Каждый предмет, как и любое живое существо, имеет свой цикл существования, свой особенный путь, круг развития. Вот, например, горшок: много тысяч лет назад кто-то из древних людей первым изготовил эту вещь из глины. На протяжении веков горшки становились красивее, удобнее, прочнее. Когда-то среди кухонной утвари горшки занимали важнейшее место. Однако теперь редко у какой хозяйки осталась эта традиционная посуда, ее используют разве что для приготовления блюд по старинным рецептам.
Некоторые вещи вообще ушли из употребления, некоторые задержались в современности, а какие еще долго будут сопровождать наш быт, нашу жизнь. К таким предметам можно отнести и самовар — сейчас он переживает свою вторую молодость: кто-то ценит его как предмет коллекционирования, а кому-то он интересен с чисто практической точки зрения — очень уж он удобен для приготовления чая, да и особая атмосфера уюта и семейного тепла вознікаетза столом, на котором красуется самовар. Самовар имеет долгую и довольно интересная историю. Она тесным образом связана с историей России, русского быта. За относительно короткое историческое время самовар сумел стать необходимым предметом в жизните любого россиянина. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей, в столице или в провинции практически в каждой семье стояли«Чудо-водогрєїВ». В«приедет Ли, бывало, кто из уезда, зайдет ли вечером гость ближний — и сразу же: В«Самоварчик?В» и уж пыхтит на столе, как символ гостеприимства, домашнее желтобрюхого божество. И угощение на скатерти — свежесваренного в самоваре же яйца, и мед, и крендели на мочальный завязке … В».
Да и сейчас во многих семьях есть самовар https://samovarkino.ru/samovary Такая длинная жизнь связана с главной задачей самовара — приготовлением кипятка для чая. Этот напиток, появившийся на Руси еще в XVII веке, стал одним из самых любимых, а чаепитие — традиционным ритуалом приема гостей. Без чая невозможно представить нашу жизнь. Лев Толстой признавался: В«Я должен был выпивать много чая, так как без него не мог работать. От чая освобождались те возможности, которые дремали в глубине моей души, давая возможность творить … В».
1. История самовара
Самовары — не столь древний предмет домашнего обихода, как может показаться. В России они появились чуть более двух с половиной веков назад. Всем известно, что самовар — это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» — отсюда и слово произошло. Некоторые исследователи считают, правда, что произошло оно от татарского «снабар», в переводе — чайник. Маловероятно, очень уж русское слово. И сам самовар не мог появиться ни в какой другой стране. Есть в Китае, откуда был завезен в Россию чай, родственный прибор, в котором тоже есть труба и поддувало. Но настоящего самовара нет больше нигде, хотя бы потому, что в других странах кипятком сразу заваривают чай, примерно как кофе.
Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.
Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.
По поводу того, как закреплялась в России традиция чаепития, интересно наблюдения.Г. Белинского: «В Москве много трактиров, и они всегда набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай. Не нужно объяснять, о каком народе говорим мы: это народ, который выпивает в день по пятнадцать самоваров, народ, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах … »
Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбітенніке. Сбітеннік внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.
В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай.
Сбітеннік и самовар-кухня явились предшественниками самовара.
Во второй половине XIX века сбитнем торговали из самоваров. Л.Н. Толстой в рассказе «Севастополь в декабре «писал:» Бабы продают булки, русские мужики с самоварами кричат: «Сбитень горячий» «.
Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Знаем лишь, что в 1730-1740 годах самоварами уже пользуются на Урале, позже — в Москве, Туле, Петербурге. В XIX веке самовар расселяется во Владимирской, Ярославской, Вятской губерниях. Но был самовар изобретением уральцев?
Отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, они-то и положили начало самоварного производству. Как бы там не было, но уже два столетия самовар и Тула неотделимы друг от друга.
