Интересное происхождение Тайной вечери

«Тайная вечеря» — одна из картин, созданных Леонардо да Винчи в 1490-х годах. Фреска была заказана для росписи в трапезной или столовой монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, церкви, расположенной в Милане, Италия. «Тайная вечеря» считается одной из самых узнаваемых картин в мире искусства, а также служит основным украшением стен в домах большинства католиков или христиан. Несмотря на то, что это относительно простая картина, изображающая последнюю трапезу Иисуса Христа со своими двенадцатью апостолами, на протяжении многих лет было много интерпретаций ее скрытого значения. Чтобы узнать больше о том, как появилась популярная картина, вот интересное происхождение Тайной вечери.

Происхождение

Хотя точная дата создания картины в настоящее время неизвестна, предполагается, что «Тайная вечеря» была заказана примерно в начале 1490-х годов. Картина была написана по заказу покровителя да Винчи, Людовико Сфорца, который занимал пост герцога Миланского с 1494 по 1499 год. Сфорца хотел отремонтировать и переделать Санта-Мария-делле-Грацие из церкви в семейный мавзолей, и одним из элементов, который он хотел добавить к зданию, является фреска с изображением тайной вечери Иисуса Христа. К сожалению, план реконструкции церкви не сработал по неизвестным причинам, возможно, из-за нехватки средств, но рядом с церковью была построена небольшая часовня-погребальная.

Планировалось, что Тайная вечеря послужит украшением стен мавзолея и будет расположена прямо под гербом Сфорца. На противоположной стороне или стене картины да Винчи «Тайная вечеря» изображена картина Джованни Донато да Монторфано «Распятие», которая была закончена в 1495 году. Интересно, что Леонардо да Винчи добавил нескольких членов семьи Сфорца в картину «Распятие» после того, как да Монторфано закончил ее.

Учитывая, что да Монторфано уже закончил с Распятием к 1495 году, прежде чем да Винчи нарисовал фигуры семьи Сфорца, предполагается, что да Винчи начал работать над «Тайной вечерей» примерно в том же году. До сегодняшнего дня не сохранилось никаких записей, свидетельствующих о том, когда да Винчи начал писать «Тайную вечерю», поскольку архивы церкви Санта-Мария-делле-Грацие были уничтожены. Тем не менее, есть запись, в которой говорится, что да Винчи почти закончил роспись фрески к 1497 году.

Большинство картин Леонардо созданы с использованием масляной краски, и некоторые историки считают, что это его любимый тип краски, поскольку он мог довольно легко вносить изменения в картину, если когда-либо допустит ошибку. Однако, поскольку «Тайная вечеря» представляет собой фреску, да Винчи использовал гипс, смолу и мастику, чтобы запечатать стену, и свинцовые белила, чтобы украсить фон и фигуры, которые будут написаны маслом и темперой.

Предметы

обрезанное изображение Тайной вечери

Сюжеты Тайной вечери — это Иисус Христос и его двенадцать апостолов, которые сидят перед столом. Двенадцать апостолов изображены в состоянии неверия, гнева и беспокойства, поскольку предполагалось, что это было время во время Тайной вечери, когда Иисус Христос сказал, что один из них предаст его. До 19-го века было только четыре фигуры, которые были правильно идентифицированы, а именно Петр, Иоанн, Иуда и Иисус. Однако, благодаря рукописи, найденной в указанный период, все апостолы, изображенные на картине, были точно идентифицированы. Вот список фигур на картине слева направо:

  • Варфоломей, Иаков, сын Алфея, и Андрей – они образуют группу из трех человек, которая находится в дальнем левом углу стола. У всех троих удивленное выражение лица.
  • Петр, Иуда Искариот и Иоанн – эти трое, пожалуй, самые известные из двенадцати апостолов. Как и первые три апостола, они также образуют группу из трех человек. Дальше от Иисуса сидит Петр, который наклоняется к Иоанну и держит нож (символизирующий его действия в Гефсимании, где он отрезал ухо слуге, чтобы остановить арест Иисуса). В центре группы — Иуда Искариот, который, как видно, ошеломлен заявлением Иисуса и пролил солонку на стол (символизируя свое предательство). Иоанн сидит рядом с Иисусом, но, поскольку Петр, кажется, что-то говорит ему, видно, что он отклонился от Христа.
  • Иисус – изображен с глазами, смотрящими на его открытую левую руку.
  • Фома, Иаков Великий и Филипп – эти апостолы сидят слева от Иисуса. Фома стоит позади Иакова Великого и указывает указательным пальцем правой руки вверх (тем же пальцем он ощупывал раны Иисуса, когда тот был воскрешен). Джеймс Великий находится в состоянии шока, подняв руки вверх. Филипп изображен со склоненной головой и, кажется, просит у Иисуса объяснений.
  • Матфей, Иуда Фаддей и Симон Зелот – эти апостолы являются тремя из четырех апостолов, которые не смотрят на Иисуса, а другим является Иоанн. Как и большинство апостолов, они находятся в состоянии неверия.

Мы также должны принять к сведению, что конкретная сцена, изображенная на Тайной вечере, — это та, где Иисус левой рукой подает кусок хлеба апостолам. Затем Иисус заявляет, что его предатель возьмет кусок хлеба одновременно с ним. На фреске хорошо видно, что левая рука Иуды Искариота, кажется, тянется к куску хлеба слева от него, хотя предполагается, что он сделал это действие подсознательно, будучи отвлеченным разговором между Петром и Иоанном.

Среди экспертов по искусству распространено мнение, что Леонардо да Винчи использовал лица людей, которых он регулярно видит на улицах, для изображения фигур на своих картинах. Говорят, что для Иуды Искариота да Винчи было трудно найти лицо предателя. Однако в один из дней, когда да Винчи искал идеальное лицо для Иуды, настоятель монастыря пожаловался, что да Винчи был ленив, поскольку он просто ходил по улицам вместо того, чтобы заканчивать картину. В качестве возражения да Винчи написал настоятелю монастыря, что он использует лицо настоятеля для Иуды, если ему не удастся найти другие возможные лица. В настоящее время неизвестно, действительно ли да Винчи нарисовал лицо приора как лицо Иуды.