«Играю в основном благородных матерей, но я с юмором к этому отношусь»
На фестивале короткометражного кино «Короче», проходившем в Калининграде, актриса, звезда еще советского кино, а теперь и режиссер Дарья Михайлова представила свой дебютный фильм «Полина». Главную роль в нем сыграла ее дочь Василиса Суханова.

Стоит только Полине кого-то сфотографировать на мобильный телефон, как человек исчезает. Таким образом можно мгновенно избавиться от неприятных тебе людей, и никто об этом не узнает. Героиня, пережив удивление, начинает испытывает совсем иные чувства.
Василиса Суханова очень похожа на отца – актера Максима Суханова. В тоже время она удивительно напоминает свою маму в юные годы – нежную и хрупкую. Дарья Михайлова начала сниматься еще ребенком. Теперь в ее фильмографии более 60 картин: «Объяснение в любви» Ильи Авербаха, «Валентина» Глеба Панфилова, «Звездопад» и «Время отдыха с субботы до понедельника» Игоря Таланкина, «Русский регтайм» Сергея Урсуляка, сериал «Дальнобойщики», где она снималась с мужем Владиславом Галкиным. Она работала в Театре им. Евгения Вахтангова, «Современнике» и «Школе современной пьесы». А теперь – в свободном полете. В последние годы Дарья не так часто появляется на экране. Так что новое поколение кинематографистов http://kino-tv-forum.ru/ и журналистов, как выяснилось в Калининграде иногда не понимает, с кем имеет дело. Мы поговорили с Дарьей после показа картины «Полина».
– Вы мечтали о режиссуре? Или же появился сценарий, который вас вдохновил, и все произошло само собой?
– Мне этот сценарий подарили. Когда тебе дается такое искушение, как можно не снять фильм? Я с 11 лет в кино и прекрасно понимаю, что это очень дорогостоящее предприятие. Это же не как в театре – постелил коврик, вышли два актера и сыграли. Кино требует производства, и это было основной проблемой. Участники фильма, группа и артисты – все мы друзья-товарищи. Все друг другу помогали и почему-то загорелись моей идей. Это было дружеское предприятие. Нам удалось снять фильм, но длилось это долго. Приходилось останавливаться, чтобы найти дополнительные деньги.
– Сколько же вы снимали?
– Мне кажется, что года три. А сняли за четыре дня. Но потом все растянулось, потому что были какие-то дела. У меня же свой актерский курс в Институте Современного Искусства, а это требует много времени. Кроме того были какие-то съемки. Я сделала моноспектакль по пьесе Елены Исаевой «Тюремный психолог», где сама и сыграла. Получилось, как мне кажется, интересно. В нем тоже есть кино, не просто видео-арт. Мы снимали миниатюры, кинозарисовки для спектакля.
– Кинорежиссура теперь вас не отпустит. Есть же к ней какое-то тяготение?
– Не знаю. Я фаталист. Наверное, есть тяготение, просто не хочу ничего формулировать. Что-то существует во мне и пространстве, и оно либо складывается, либо ставится на паузу. Потом все равно к этому возвращаешься, если это того стоит.
– Как ваша дочь появилась в «Полине»?
– Сценарий для нее и был написан.
– Мы как-то встречались с ней на Неделе российского кино в Латвии. Василиса приезжала в Ригу с Максимом Сухановым.
– А это точно была Василиса? Может быть Соня Суханова? У них небольшая разница. Дочь Максима Соня на пять лет моложе Василисы.

– Глядя на Василису, вспоминала вас, совсем юную в картине «Валентина» Глеба Панфилова. Поступая на театроведческий факультет, я писала на вступительных экзаменах рецензию на этот фильм сразу после его просмотра.
– Потрясающе!
– Чем вас привлекла история, рассказанная в «Полине»?
– Мне в театре и кино интересен человек и то, что с ним происходит, его метания, терзания, мысли, проблемы и искушения, с которыми он сталкивается. Мне интересен актер в кадре и на сцене и в меньшей степени интересуют всякие «приблуды».
– Исчезновение людей, попавших в объектив телефона, оказалось интригующим и необычным.
– Не знаю, насколько это будет интересно зрителю. Человек, который занимается творчеством, хотя это громко сказано, скорее – профессионально занимается театром и кино, должен говорить о том, что его беспокоит, не думая о том, понравится это кому-то или возмутит. Он должен искренне рассказать о том, что его волнует. В таком контексте мне интересно понять, в какой степени то, что волнует меня, способно увлечь и зрителя.
– Прекрасно, что вы ищите новые пути. Видно, что «Полину» снимал взрослый, думающий человек и не ради междусобойчика.
– Я все время что-то делаю. Может быть, прозвучит высокомерно, но я всю жизнь делала только то, что мне интересно, и в этом смысле – человек избалованный. Никогда никуда не шла из-за денег. Бывает, конечно, что снимаешься в не самом хорошем материале, потому что они нужны, но так делают все артисты. Тут важна грань допустимого, нужен некий баланс. Мы все конформисты, но главное – совсем уж себя не предавать. Мне предавать себя в работе и профессии не приходилось. Не знаю, сказали ли я вам что-то внятное. Я концепции специально не придумываю.