Известно, что первый самовар был изготовлен в Туле в 1778 г. в Заречье Назаром Лисицын. Вскоре последователей у Лисицына нашлось много. Непосредственная близость к москве, наличие богатых месторождений руд и высококвалифицированных мастеров по металлу способствовало тому, что город оружейников стал известен на весь мир как центр самоварного производства. Наибольшее количество фабрик, а их было 50, приходилось на Заречье, где жили и работали оружейники. Именно они, помимо изготовления оружия, занимались и производством самоваров, которое было выгодно в небольших ремесленных заведениях с детальным разделением труда.
Среди известных оружейников — самоварщіков нач. XIX в. были Василий Лялин, Николай Дементьевич Маликов с сыном Николаем, Андрей Медведев, Иван Баташев. Самовары делались из красной и зеленой меди, мельхиора, томпака, иногда самовары Золото, серебро. Но основной металл для самовара — латунь. В течение столетий менялись фасоны самоваров, а приемы выработки оставались прежними. Почти неизменными в производстве были орудия труда: Кобылина для ковки самовара, гнедкі для разгранкі самоваров, паяльники для спайки кувшина с корпусом самовара, ножницы для резки металла, наковальня, штампеля для клеймения самоваров. На форму самовара влияла мода времени. К концу XIX века в Туле выпускали около 150 фасонов самоваров. Во второй половине XIX века Тула становится центром самоварного производства. Самовары и детали к ним производились не только в Туле, но и в ближайших селах Тульского и Алексинского уездов. Население ряда сел, таких как Нижние присадил, Осиновая Гора, Маслово, специализировались на изготовлении стенок самоваров, и у каждого самоварщіка для изготовления стенки был свой фасон, для которого необходимым инструментом была разгранная форма.
Основной частью самовара считалась стенка, которую делали из листовой меди. Круги, конфорка, заглушка и шейки чаще всего изготовляли литыми, а иногда делали и на давильных станках. Во 2-й половине XIX века выделяются крупные самоварные фабриканты — «самоварные короли «: Ломов, Баташеви, тейл, Воронцовы, Шемаріни. Самовары, сделанные на этих фабриках, пользовались особой популярностью. Ни одна русская выставка в России и за рубежом не обходилась без их самоваров. За лучшую продукцию на выставках фабриканты получали награды, а оттиски с медалей шли на стенки самовара. Стремление к сдешевлення производства привело к стандартизации форм самоваров. Широкое распространение получили так называемые самовары банкой, рюмкой. Простотой в производстве, а вместе с тем скромностью отличались самовары, предназначенные для массового потребителя. Такие самовары можно увидеть в трактире, в рабочей и крестьянской семье. Самовар на начало XX века становится непременным атрибутом каждого русского дома. В конце XIX в. появляется новый тип самовара — керосиновый. Самовар имел резервуар для керосина — с помощью этого топлива нагревалась его вода. В течение всего XIX века. в Туле выпускались дорожные самовары, как правило, они были многогранные, кубические, прямоугольные, а иногда и цилиндрические. В начале XX в. паровая фабрика бр. Шахдат и К только в Туле выпускала самовар со съемным кувшином (самовар системы А. Парічкі). Вода согревалась углем, спиртом и другим топливом, самовары были безопасны в пожарном отношении и вода долго оставалась горячей.
Идут годы, а Тула, как и прежде — центр самоварного производства. Тула — единственный в стране город, выпускающий жаровые самовары. В 1956 г. тульский завод «Штамп» освоил выпуск электрических самоваров, с 1964-1987 гг. — Самовары-сувениры «Ясная Поляна «. Это в 56 раз уменьшенная копия самовара, находящегося в музее-усадьбе Л.Н. Толстого. С 1977 г. на заводе «Штамп» изготовляются комбинированные самовары, совмещающие принцип действия как жарового, так и электрического самовара. Не стареет мастерство тульских умельцев. Ныне на заводе, помимо серийного выпуска, делают и подарочные самовары, которые выполнены с большим художественным вкусом. Безгранична выдумка тульских самоварщіков, и не зря же о Туляков составили пословицу: «Дай Туляков кусок железа — он сотворит чудо». Самовар — это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы — Пушкина и Гоголя, Блока и Горького …
Самовар — это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг ддрузей и родных, теплый и сердечный покой.
