Как научиться ездить на машине с «автоматом»

В заголовке – вопрос, не понятно тем, кто никогда не садился за руль машины «на механике». Порадуемся за них – а для остальных предлагаем несколько подсказок из личного опыта тест-пилотов.

Навыки управления механической трансмиссией, полученные водителем во время обучения в автошколе, обычно настолько прочные, что во время пересадки на машину с АКП приходится действительно переучиваться. И дело здесь не только в риске что-то поломать при попытке ручного переключения передачи в “автомате”, а и в настоящий угрозе для безопасности движения.

Автоматическая трансмиссия – это удобство управления. Но пользоваться ею надо учиться

Самая страшная ошибка

Дело в том, что самая типичная ошибка водителя в таком случае – попытка нажать педаль сцепления. Но вместо отсутствующей педали нога чаще всего попадает на широкую и удобную тормозную педаль – в результате чего машина становится как вкопанная. Если такое случается в потоке транспорта, это приводит к аварийной ситуации: не каждый водитель, движущийся сзади успеет среагировать и остановиться.

Но и на свободной дороге такая попытка “переключения” может завершиться неприємнотями – кто-то из пассажиров (а не дай Бог, в салоне будет ребенок!) может удариться в лобовое стекло или переднее сиденье.

Если по ошибке нажать тормоз вместо сцепления, машина резко затормозит, что может привести к ДТП. Виновным будет сам неопытный водитель

Как научиться ездить на машине с АКП

    • Для начала разберитесь с https://avtonov.info/razobratsya-v-tom-kak-ezdit-na-avtomate-ne-slozhno и алгоритмом взаимодействия органов управления: замок зажигания, тормозной педали и селектора трансмиссии. Например, на таких авто, как правило, селектор коробки нельзя переместить из положения P без нажатой педали тормоза или при неработающем двигателе. Бывает, что ключ из замка не извлекается, пока вы не поставите селектор в “паркинг”.
  • Во время движения, особенно в первых поездках, держите левую ногу подобранной под сиденье. Таким образом она будет удалена от фантомной педали сцепления – а на самом деле от тормозной педали. Для управления акселератором и тормозами, вам достаточно правой ноги.

Чтобы освоить управление машиной с АКП, не надо избавляться от навыков езды “на механике”: придется создать в подсознании две модели управления: для МКП и АКП

  • Заучите место на щитке приборов, где расположен показатель включенного режима АКП, и следите за ним во время манипуляций с селектором.
  • Не имейте привычки во время остановок на светофоре и у перекрестков переводить селектор в положение N или P. Во-первых, это не имеет смысла с технической точки зрения, а во-вторых, вы можете случайно включить заднюю передачу и ударить того, кто стоит позади вас.
  • Заранее отработайте движение машины с АКП на малой скорости в пробке, при парковке, заезде в гараж. Чаще всего это очень просто: при положении селектора D или R вы убираете правую ногу с акселератора и переносите ее на тормозную педаль, понемногу сдерживая ней машину, которая самостоятельно двигается с места и медленно ползет.
АКП против вариатора CVT: что лучше
  • Потренируйтесь правильно пользоваться режимом “кик-даун” для максимально быстрого ускорения. Ведь некоторые водители не сразу понимают, что акселератор можно “продавить” до самого пола, преодолевая сопротивление специального “барьера” внизу хода педали.
  • Избавьтесь от привычки “играть” с акселератором в режиме D, все действия с этой педалью должны быть четкими, без резких кратковременных изменений – если ускорение, то уверенное, без перерывов, если накат, то без підгазовок. Иначе электроника управления АКП может не понять ваших намерений и будет зря переключаться вверх или вниз.
  • Выясните, как лучше всего с вашим силовым агрегатом выполнять торможение двигателем. Иногда для этого приходится переходить в ручной режим трансмиссии и принудительно включать одну из низших передач, а в некоторых авто определенное тормозное усилие достигается уже при простом сбросе газа в режиме D. Торможение двигателем обязательно понадобится вам в горах и зимой.
  • Относительно зимы – вам будет лучше заранее разобраться, как включается зимний режим АКП для трогания на скользкой поверхности, как эффективнее и безопаснее для коробки буксовать в снегу и тому подобное.

В большинстве современных АКП режимы ограничения перемиканнь типа W, L, 1 и 2 для сложных условий движения заменены на ручной режим: выбирай передачу сам

Что будет, если на “автомате” поехать, как “на механике”?

На самом деле, конструкторы автоматических трансмиссий предпринимают серьезные меры, чтобы не допустить насилия над коробкой-автоматом и подключенным к ней двигателем. Упомянутая в начале статьи ошибка с попыткой нажать сцепление – наверное, единственная неприятность, которую водитель может создать из-за собственной неосторожности.

Современные трансмиссии обычно имеют блокировку от включения заднего хода при движении вперед, от перегрузки двигателя чрезмерно высокими или слишком низкими оборотами в ручном режиме “автомата”. Разве что советуем быть внимательнее при переходе из автоматического режима в режим Manual во время движения, что не получилось, что вы по неосторожности установили слишком высокую или слишком низкую передачу. Ничего страшного при этом не произойдет, но двигатель и коробка могут понести нежелательных ударных нагрузок.

Взломать современную АКП за некорректные действия трудно: в селекторе предусмотрено несколько блокировок от опасных ошибочных манипуляций

Рекомендация

Машина “на автомате” отнюдь не означает, что на полном “автомате” должна быть и ее водитель. Садясь за руль, нельзя расслабляться настолько, чтобы забывать о количестве педалей и тип трансмиссии. Отметим, что для внимательного водителя вполне реально в течение дня несколько раз пересаживаться с машины с АКП на чистую “механику” и наоборот – и без единого случая перепутанных педалей. Поэтому никакая, даже самая комфортная в мире машина не дает водителю права на ошибку.