Ура тем, кто сдал «Казань»

Ура тем, кто сдал «Казань»

Итак, второй подводный крейсер проекта 885 в общем и первый проекта 885М поднял флаг и вошел в состав флота.

На эту тему уже высказались многие СМИ, многие эксперты и специалисты. Высказывания разные, от совсем шумных, со всеми этими «не имеющими аналогов…» и до сдержанно-сомневающихся. Мы займем место посередине, поскольку несмотря на завесу секретности хочется понять, насколько это знаковое событие и серьезное подспорье флоту. Но главное – какие у нас открываются перспективы в будущем.

Подводные лодки (очень надеюсь, что про них будем говорить именно во множественном числе) многие называют будущим подводного флота России. С приемкой «Казани» будущее постепенно становится настоящим.

Вообще сложившаяся разнокалиберность наших подводных лодок немного удручает. Проекты 941, 667БДРМ, 955, 885, 949, 945, 671, 971 – многовато. Унитарность американских подводных сил, оперирующих в основном двумя видами лодок («Лос-Анджелес» и «Вирджиния») достойна подражания.

Собственно, мы ничуть не хуже в этом плане и рано или поздно приведем подводный флот в порядок. Естественно, хотелось бы пораньше. И, учитывая, что мы можем строить атомные подводные лодки, с этим проблем быть не должно, если только не станут мешаться под ногами приверженцы авианосной секты.

И тут все просто. Даже по металлу, сколько стали можно потратить на одно плоскопалубное корыто, наверняка хватит на три, а то и четыре ракетных подводных крейсера, которые смогут стать реальным щитом страны, а не потребителем бюджетных денег.

Кстати, мысль не моя, у Кайла Мизоками из «Националь Интереста» взял. Американцы тоже всерьез думают, что подводные лодки дешевле и эффективнее плавучих ангаров с самолетами. Но у них ключевое слово «дешевле».

У нас же важнее скорость, с которой мы можем строить новые корабли.

С «Казанью» все оказалось не так просто. Сдачу корабля затянули, и затянули здорово. И хотя теперь без разницы, в целом, почему так получилось, думаю, причина кроется немного не в тех причинах, которые озвучивали «эксперты».

«Казань» все-таки очень сильно отличается от первой лодки, «Северодвинска». Так-то корабли вроде бы схожи, «Казань» покороче немного (9 метров), но ракет берет больше. Размещение дополнительных пусковых шахт – дело непростое. А «Северодвинск» берет 40 «Калибров» или 32 «Оникса». «Казань» — 50 «Калибров» или 40 «Ониксов».

Значит, место высвободилось именно благодаря большей автоматизации всех процессов. Плюс, проходила информация, что на «Казани» установлен «бореевский» гидроакустический комплекс МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Почти полностью автоматизированный гидроакустический комплекс с дальностью действия более 300 км.

На испытания «Казань» вышла очень давно, в 2018 году и неоднократно заходила на завод. Что-то там доделывали и переделывали. Руководство флота и Минобороны отделывались невнятными релизами на тему того, что «идет устранение недостатков в работе вспомогательной системы». В прессе ожидаемо поднимался вой на тему того, что «и подводную лодку построить не можем».

Однако, тут стоит все-таки понимать, что релиз «для всех» — это одно, а доработка принципиально нового вооружения, например, которым вполне могли оказаться ракеты «Циркон» — это другое. И тут нужен несколько иной подход. Но «Циркон» вполне нормально себя вел при испытаниях на «Северодвинске», так что, возможно, тут что-то совсем новое. Есть вероятность, что «Калибр-М», который, как поговаривают, будет потолще предшественника, а потому с ним могут быть связаны некоторые сложности.

Кроме того, у нас вообще есть много чего, что можно зарядить в пусковую шахту. Так что критика, конечно, дело хорошее, но тогда, когда она обоснована.

Кстати, о критике. Почему-то никто не критикует с пеной у рта американский авианосец нового поколения «Джеральд Форд». Он как бы в составе флота с 2017 года, но не доведен до ума. Авиагруппы нет, электромагнитные катапульты отказывают, барахлят электрические подъемники, в общем – стандартный набор «детских» болезней. И сколько американцы еще будут допиливать «Форда», никому толком не известно. Ибо очень сложный механихм.