увитыми хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же … ворчащий, сверкающий медью, дышат паром тульский самовар на столе.
2. Устройство самовара
Крупнейшим центром производства самоваров в то время и позже становится Тула, которую по праву называли самоварной столицей. Здесь появились фабрики с машинным производством и паровыми двигателями. С 1870-х годов продукция фабрик измерялась уже не пудами, а дюжинами. Самоварные изделия широко завоевывают рынок. В связи с большим спросом на них и стремлением к удешевлению производства происходит унификация форм и декора самовар. Основными становятся самовары-В«вазиВ», В«ЧаркиВ», цилиндрические В«банкиВ». Их можно было встретить в семьях рабочих, зажиточных крестьян, в купеческих домах, на постоялых дворах, в чайных и трактірах.Несмотря на различие в оформлении и отделке, устройство всех самоваров одинаково. Каждый самовар состоял из следующих частей: стенки, кувшина, круга, шейки, поддона, ручек, репейка, стебла крана, ветки, донышка, решетки, душнічка, подшішек, деревянных прироблень, конфорки и заглушки.
Самовары второй половины XIX — начала XX века имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: В«банкуВ», В«чаркаВ», В«вазаВ», В«яйцеВ», В«жолудьВ», В«ДуляВ» (в форме груши), В«ріпкаВ», В«пасхальное яйцеВ», В«полум’яВ» и т. д. При украшении самоваров были популярны орнаментальные мотивы в русском стиле или в его варианте — В«византийском стилей», в стилистике В«неокласикиВ», В«неорококоВ» и других направлений историзма. Декорировали их и растительным орнаментом в модной манере В«романтичногоВ» модерна. Одним из любимых приемов цветового решения становится сочетание красной меди и латуни.Самимі массовыми становятся самовары-В«банкиВ», гладкие, цилиндрической формы. По стоимости они были самыми дешевыми, доступными для простого, небогатого человека. Именно эту форму выбирают для трактирных самоваров и магазинных, предназначенных для уличной торговли. Самовар-В«ріпкаВ», нарядный, никелированный, стоил несколько дороже, и его часто называли еще купеческим. Одной из самых популярных форм становится В«ЧаркаВ» — корпус самовара сужается книзу, и его тонкая шейка напоминает ножку рюмкі.Самовар с круглым туловом назывался самовар-В«куляВ». В Туле их также называли В«перськіВ» — именно такую форму чаще всего заказывали на экспорт, в страны востока: Персию, Турцию. Самовары яйцевидной формы — В«яйцеВ» и В«яйцо пасхальное В»(верхняя часть у такого самовара была намного уже, чем нижняя, в просто яйцевидного — наоборот); самовары в форме груши; самовары в виде чаши — именно они становились любимцами российских семей, самых разных по своему достатку и положению. По-прежнему популярными оставались В«вазиВ», но теперь их поверхности расчеканіваются гранями, В«ложкамиВ», В«колонкамиВ», В«медальйонамиВ», В«ОваламиВ». Некоторые фрагменты корпуса украшаются гравировкой, ручной и механической. Форма вазы прижилась и просуществовала вплоть до нашего времени, в силу своей декоративности ее использовали для производства самоваров, предназначенных для дворянства, высшего чиновничества, крупной буржуазии.
Русский самовар в том виде, каким мы его знаем сегодня, появился в первой половине XVIII века. Конструкция его настолько совершенна, что осталась неизменной на века. Менялись только форма, материалы и художественное оформление.
В разных местностях России этот предмет называли по-разному: в Туле — самовар электрический или водогрей, в Ярославле — самогар, в Курске — самокіпец, в Вятке — самогрей. По определению Владимира Ивановича Даля, самовар — В«водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри». Его основное назначение и особенности устройства: нагрев воды с помощью внутренней трубы-жаровни.
