Электронная подпись

Чем отличается электронная подпись от электронной цифровой подписи? Один из них гарантирует большую безопасность данных? Как получить электронную подпись и сколько он стоит?

Электронная подпись позволяет физическим и юридическим лицам обмениваться электронными документами. То есть экономит время и ресурсы, потраченные на документооборот как внутри организации, так и с контрагентами. Ведь больше нет необходимости печатать документы и передавать их лично или по почте. Уменьшается также время на согласование определенного решения или совершения действия, требует подписи уполномоченного лица.

Кроме того, наличие электронной цифровой подписи дает возможность подавать отчетность в налоговую инспекцию, пенсионный фонд или в другие государственные органы, подавать налоговые декларации онлайн, в электронном виде декларировать доходы должностным лицам, подписывать электронные петиции. — подробнее на этой странице

Что такое электронная цифровая подпись

В соответствии с законодательством следует различать два понятия — электронная подпись и электронная цифровая подпись.

Первый отождествляется с аналогом собственноручной подписи. Это любое воспроизведение подписи, по которому можно установить, что документ в электронной форме подписала именно конкретный человек.

А ЭЦП — это вид электронной подписи, полученный в результате криптографического преобразования набора электронных данных. Такая подпись накладывается с помощью личного ключа и проверяется открытым ключом.

Как получить электронную подпись или ЭЦП

Электронная подпись пользователя выглядит так же, как и его обычный на любой бумажных документах. Или же функцию подписи может выполнять условное обозначение, написанное специальным шрифтом, который имитирует написание «от руки» на письме виртуального документа.

Как это происходит? Сначала нужно зарегистрироваться у провайдера услуги электронной подписи. Сервисов достаточно много и возможности они предлагают разные. Поэтому просто необходимо найти удобный для себя, который будет отвечать предпочтениям по платежной политики и зарегистрироваться. Обычно регистрация стандартная: нужно предоставить свою фамилию и имя, электронную почту, создать собственный пароль.

Создать подпись также просто. Сервис предложит ввести графическое изображение подписи собственноручно (через курсор или другой манипулятор), особенно удачно изобразить подпись получится с помощью сенсорной поверхности. В противном случае можно просто ввести свое имя и фамилию и система подберет специальный шрифт с завитушками и другими каллиграфическими особенностями, что эта подпись действительно воспроизведен самостоятельно. После этого подпись закрепляется за пользователем в системе и готов к использованию.

Электронная цифровая подпись в свою очередь можно оформить бесплатно в аккредитованном центре сертификации ключей при фискальной службе (ЦСК) или же за деньги (около 100-200 грн) в любой другой уполномоченной организации.
Процедура регистрации ЭЦП различна для физических лиц, физических лиц-предпринимателей, самозанятых лиц, юрлиц, их филиалов и представительств, органов госвласти и так далее. Например, чтобы получить электронную цифровую подпись физическому лицу необходимо предоставить копию паспорта, копию карточки налогоплательщика, а также регистрационную карточку с согласием на обработку персональных данных.

Есть ли электронная подпись надежным

В использовании электронной подписи важным является уверенность в том, что он был введен непосредственно владельцем. Поэтому использование такой подписи происходит под пассивным наблюдением провайдера, который предоставляет услугу.

Чтобы воспользоваться электронной подписью, пользователь загружает документ на сайт провайдера, накладывает свою подпись и отправляет его на электронный адрес второго контрагента. В свою очередь другой пользователь может просмотреть информацию о том, кем он был подписан, и также добавить свою подпись. Впоследствии у каждого из пользователей будет отображаться подписан документ с информацией о лицах, его подписали.

Особенностью такой технологии является то, что пользователи должны зарегистрироваться у одного провайдера электронной подписи. А верификация подлинности подписи, по сути, происходит исключительно по адресу электронной почты и другими дополнительными данными. Система действительно проверяет, принадлежат пользователю идентификаторы, которые он предоставил при регистрации. При такой модели на сервере поставщика услуг сохраняются все копии с электронными подписями лиц, получивших доступ к документу.

Если же вам нужен более защищен вариант, с опцией шифрования данных, в отношении которых происходят процессы передачи документов и другой важной информации через сомнительные каналы связи, и с большим процентом защищенности, ваш выбор — электронная цифровая подпись. ЭЦП имеет больше степеней защиты для обеспечения кибербезопасности в вопросах конфиденциальности, целостности и доступности при пользовании компьютерами и компьютерными сетями для делопроизводства.