По теме:  M47 Patton II: внутри американского гибрида

Подводный крейсер тоже не простой корабль. Тем более – напичканный новинками. На «Казани» мы имеем новый реактор, более компактный и более тихий. Еще одна новинка – всплывающая спасательная капсула, рассчитанная на весь экипаж. Способная поднять людей с глубин, «вплоть до предельных».

Но в нашем случае дело даже не в количестве новинок. Понятно, что в качестве. Повторюсь, что дело в качестве и количестве.

Давайте посмотрим (хоть это будет и печально) на состав наших подводных сил. Понятно, речь пойдет о двух наших флотах, где имеются в наличии атомные подлодки.

АРПКСН проекта 941 — 1
АРПКСН проекта 667БДРМ — 7
АРПКСН проекта 995 — 4

ПЛАРК проекта 885/885А — 2
ПЛАРК проекта 949А — 8
АМПЛ проекта 971 — 10
АМПЛ проекта 945/945А — 4
АМПЛ проекта 671РТМК — 2

В общем, сравнивать с флотом США как-то не хочется. 12 стратегических крейсеров и 26 атомных подводных лодок как с крылатыми ракетами, так и без оных.

США имеют в распоряжении флота ровно 70 АПЛ различного назначения и свежести.

ПЛАРБ (стратеги) «Огайо» третьего поколения — 14
ПЛАРК «Огайо» — 4

МПЛАТРК «Лос-Анжелес» — 32
МПЛАТРК «Сивулф» — 3
МПЛАТРК «Вирджиния» — 17

«Сивулфы» и «Вирджинии» — это, замечу, четвертое поколение. 20 АПЛ, пусть три из них не очень, программа «Сивулф» закрыта, но двадцать лодок – это двадцать лодок.

И здесь у нас самый важный момент всего исследования. Наиболее ценным в данной ситуации является даже не то, насколько совершенной в плане новинок является «Казань». Наиболее ценно то, что массовое производство лодок возможно и возможно сегодня.

«Новосибирск» проходит швартовые испытания. «Красноярск» готовится к спуску на воду. «Архангельск», «Пермь», «Воронеж», «Владивосток», «Ульяновск» строятся. Рубеж окончания работ по последней (надеюсь, по крайней) лодке – 2028 год. То есть, через 7 лет у нас будет на 8 АПЛ четвертого поколения больше.

Это не сравнимо с американским флотом, но этого в принципе достаточно, чтобы держать потенциальных в напряжении и понимании неотвратимости. Понятно, в какой ситуации.

Если для того, чтобы снести с лица земли какую-либо страну необходим залп 10 стратегических крейсеров, то не стоит держать флот из 70. Достаточно 20, с запасом. Но в боевой готовности, с обученными экипажами и так далее.

Нам реально нужен подводный меч, который станет щитом.

Именно атомная подводная лодка, неуязвимая на большой глубине, плохо обнаруживаемая, с современным оружием на борту в пусковых шахтах – вот настоящее завтра. Что бы там не пытались доказать поклонники бюджетопоедательных кораблей с ангарами. Ибо даже три авианосца ничего особенного не смогут сделать в масштабе войны завтрашнего дня.

А что может сделать залп атомного подводного стратегического крейсера? 16 ракет с 10 боеголовками по 100-150 килотонн каждая?

«Толстяк», который стер с лица земли Нагасаки, был 21 килотонна. Тут можно сами понимаете, каких дел натворить. Одним подлым в своей неотвратимости залпом хоть всплыв, хоть из-под воды.

Так вот, пока наши заводы трудятся над постройкой остальных кораблей серии, над «Казанью» будут работать, исправляя все возникающие недостатки и недочеты. И это нормально. Это не китайский дизель добывать путем разрезания корпуса корабля вдоль. Это нормальная работа.

А вот когда с «Казанью» закончат, то с остальными будет проще.

Начало, можно сказать, положено. Сдачей «Казани». Да, звучит двусмысленно, но это как раз тот случай, когда сдать «Казань» примерно то же самое по эффективности, что и взять Казань. И тут надо просто максимально быстрее сдать все остальные города серии.

Автор:Роман Скоморохов
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика