Филиальная сеть коммерческого банка

Филиал банка — обособленное структурное подразделение банка, не имеющее статуса юридического лица и осуществляющее банковскую деятельность от имени банка.

Подразделение банка — структурная единица банка, не имеющее статуса юридического лица и выполняет функции, определенные банком.

Филиалы банков https://alfabankpro.com/otdeleniya/moscow открываются с согласия Национального банка, которая предоставляется на основании следующих документов:

  • — ходатайство банка об открытии филиала с указанием местонахождения и основных видов деятельности филиала;
  • — решение наблюдательного совета банка об открытии филиалов;
  • — положения о филиале, утвержденного наблюдательным советом банка;
  • — информации о руководителя и главного бухгалтера филиала.

Национальный банк Украины проверяет соответствие помещения и оборудования филиала требованиям, установленным Национальным банком Украины. Национальный банк Украины имеет право отказать в даче согласия на открытие филиала из следующих оснований:

  • — предоставленные документы не соответствуют требованиям закона Украины «Про банки и банковскую деятельность» или нормативно-правовых актов Национального банка;
  • — помещение и оборудование филиала не отвечают требованиям Национального банка Украины относительно безопасности хранения ценностей (если филиал имеет намерение самостоятельно работать с наличными денежными средствами и ценностями);
  • — предложенные кандидатуры руководителя и главного бухгалтера филиала не отвечают требованиям закона Украины «О банках и банковской деятельности» относительно соответствия профессиональной и деловой репутации;
  • — у банка-заявителя обнаружены финансовые или правовые проблемы, указывающие на возможность негативных последствий для клиентов или потенциальных клиентов банка в результате открытия филиала.

Регистрация филиалов банка осуществляется Национальным банком Украины в течение одного месяца с момента предоставления всех необходимых документов путем внесения соответствующей информации в Государственный реестр банков.

Представительство банка — территориально обособленное структурное подразделение банка, не осуществляет банковскую деятельность.

Банки обязаны предоставлять информацию Национальному банку Украины об открытии представительства, которая вносится в Государственный реестр банков.

Регистрация представительств банков-нерезидентов осуществляется Национальным банком Украины. Для регистрации подаются следующие документы:

  • — ходатайство о регистрации представительства иностранного банка за подписью уполномоченного лица;
  • — выписку из банковского (торгового) реестра или другой официальный документ, подтверждающий регистрацию иностранного банка;
  • — положение о представительстве;
  • — поручения от иностранного банка на осуществление представительских функций.

Указанные документы, кроме ходатайства о регистрации представительства иностранного банка, должны быть нотариально заверены по месту их выдачи, легализованы в консульском учреждении Украины, если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, не предусмотрено иное, и сопровождаются нотариально заверенным переводом на украинский язык.

Национальный банк Украины может отказать в регистрации представительства иностранного банка в случае нарушения порядка регистрации, несоответствия представленных документов законодательству Украины, недостоверности информации, а также несоблюдение условий регистрации или превышение полномочий относительно сфер деятельности представительства. Отказ предоставляется в письменной форме с указанием соответствующих оснований.

Украинские банки имеют право создавать дочерние банки, филиалы или представительства на территории других государств на основании разрешения Национального банка Украины. Для открытия дочерних банков, филиалов или представительств украинских банков на территории других государств предъявляются такие же требования, которые установлены для открытия филиалов или представительств банков на территории Украины, при условии предоставления Национальным банком Украины разрешения на осуществление инвестиции за границу в связи с созданием филиала или представительства банка на территории другого государства.

Для создания дочернего банка, филиала или представительства украинского банка за рубежом этот банк представляет в Национальный банк Украины бизнес-план и экономическое обоснование целесообразности создания дочернего банка, филиала или представительства банка за рубежом.

Дочерний банк, филиал или представительство украинского банка на территории другого государства регистрируются в соответствии с требованиями законодательства этого государства. Банк в месячный срок должен уведомить Национальный банк Украины об открытии дочернего банка, филиала или представительства на территории другого государства с предоставлением копий соответствующих документов об их регистрации.

Филиальная сеть является показателем развития коммерческого банка, отражает региональную стратегию его развития и территориальный передел рынка банковских продуктов и услуг.

Согласно стратегических направлений развития банков, различают такие типы филиальных сетей:

  • — национальный тип: характерен для банков, имеющих филиалы по всей территории Украины;
  • — зональный тип: характерен для банков, имеющих филиалы в некоторых областях Украины;
  • — смешанный тип: характерен для банков, деятельность которых неравномерно распространена на всю территорию Украины, некоторые области преобладают по количеству филиалов;
  • — региональный тип: характерен для банков, которые не имеют достаточных финансовых ресурсов для расширения деятельности на значительные территории, и, как правило, обслуживают несколько промышленных предприятий или организаций.

