Геологоразведочные работы, связанные с использованием автомобильно-транспортного парка (АТП) машин и бурение скважин на соответствующую глубину. В свою очередь для использования АТП возникает необходимость изъятия из фонда земель сельскохозяйственного назначения или других объектов под строительство дорог. Так, подсчеты показывают, что на сооружение даже проектной дороги шириной 4 м размер занимаемой им площади составляет ориентировочно 1 га на каждые 2,5 км трассы. — геологоразведочные работы стоимость
Сооружение дорог геологоразведочного назначения сопровождается такими основными изменениями участков земной поверхности:
— вырубка леса на трассе;
— уничтожение травянистого покрова и кустарников под проектируемым полотном дороги;
— нарушение гумусового слоя;
— аналогичными нарушениями на соседних с дорожным полотном земельных участках, из которых берется порода для строительства дороги;
— создание нового микроландшафту на отдельных участках трассы в связи с устройством выемок и насыпей, создания дамб и тому подобное.
Уничтожение травянистого покрова и кустарников в связи с подготовительными работами на полотне дороги и разработки соседних земельных участков может иметь некоторые (иногда значительные) экологические последствия в районах с неблагоприятными географическими условиями (свойства почвы, климат), где процессы восстановления растительного покрова проходят медленно. Нарушение гумусового слоя, которое сопровождается изменением структуры почв, загрязнением песком, гравием, щебнем и вязкими материалами, по своим последствиям наиболее существенные для плодородных земель.
При прокладке дорожных трасс в лесистой местности делаются просеки шириной 10-15 м, то есть в случае строительства 1 км дороги вырубается лес на площади 1,0-1,5 га. Значительное количество деревьев вырубается для использования как строительный материал в процессе прокладывания дорог в болотной местности.
Нарушение природных ландшафтов местности, на которой проводятся геологоразведочные работы, связанное с образованием впадин в результате проведения открытых горных выработок и повышения вследствие оставления на земной поверхности породной массы, которая выделяется из скважин или горных выработок.
Для вскрытия коренных пород и полезных ископаемых, залегающих на незначительной глубине от поверхности, широко используются разведывательные канавы. Параметры этих канав различны: длина их устанавливается в зависимости от размеров исследуемых площадей и требований методики разведки, ширина канав зависит от глубины, формы поперечного сечения и свойств пород.
В зависимости от условий и объема работ используют машинный (погрузчиками, экскаваторами, бульдозерами, колесными и канатными скреперами) способ проходки с использованием энергии взрывчатых веществ и вручную. Эти способы по-разному характеризуются с экологической точки зрения. Например, проходка разведочных канав погрузчиками и вручную сопровождается наименьшими нарушениями поверхности. Бульдозерная же проходка приводит во многих случаях к неоправданному увеличению ширины выработок и создание отвалов, ликвидация которых требует дополнительных затрат. Наконец, самыми негативными экологическими последствиями характеризуется проходка разведочных канав взрывом. При этом ширина образованных взрывом канав превышает в 2-4 раза их глубину, разбрасывания породы на поверхности измеряется десятками метров в каждую сторону выработки. Поэтому не случайно, что проходная канава взрывом на выброс сейчас разрешается лишь в исключительных случаях в труднодоступных (преимущественно горных) районах при низкопродуктивных почвах.
Крупнейшие по своим размерам отвалы возникают на промышленных площадках геологоразведочных экспедиций, которые проводят разведку месторождений радиоактивных руд и разведочно-эксплуатационные работы на месторождениях кристаллического сырья.
Карьеры по характеру нарушений и формой рельефа бывают террасированы, котловано — и западиноподібні и др. По глубине разработки их разделяют на глубокие, среднеглубокие и неглубокие. Глубокие и среднеглубокие целесообразно отводить под водоемы, а неглубокие — под строительство или для размещения отходов производства.
Отвалы бывают внутренние и внешние, а по характеру нарушения и формой рельефа — платоподібні, террасированные и гребенеподібні. Восстановление и использование отвалов в значительной степени зависит от способа их отсыпки, толщины и физико-химических свойств вскрышных пород. Например, платоподібні внутренние и внешние отвалы, которые отсыпаны транспортными средствами и имеют высоту в пределах 5-30 м можно использовать под пашню, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения и задернения для природоохранного назначения, а в некоторых случаях — под зоны отдыха и спорта.
Гребенеподібні отвалы, отсыпаются безтранспортною системой с использованием драглайнов или консольных відвалоутворювачів высотой 30-50 м, и — можно использовать под сенокосы, многолетние насаждения и задернения для природоохранного назначения.