Работа. Квартальный отчет. Планерка. Надоело! А что, если сбежать из офиса прямо в небо? Вспомнить детскую мечту, махнуть на аэродром, надеть парашют и сесть в самолет. А там, в небе, преодолев врожденный страх высоты, сделать шаг в никуда и парить, словно птица … Должна же мечта когда-нибудь сбыться!
Каким способом лететь
Вы решили прыгнуть с парашютом? «Перворазники» (так называют тех, кто собирается знакомиться с небом впервые) могут сделать это двумя способами. Это может быть самостоятельный прыжок по классической схеме с принудительным раскрытием парашюта (т. е. кольцо дергать не надо, все раскроется само). В другом случае это прыжок с тандем-мастером (инструктором).
Классическая схема
Прыжок по классической схеме https://kiev.sq.com.ua/rus/news/novosti_partnerov/27.05.2021/u_chomu_perevagi_stribka_z_parashutom/ выполняется на круглом парашюте и приблизительно выглядит так: около 10 минут полета на самолете (вертолете). На высоте 600-800 метров — отделение («выпадение», как шутят про новичков опытные парашютисты), иногда самостоятельное. Затем открытие парашюта и дальнейшее висение под куполом в течение двух-трех минут. Приземление в том месте, куда занесет, поскольку купол неуправляемый. Укладывание купола в сумку и прогулка обратно на старт.
Тандем
Прыжок в тандеме выполняется на прямоугольном парашюте типа «крыло» и считается более безопасным: используется самая надежная техника, работают самые опытные инструкторы.
Принцип прост — подвесная система новичка соединяется с подвесной системой инструктора, за спиной которого и находятся парашюты. Вдвоем они выпрыгивают из вертолета на высоте намного большей, чем по классической схеме — 3500-4000 метров.
Затем то, ради чего, собственно, люди и отправляются в небо: свободное падение, которое длится около минуты. И лишь потом инструктор открывает парашют. Под его большим куполом тандемщики снижаются (всю работу по контролю за высотой, открытию парашюта, управлению куполом и приземлению выполняет тандем-мастер). Приземление происходит мягко, рядом с местом взлета.
Еще один плюс тандема — можно заказать съемку своего прыжка, а после приземления просмотреть отснятый материал и заново пережить ощущения свободного падения, но уже без страха за плохой конец.
Какому прыжку отдать предпочтение? Учтите плюсы и минусы того или иного.
Самостоятельный прыжок с высоты 800 метров:
Минусы
- Довольно долгая наземная подготовка.
- Тяжелый по весу парашют.
- Отсутствие свободного падения и связанных с ним впечатлений.
- Отсутствие возможности снять прыжок на видео.
- Как правило, отсутствие возможности управлять парашютом.
- Есть опасность получения травм, например, если новичок перенервничал и что-то сделал не так.
Плюсы
- Относительно доступная цена.
- Всегда в наличии свободные парашюты.
- Есть возможность прыгнуть с друзьями в одном взлете.
Прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров:
Минусы
- Высокая стоимость прыжка.
Плюсы
- Ощущение высоты 4000 метров.
- Минута или более свободного падения.
- Мягкое приземление.
- Видеокассета с записью прыжка.
- Безопасность.
Как подготовиться к прыжку
Для всех новичков путь к первому прыжку один — через школу парашютизма.
Такие школы существуют в большом количестве, учиться там может любой желающий.
В некоторых клубах вам предложат вместо долгих занятий экспресс-подготовку — короткий инструктаж на поле перед прыжком. Правда, много серьезных профессионалов считают такое «полевое» обучение на аэродроме недостаточным. Ведь будущий парашютист должен не только знать, как и что делать во время прыжка, но и отшлифовать необходимые навыки до автоматизма, а это возможно лишь во время тренировок в спортзале и на макете подвесной системы парашюта. В других школах вас будут готовить не один день. Все репетируется до тех пор, пока каждый кандидат в парашютисты не выполнит «на отлично» и отделение от самолета, и отключение запасного парашюта (чтобы он не помешал основном), и приземление. Особое внимание — нештатных ситуаций, например приземления на дерево.