Конструкция жарового самовара предельно проста. Корпус с ручками, внутри — жаровая труба на массивном, но пустотілому основании. В трубу помещают горящий древесный уголь, и он продолжает гореть внизу на решетке в потоке воздуха, поступающего в отверстия основания. Воздух нагревается и, поднимаясь вверх по жаровой трубе, отдает тепло воде в самоваре, а не в электрическом самоваре. Большая поверхность трубы быстро доводит воду до кипения и поддерживает температуру. Естественный ток теплого воздуха вверх создает тягу в топке. Она прикреплена снизу к тулову самовара на некотором расстоянии от поверхности стола, на который ставится самовар. Расстояние это отрегулировано ножками самовара, которые придают ему устойчивость и пожарную безопасность. На трубу надевают крышки тулова, конфорки, крышки самой трубы. Через трубу закладывается топливо и разжигается самовар. Для вливания воды снимается крышка сосуда. Для наполнения стакана есть удобный кран с притертыми поверхностями. Кран, с помощью которого наливается вода из самовара, расположенный на небольшом расстоянии от дна, поэтому взвесь не попадает в чашку.Самая заметная часть самовара, часто имеющая красивую форму — это корпус, тулово или стенка, как его называли самоварщікі. В корпус наливается вода для кіпяченія.Вторая деталь, не менее важная — специальная полость для топлива, находится она в центре корпуса, внутри. Ее делали в виде трубы и наполняли углем. Называется эта труба жаровня или кувшин, так как формой часто его напоминает. В нижней части кувшина или жаровне есть решетка, на которую кладется топливо. Тулово соединяется с нижней частью — поддоном, основанием самовара, к которому крепятся ножки. Переход от корпуса к поддону называется шейка — она более узкая, чем само тулово; в верхней части шейки находятся поддувала — отверстия, обычно декоративно оформленные, через которые проходит воздух, необходимый для поддержания процесса горения в жаровне. Сбоку на корпусе находятся ручки — парные, изогнутые металлические пластины с деревянным валиком между ними — для переноса самовара.
На верхнюю часть стенки надевается круглімое кольцо, которое служит опорой для крышки. Крышка закрывает антикварный самоварний корпус, в центре крышки — отверстие, равное по диаметру трубе-жаровне, крышка как бы нанизывается на жаровню. В самой крышке часто пробиваются небольшие круглые отверстия с откидной крышечкой. Это паровічок или душнічок: когда самовар закипает, через него выпускается пар.На крышку надевается конфорка — красиво оформленная подставка для чайника для заваривания, который часто ставится сверху самовара. Конфорка также маскирует ту часть жаровни, которая возвышается над крышкой. На самом верху находится небольшая крышка-колпачок. Это заглушка — она закрывает верхнее отверстие жаровни и останавливает процесс горения в самоваре, потому что препятствует постоянному току воздуха по трубе-жаровне. Для работы самовара заглушку обязательно снимают. На колпачке-заглушке и крышке есть ручки, круглые деревянные шишки, крепятся они с помощью маленьких полых цилиндриков, надетых на винт-подшішек.Подшішкі закрепляются специальными гайками конической формы-малінкамі.Самая интересная и технически сложная деталь — это кран. Состоит он из нескольких элементов, каждый из которых имеет свое название. Трубка, например, крепится к корпусу при помощи репейка. Это специальное утолщение вокруг крана для более надежного соединения. Открывается и закрывается кран с помощью вертлявая.Наиболее красивой и выразительной частью юркие, да и всего крана, является его завершение — рукоятка. Она бывает двух типов: решетка и ветка. Под словом В«гілкаВ» имели в виду ключ (юркий) самоварного крана, оформленный в виде отходящего в сторону изогнутого или переплетенного стебля. Когда говорили«кран гратамиВ», это означало, что ключ его увенчан ажурной фигурой, напоминающей трілістнік.Эта шишками.