Характеристика фармацевтического рынка

Фармацевтический рынок представляет собой часть рынка потребительских товаров и услуг, имеет определенные особенности, которые существенно влияют на его организацию. К отличительным особенностям фармацевтического рынка относят:

♦ тенденция к мировой глобализации;

♦ широкий ассортимент лекарственных средств;

♦ длительный цикл разработки лекарственных средств;

♦ высокая наукоемкость;

♦ большое разнообразие технологических процессов, видов оборудования, сырья и материалов, используемых при изготовлении лекарственных средств;

♦ частые изменения, расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции;

♦ зависимость спроса от эпидемий, стихийных бедствий, других экстремальных ситуаций. Тенденция к мировой глобализации обусловлена определенными факторами. Во-первых: общая для всего человечества потребность в сохранении и восстановлении здоровья, стремление к удлинению срока жизни. — подробнее про повышение OEE

Во-вторых: подобные динамика заболеваемости и патофизиологические механизмы протекания болезней в разных странах мира.

В-третьих: современные высокоскоростные технологии обмена инновационными технологиями и результатами научно-исследовательских работ.

В-четвертых: высокая стоимость разработки и внедрения новых лекарственных средств, что требует интеграции усилий.

В-пятых: стремление фармацевтических компаний к захвату большей части фармацевтического рынка.

В-шестых: совместные международные стандарты изготовления (GLP,GCP, GMP) дистрибуции и фармацевтической практики (GDP, GPP) хранения и транспортировки лекарственных средств (GSP).

Примером интеграционных процессов в фармацевтической отрасли может быть процесс, который начала компания «Байер». С 1999 г. препараты под маркой «Байер» в Украине представляли сотрудники компании ООО «Фармонікс» (в 2007 г. они начали свою работу в представительстве «Шеринг АГ»). В 2007 г. началось юридическое объединение деятельности ООО «Байер» и представительства «Шеринг АГ». После такой интеграции «Байер» занял девятое место в рейтинге производителей фармацевтической продукции в Украине. Среди основных причин, побудивших фирмы к интеграции, были такие. Во-первых, компании, которые проводят собственные исследовательские работы, требующие больших инвестиций, должны иметь определенные размеры для минимизации рисков, связанных с разработкой новых лекарственных средств. Объединение компаний «Байер» и «Шеринг АГ» усиливает мощный научно-исследовательский потенциал и открывает дорогу в первую десятку мировых производителей специализированной фармацевтической продукции. После объединения компаний портфель лекарственных средств существенно расширился.

Система обеспечения лекарственными средствами в Украине имеет три основных этапа:

  1. Поставка лекарственных средств отечественных производителей.
  2. Централизованная закупка импортных лекарственных средств.
  3. Поставка лекарственных средств хозяйствующими субъектами различного ведомственного подчинения и форм собственности.
    Согласно системы обеспечения количественная емкость фармацевтического рынка Украины состоит из:

♦ объемов производства лекарственных средств отечественными производителями;

♦ импорта лекарственных средств;

♦ складских запасов.

Структура фармацевтического рынка — система взаимосвязанных и взаимодействующих субъектов и объектов с выработки, распределения и потребления лекарственных средств, а также факторов, оказывающих на них влияние.

Субъекты фармацевтического рынка — участники рынка, которые оказывают активное влияние на его объекты и состоят из следующих подсистем:

♦ Управления и регулирования — представлена органами надзора за фармацевтической деятельностью, контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств на международном, государственном и региональных уровнях.

♦ Производства и распределения — представлена отечественными производителями фармацевтической продукции, зарубежными компаниями, оптовыми и розничными организациями.

♦ Фармацевтической информации — представлена специализированными информационно-аналитическими изданиями, агентствами, консалтинговыми компаниями и тому подобное.