На сегодняшний день существует три наиболее распространенных варианта серьезной подготовки к прыжку.
Правилом для всех программ обучения является то, что к следующему этапу переходят только тогда, когда ученик полностью освоил предыдущий. От количества прыжков в данном случае ничего не зависит.
Обучение по классической программе
В советские времена в многочисленных школах ДОСААФ (ныне РОСТО) обучали только по этой методике, наиболее распространенной и дешевой и до этого дня.
Первые прыжки в этой программе начинаются с высоты 800 метров с использованием принудительного раскрытия парашюта. По мере дальнейшего продвижения в учебе ученик осваивает необходимые парашутисту навыки, в том числе учится самостоятельно раскрывать парашют. В результате обучения по этой программе человек оказывается достаточно подготовленным, чтобы начать изучать прыжки на управляемом парашюте типа «крыло». Чтобы полностью пройти эту программу, может понадобиться от 25 до 45 прыжков, в зависимости от способностей ученика.
Обучение по программе «Статика Лайн» (Static Line — вытяжной фал)
Отличается от классической программы тем, что с самого начала прыжки осуществляются с управляемым парашютом типа «крыло». Парашют этот, правда, специально подготовлен с учетом того, что с ним будет прыгать новичок, он более устойчив и т.д. Как и в классике, первые прыжки осуществляются с применением принудительного раскрытия парашюта.
Однако многие специалисты серьезно сомневаются в необходимости этой программы, поэтому в большинстве школ ее не встретишь. Основная причина заключается в опасности данной методики. Парашюты типа «крыло» требуют раскрытия в правильной позе, а научить этому на земле человека, который ни разу не прыгал, очень сложно. Поэтому у студентов, обучающихся по этой программе, происходило большое количество ЧП, например, люди запутывались в стропах во время раскрытия парашюта.
Обучение по программе АФФ. (Accelerated Free Fall — ускоренное свободное падение)
Наиболее эффективная и безопасная программа.
При достаточных способностях ученика ее можно пройти за неделю. Одно из отличий в том, что учится очень интенсивно тренируют на земле. Другое отличие в том, что вместе с новичком с самого первого прыжка выпрыгивают два инструктора. В воздухе они контролируют и подстраховывают его. Это позволяет с первых же прыжков использовать парашют типа «крыло» и прыгать с высоты 3500-4000 метров. После раскрытия парашюта контроль действий ученика осуществляется с земли по рации. Как показывает практика, эту программу проходят за меньшее количество прыжков — от 8 до 15.
Кстати, подготовка к прыжку в тандеме (включая надевание подвесной системы) занимает от 5 до 15 минут, теоретических знаний практически не понадобится, ведь фактически за все отвечает инструктор.
Как остаться живым
На некоторых аэродромах с вас, скорее всего, возьмут расписку на случай неудачного прыжка. Бежать к нотариусу составлять завещание и вообще сильно переживать по этому поводу не нужно. Неудачный прыжок — редкое исключение: ведь каждый новичок прыгает с двумя парашютами сразу, один из них — запасной. В случае если человек растерялся и забыл открыть основное, специальное страхующее устройство выбрасывает запасной парашют.
Еще одна страшилка — неправильно уложенный парашют. Эти страхи тоже порядком преувеличены: укладкой куполов занимаются только инструкторы и спортсмены аэроклуба, которые знают процесс как свои пять пальцев.
Впрочем, для того чтобы вы почти наверняка не попали в страшную статистику несчастных случаев, желательно прислушаться к советам бывалых парашютистов.
- Ответственно подойдите к выбору клуба, в котором будете совершать прыжки. Поговорите с теми, кто уже прыгал. Выясните, насколько опытные и ответственные люди будут организовывать ваш первый прыжок.
- Серьезно отнеситесь к подготовке. Не пожалейте времени и пройдите обучение по одной из программ, описанных выше.
- Воздержитесь на первых прыжках от использования парашютов, которые придется раскрывать самостоятельно. Для самостоятельных прыжков первое время безопаснее система с принудительным раскрытием парашюта. Полностью исключает травмирование прыжок в тандеме.
- Не забывайте надевать соответствующую обувь и одежду.