Доковое оборудование

Современные технологии позволяют значительно оптимизировать параметры входящего и выходящего материального потока на складе, и немаловажное место при этом занимают так называемые перегрузочные системы, предназначенные для погрузки-разгрузки автотранспортных средств, доставляющих груз непосредственно из складского помещения с использованием соответствующего оборудования. Использование перегрузочных систем позволяет:

  • • исключить возможность несанкционированного доступа к грузу при его обработке;
  • • сократить затраты, связанные с повреждением груза при перегрузке, в том числе от воздействия неблагоприятных климатических условий;
  • • увеличить скорость обработки груза;
  • • снизить тепловые потери внутри складских помещений;
  • • улучшить безопасность, комфортность и эффективность работы персонала.

Компонентами перегрузочной системы являются следующие виды докового оборудования: уравнительные платформы, герметизаторы проемов, различные типы ворот и дополнительное оборудование, облегчающее подачу транспорта под погрузку-выгрузку. Подробнее про доковое оборудование читайте на страницах нашего специализированного сайта.

Доковая система склада: погрузочные шлюзы в парном исполнении оборудованы занавесочными герметизаторами, выравнивающими платформами и направляющими для колес грузовика

Рассмотрим основные типы докового оборудования.

Уравнительные (выравнивающие) платформы — доклевеллеры. Предназначены для использования в качестве переходного устройства между полом помещения и кузовом автомобиля. С помощью уравнительных платформ возможно осуществление доступа автопогрузчика из дока в кузов грузовика при погрузочных и разгрузочных работах, что существенно сокращает время погрузки-выгрузки, снижает уровень травматизма и вероятность повреждения груза.

Существует несколько типов уравнительных платформ: механические и электрогидравлические, которые, в свою очередь, подразделяются на электрогидравлические с поворотной аппарелью и с выдвижнои телескопической аппарелью. Последние используются, когда необходимо точно позиционировать аппарель в кузове автомобиля, при боковой загрузке автомобилей.

При выборе уравнительных платформ следует учитывать следующие параметры (табл. 3.8).

Таблица 3.8. Параметры, определяющие характеристики уравнительных платформ

Характеристики

платформы

Параметры
Ширина Внутренняя ширина кузова принимаемого автотранспорта.

Величина пространства, необходимого для маневрирования погрузочной техники.

Тип перевозимых грузов

Длина Максимально допустимый уклон платформы (для ручной тележки max 5 %; для электротележки max 7 %; для электропогрузчика max 10 %; для газового или дизельного погрузчика max 12,5 %)
Рабочий диапазон параметров Высота рампы.

Высота автотранспорта.

Угол наклона мостика

Грузоподъемность Максимальная нагрузка (складывается из массы погрузчика, массы оператора, максимальной массы груза). Допустимый уклон платформы.

Скорость движения погрузчика.

Площадь контакта колеса погрузчика и платформы. Интенсивность использования аппарели.

Распределение массы по осям погрузчика

Механический мост откидной стационарный или скользящий предназначен для осуществления доступа автопогрузчика из дока в кузов грузовика при погрузоразгрузочных работах.

Рампа мобильная является мостом между поверхностью земли и полом кузова грузового автомобиля и используется для обеспечения погрузоразгрузочных работ. При осуществлении работ возможно использование автопогрузчика.

Герметизаторы проема — докшелтеры. Герметизаторы проема обеспечивают защиту от проникновения сквозняков и осадков в помещение склада через погрузочные ворота при осуществлении погрузки-выгрузки. Конструкция герметизаторов проема предполагает перекрытие зазоров между кузовом грузовика и зданием склада и может быть трех типов: занавесочный (см. рис. 3.14), подушечный и надувной герметизаторы (табл. 3.9).

Таблица 3.9. Особенности герметизаторов проема различных типов

Особенность Занавесочный

герметизатор

Подушечный

герметизатор

Надувной

герметизатор

Конструкция Боковые и верхние

занавеси из винила, эластичного полиэстера, тканевого материала с пропиткой из ПВХ и других материалов

Боковые и верхняя подвижная или неподвижная подушки

с наполнителем

Надувные боковые и навесные подушки
Достоинство Небольшая стоимость Максимальная герметичность проема Подушки никогда не попадают в зону проема и перемещения

грузов

Параметры обслуживаемого транспорта Транспортные средства разных размеров Автомобили с кузовом одинаковой либо разной высоты, но одинаковой ширины Транспорт с максимальным диапазоном

возможных размеров (максимальная разница по высоте

1250 мм, по ширине — 800 мм)

Область применения Склады всех типов Склады с высокими требованиями к температурным

режимам

Склады с высокими требованиями к температурным режимам

Полосовые пленочные завесы используются для отделения помещений друг от друга, сохраняя тепло и микроклимат изолируемого помещения, а также помогают обеспечить звукоизоляцию и влагоне-проницаемость. Завесы представляют собой набор из последовательно подвешиваемых к крепежу полос пленки, которые легко снимаются и устанавливаются. Крепеж может быть размещен как внакладку на проем, так и внутри проема.

Ворота пленочные распашные предназначены для уменьшения те-плопотерь, устранения сквозняков и стабилизации температурно-влажностного режима в производственных и складских помещениях, морозильных камерах.

Ворота скоростные рулонные предназначены для использования внутри помещений для максимального устранения вредного воздействия сквозняков, сохраняя тепло и микроклимат изолируемого помещения.

Погрузочные шлюзы (тамбуры). Погрузочный (выносной) шлюз представляет собой пристройку к складу, в которой устанавливаются уравнительные платформы, герметизаторы проемов и, возможно, секционные ворота.

Погрузочные шлюзы могут применяться в следующих ситуациях.

  • 1. Реконструкция существующего здания: когда уравнительные платформы в полу здания отсутствуют, здание должно быть приспособлено для беспрепятственной погрузки-разгрузки при обеспечении определенного температурного режима.
  • 2. Новое строительство: когда есть необходимость экономии площади склада и размещения уравнительных платформ за его пределами, чтобы не отводить под каждый из них от 2 до 3 м полезной площади склада.
  • 3. Склад-холодильник: вынесение погрузочного шлюза за пределы охлаждаемой зоны и возможное ее отделение секционными воротами предотвращает потери холода или тепла через стальные конструкции уравнительной платформы, чем в буквальном смысле отгораживается мостик холода.
  • 4. Грузовики с погрузочным бортом: некоторые шлюзы не имеют поперечной стойки спереди под уравнительной платформой. Это увеличивает размеры открытого проема снизу под уравнительной платформой (так называемый почтовый ящик) для гидравлического погрузочного борта грузовика.

Размеры шлюза зависят от размеров грузовиков, выбранной высоты пандуса, необходимой длины уравнительной платформы, модели и размеров герметизатора проема. Наиболее часто используются шлюзы шириной 3600 мм, высотой 4500 мм и глубиной 2500 мм/ 3000 мм.

Погрузочные шлюзы могут изготавливаться в угловом исполнении, когда места для маневра транспорта на площадке перед пандусом недостаточно. Угол, под которым относительно фасада устанавливается шлюз, определяется в соответствии с конкретными местными условиями. В том случае, когда между проемами дверей недостаточно места, то шлюзы пристраиваются один к другому (парное исполнение) (см. рис. 3.14). Возможно размещение секционных ворот в передней части шлюза. В этом случае на нижнюю часть уравнительной платформы должна быть нанесена специальная изоляция для ликвидации «мостика холода».

Направляющие для колес грузовика устанавливаются перед пандусом и увеличивают эффективность и безопасность погрузки-разгрузки, а также увеличивают срок службы герметизаторов проема. Направляющие заставляют грузовик ровно въезжать по центру проема и позволяют козырьку уравнительной платформы опускаться без перекосов на пол грузовика, а также обеспечивают правильное уплотнение герметизатором (см. рис. 3.14).

Комбилок представляет собой управляемое микропроцессором устройство блокировки колес грузовика, которое вмонтировано в направляющую колес. Комбилок облегчает шоферу грузовика въезд в разгрузочный док, а автоматическое блокирование колес предотвращает преждевременный отъезд грузовика и, следовательно, повреждения во время погрузки и разгрузки. Эта система также отлично предотвращает кражу грузовика.

Колесный башмак. В случае если связь между водителем и работниками склада затруднена, повышается вероятность преждевременного отъезда грузовика. Для блокировки припаркованного для погрузки-выгрузки грузовика применяют колесный башмак. Колесный башмак может поставляться в комплекте с оцинкованным держателем, который монтируется на стену, и оцинкованной цепью, соединяющей башмак с держателем (длина около 2,5 м).

Осветительные лампы. Освещение внутри грузовика снижает риск какого-либо повреждения, которое может причинить тяжело нагруженный погрузчик в темноте: все грузы и иные препятствия хорошо освещаются. Гибкое соединение лампы прочно закреплено с помощью оцинкованных держателей на жесткой монтажной пластине на стене, а подвесной держатель позволяет разместить лампу для освещения всей области погрузки-разгрузки. В нерабочем состоянии лампа легко убирается за стену.

Светофор устанавливается для повышения уровня безопасности в процессе погрузки-разгрузки. Он может быть соединен с секционными воротами. Когда ворота открыты, горит красный свет, сигнализируя водителю о невозможности отъезда. Если используется герметизатор проема до земли (т. е. без пандуса), светофор может быть подсоединен к датчику, который подает знак водителю. Светофор может быть легко выставлен на необходимый угол при помощи зубцов в корпусе и кронштейне.