, что с ним может справиться только один?
  5. Не бывает ли, что некоторые из учеников меня раздражает? Почему так происходит?
  6. Бывает ли так, что я ставлю кому-то хорошую оценку, хотя сегодня этот ученик работал не так уж и хорошо?
  7. Возможно, иногда я игнорирую инциативу некоторых учеников?
  8. Возможно, я не учитываю все способности личности?

Откровенный разговор с собой поможет увидеть подводные камни вашего стиля преподавания и взглянуть на некоторых учеников с другой стороны.

3. Впустить онлайн в свою жизнь

В этом году дистанционное обучение ворвалось в нашу жизнь и даже не спросил, мы вообще готовы. Но на самом деле когда-то это должно было случиться: учителя должны были выйти в интернет. И как бы не было в сентябре, теперь обучение станет более гибким, а онлайн и офлайн соединятся. Конечно, в эффективности онлайн-обучение пока что есть множество вопросов, но мы не можем отрицать тот факт, что некоторым из учеников такой подход действительно понравился. И результаты они продемонстрировали замечательные!

Интернет таит в себе множество возможностей для обучения. И это не только Zoom и Google Classroom! Если хорошо поискать, можно найти множество игровых приложений, научиться пользоваться визуальными инструментами (інфографіками, диаграммами и т. п), попробовать поработать с видео или фоторедакторами, создать комикс и тому подобное. И непременно общаться с учениками! Можно создать отдельную страницу класса в соцсети или группу в мессенджере – им будет интересно!

4. Что-то новое – это всегда круто

Конечно, у вас есть проверенные методы преподавания, которые прекрасно работают уже не першй год. И это прекрасно. Но как часто вы пробуете что-то новое? Ваши ученики должны видеть, что вы не стоите на месте, развиваетесь и приобретаете новое, вводите новые приемы и методы. Не стоит стесняться, честно скажите ученикам, что никогда раньше не пробовали работать с этим приложением, но очень хотите показать его детям и научить их новому. Они точно оценят такую откровенность! И будут брать с вас пример.

Измените оформление класса, добавьте начності (или используйте другую), переставьте парты… Даже самые простые изменения могут вдохновить на творчество и вас, и ваших учеников!

5. Работа должна приносить удовольствие

Даже если выдался не лучший день. Когда мы любим то, что делаем, это заметно. Мы сяємо, мы энергичны, мы вдохновленные и уверенные в себе. И даже самая сложная учебная тема внезапно становится интересной и не такой уж непонятной. Мотивация пропала, а вдохновение делось неизвестно куда? Возможно, вам надо отдохнуть, подумать над реорганизацией рабочего дня, послушать об опыте других педагогов, просто разобраться в себе.

Расширяйте горизонты и пробуйте то, чего не делали раньше. Например, співучителювання! А может вам по душе интеграция предметов? Можливостйе множество!

Не будьте слишком серьезными, покажите ученикам, что вы тоже веселая и интересная личность. В конце концов, развлечения и обучения прекрасно сочетаются!