♦ Подготовки кадров — представлена подготовкой специалистов по направлению «Фармация» (провизоры, фармацевты), специалистов по производству лекарственных средств, менеджеров и маркетологов, ориентированных на фармацевтическую отрасль.

o Профессиональные общественные организации.
o Потребления — представлена разными типами покупателей фармацевтической продукции.
Потребители фармацевтической продукции — сложная подсистема субъектов фармацевтического рынка, отличающиеся по мотивам потребления фармацевтических и па-рафармацевтичних товаров, имеют разные ценностные ориентиры в их приобретении, отличаются по назначению и процессом потребления. Различают следующие типы потребителей:

o Институциональные потребители — фирмы-производители фармацевтической продукции: государственные и организации негосударственной формы собственности, которые покупают товар с целью дальнейшего использования. Существует три категории потребителей, относящихся к этому типу:
o производители лекарственных средств, которые в технологическом процессе используют фармацевтическую продукцию других производителей;
o лечебно-профилактические учреждения;
o оптовые и розничные аптечные учреждения, фармацевтические фирмы.
o Конечные потребители — пациент, члены его семьи, использующие товары фармацевтического производства для личного или семейного потребления.
o Промежуточные потребители — медицинские работники, назначающие лекарственный средство с целью его использования в условиях стационара, клиники, санатория, профилактория и т. п. или выписывают рецепт на лекарственное средство, использовать его во время амбулаторного лечения.
Объекты фармацевтического рынка:

o фармацевтические товары и услуги;
o парафарамацевтические товары;
o фармацевтическая информация;
o вкусы и предпочтения потребителей;
o платежеспособная потребность;
o качество продукции;
o технологии;
o и тому подобное.
Субъекты и объекты фармацевтического рынка активно влияют друг на друга и имеют количественные и качественные характеристики. Субъект характеризуют такие параметры, как количество, организационно-правовая форма и форма собственности, степень концентрации, положения на рынке и тому подобное.

На фармацевтическом рынке Украины активно работают отечественные производители: АО «Фармацевтическая фабрика «Дарница», АО «Киевмедпрепарат», АО «Фармак», АО «Бор-щагівський ФЗ», АО Фармацевтическая фабрика «Здоровье», АО «Галич-фарм» и др. Однако в последние годы интенсивно растет объем импортных препаратов, доля которых на отечественном фармацевтическом рынке составляет более 70 % общего объема рынка.

Согласно данным Госкомстата, в Украине по состоянию на 01.05.2005 г. насчитывалось более 21 тыс. аптек вместе со структурными подразделениями, из которых 31 % — государственной и коммунальной собственности, 27 % — частной, 42 % — коллективной формы собственности. Относительно оптовых фармацевтических организаций, то в Украине функционируют государственные (ГАК «Лекарства Украины»), коммунальные (аптечные склады областного подчинения), коллективные (например, Львовское АО «Данфарм») и частные (например, Харьковская частная фирма «Мегаполис») оптовые фармацевтические предприятия, а также фирмы с частичной (СП Ооо «Гедеон Рихтер — Укрфарм» в г.Киеве) и стопроцентной (киевская «Протек-фарма») иностранными инвестициями.

Посредническую сеть фармацевтического рынка представлено независимыми посредниками (оптовые организации) и розничной аптечной сетью. Кроме того, на фармацевтическом рынке функционируют дистрибьюторы. Сектор оптовой торговли лекарственными средствами пережил бурный рост и вступил в стадию зрелости, что характеризуется изъятием с рынка мелких оптовых торговцев, укрепление позиций национальных и региональных лидеров.

После 2005 г. основное внимание на фармацевтическом рынке направлено на розничную сеть аптечных учреждений. Она расширяется за счет мелко-розничной торговли лекарственными средствами и товарами медицинского назначения — аптечные киоски и аптечные пункты. В Украине усилилась тенденция к формированию фирменных аптечных сетей, что связано со стратегией оптовиков на активное продвижение своего ассортимента, увеличение возможностей контроля за этим процессом.

Сообщение Характеристика фармацевтического рынка появились сначала на Время.

Оставьте комментарий



Ссылки в комментариях будут свободны от nofollow.

Яндекс.Метрика