– Классик анимационного кино Гарри Бардин не побоялся поучаствовать в конкурсе вместе с начинающими режиссерами. Вы же тоже человек с опытом. Не робели?
– Поскольку у меня курс, то я все время в окружении молодых людей. Общий язык с ними найден. Я их не боюсь, наоборот, делюсь чем-то, и в ответ они мне тоже открывают ранее неведомые вещи. Поэтому я в этом пространстве не чувствую себя неуютно, наоборот, хорошо. Сейчас молодежь интересная. Есть потенциал.
– Какую специализацию получат ваши студенты?
– Актер театра и кино. Когда был локдаун, и нас посадили на картин, нужно было что-то делать. А как работать с артистами онлайн? Мы придумали интересную вещь. Ребята не просто читали монологи как на занятиях по сценической речи, мы добивались того, чтобы был крупный план как в кино. А это совсем другой подход. Каждый брал текст Сэленджера, Чехова, Куприна и попытался его присвоить, сыграть как в кино от себя. Это был интересный опыт. Мне кажется, что такого даже во ВГИКе не делают. Я кинематографист со стажем и в театре уже давно. Мне нравится переходить от одного к другому, что-то привносить в театр из кино и наоборот. Тому же учу своих студентов, чтобы у них вырабатывался инструментарий, и они понимали разницу подходов. Она же существует. К концу третьего курса у нас уже готовы три дипломных спектакля.
– Сами ставите?
– Да, поставила «Касатку» Алексея Толстого. Когда-то она много шла в театрах, а потом ее забыли. Мы запускаем еще три спектакля. Поскольку это мой первый опыт как художественного руководителя, то я пригласила педагогов, заряженных на эту работу, которым это интересно. Эдуард Ливнев поставил у нас на курсе «Вдовий пароход». Девчонки очень хорошо играют, хотя это так далеко от них теперешних. Володя Виноградов поставил «Бедного Пьеро». Еще будет «Мораль пани Дульской». На курсе много девочек, и надо найти такой материал, чтобы все получили роли. У нас нет деления на первачей и гарнир. Все работают и очень достойно. Молодые не виноваты в том, что ничего не видели, многого не знают. Мы параллельно с занятиями по профессии, образовываем их. Мои студенты пересмотрели советскую и зарубежную классику, лучшие советские фильмы, знают «новую волну», неореализм. Мы читаем пьесы, смотрим экранизации, телеспектакли Эфроса, Товстоногова. Я вижу, как у ребят меняется взгляд на многие вещи.
– Большой у вас курс?
-31 человек. Было еще больше хороших ребят, но кто-то перешел на другие факультеты, поняв, что не совсем точно выбрана профессия. Мне сейчас очень интересно заниматься преподавательской работой. Может через какое-то время увлечет что-то другое. У нас хорошая команда. Мы все друзья-товарищи. Если кто-то уезжает на съемки, его подменяем. Мы никогда не оставляем ребят без присмотра.
– Вы не так часто снимаетесь в последние годы.
– Только что закончила съемки в 16-серийном фильме «Нинель» у Сергея Краснова. Он – тоже щукинец, актер. Я играю благородную мать. Как обычно в последнее время.
– Святое дело! Мать либо старшая подруга?
– Старшая подруга – это уже в прошлом. Сейчас только благородная мать, но я с юмором к этому отношусь.
– Актрисы теперь активно снимают кино, работают в коротком метре. Это и Оксана Мысина, Мария Шалаева…
– Технологии ушли вперед, и можно снимать. В этом есть большой плюс и большой минус. Снимают все. Если есть такая возможность, почему бы и не попробовать? Продукции много, а насколько она хороша – другой вопрос.