Территориальная организация банковской деятельности зависит от действия следующих основных факторов: численности населения, доли городских жителей, количества городов и их административного статуса, экономического потенциала региона.

Коммерческие банки развивают многоканальные системы сбыта с целью одержанна дополнительных финансовых резервов, увеличение доли рынка.

Многоканальная система сбыта — это «пул каналов сбыта», который содержит все каналы сбыта: front-офисы, банкоматы, системы электронных платежей в местах продажи товаров и услуг, системы электронной связи, банковские услуги на дому, Интернет-банкинг, эквайринг, телебанкинг, мобильный банкинг, косвенные каналы сбыта.

Усовершенствованию отношений с региональной клиентурой способствует повышение их технологичности: банки открывают счета частным лицам не на балансе региональных филиалов, а прямо в центральном офисе — вокруг единого ядра формируется определенное количество полноценных front -офисов в формате комплексных каналов сбыта.

Конкурентным преимуществом коммерческих банков является введение института персональных менеджеров для весомых клиентов, что значительно увеличивает объемы продаж банковских продуктов и услуг, особенно инновационных.

Большинство банков акцентируют усилия на развитии розничного бизнеса, поскольку норма прибыли по займам достаточно высокая. Доходность потребительского кредитования, в среднем, в полтора раза выше доходность по корпоративным ссудам. В то же время, некоторые из розничных программ могут быть «планово убыточными», если инвестиции в развитие филиальных сетей осуществляются за счет доходов от потребительского кредитования.

Однако, филиальные сети создаются не только под розничную клиентуру. Еще одной приоритетной задачей является разработка и реализация специализированных программ кредитования малого и среднего бизнеса. Новые филиалы и дополнительные офисы, в таком случае, рассчитываются на частных клиентов или предпринимателей, которым удобно пользоваться банковскими продуктами и услугами поблизости от места работы или проживания. Крупные универсальные банки регионов стремятся к увеличению точек продаж, к развитию розничных услуг и технологий, внедрения и использования в этих точках единых информационных систем.

Интенсивность конкуренции в банковском секторе существенно влияет именно на розничный сегмент рынка, что отражается на методах работы региональных банков. Для обеспечения удобства обслуживания клиентов и повышения уровня конкурентоспособности филиала работают в продовженому режиме, в выходные дни, без обеда. С этой же целью банки открывают отделения непосредственно в точках продажи товаров и услуг — в автосалонах, торговых центрах, пунктах приема коммунальных и других платежей.

Для повышения качества и надежности обслуживания банки внедряют новые автоматизированные банковские системы, которые позволяют работать в едином информационном пространстве всем филиалам, внутренним структурным подразделениям и головному офису.

Коммерческие банки осуществляют прием коммунальных платежей, оказывают услуги по кредитованию населения и предприятий среднего и малого бизнеса, осуществляющих операции с использованием пластиковых карточек. Географическая близость и удобство расположения является одним из решающих факторов при выборе клиентом банка — наряду с тарифами, скоростью и качеством обслуживания, а также глубиной и широтой продуктового портфеля.

Каждый банк имеет перечень эффективных (пиковых за спросом продуктов и услуг, которые или отсутствуют, или недостаточно широко представлены в соседних регионах, что стимулирует желание расширить рыночную долю и получить дополнительные доходы. Кроме того, у каждого банка собственная инфраструктурная политика и географические приоритеты. Общая формула расширение филиальной сети такая: сначала банки максимально охватывают область, где расположен главный офис, а потом регионы.

Благодаря конкуренции в банковском секторе расширяется продуктовый ряд банков, меняется тарифная и комиссионная политика, улучшается сервис. Новым направлением развития сбытовой системы коммерческих банков является создание сетевых региональных банков.

Сетевой региональный банк является средним структурой между банком, действует на национальном уровне и локально. Целью его создания является охват определенного региона с учетом его специфики.

Следует отметить, что сетевой региональный банк не является совокупностью конкретных физических точек продаж, обслуживающих конкретных клиентов в конкретном месте. Он является рыночным явлением регионального и межрегионального масштаба; увеличивает гибкость регионального рынка; предоставляет возможность клиентам получить доступ к более качественных услуг и продуктов-лидеров, сменить статус (оказаться в кругу УИР-клиентов).

Качественное и количественное расширение филиальной сети является сложным многоплановым процессом, сопровождающимся ИТ-рисками управление22которые связаны с ИТ-архитектурой. Роль информационных технологий в развитии филиальной сети банка состоит не столько в технической поддержке этого процесса (создание новых рабочих мест, интегрированных динамических баз данных, обеспечение связи и т. п.), сколько в предоставлении возможности принятия эффективных управленческих решений по организации отношений с клиентами.

Рассмотрим ИТ-риски управления филиальной сетью, негативное влияние которых можно уменьшить путем совершенствования ИТ-архитектуры банка.