Сторонники партий не совсем такие, как мы их себе представляли

Эксперты считают, что избиратели могут проявить больший интерес к думским выборам, чем в 2016 году

В избирательной кампании стартовал этап, на котором начинают активно публиковаться и обсуждаться предвыборные рейтинги партий и кандидатов. Его старт был отмечен проведением круглого стола, на котором ведущие социологи и политологи обсудили как текущие достижения участников выборов, так и обстоятельства и условия, которые повлияют на изменения их рейтингов в ходе кампании.

Сторонники партий не совсем такие, как мы их себе представляли

Фото: pixabay.com

О рейтинговых показателях партий рассказали руководитель практики политического анализа ВЦИОМ Михаил Мамонов и руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, выводы которого были построены на исследованиях ФОМ. Результаты, достигнутые парламентскими партиями, в отчетах двух крупнейших социологических служб практически не различались. При этом в обоих докладах собственно классические рейтинги были темой не самой главной.

Михаил Мамонов основную часть своего выступления посвятил анализу настроений электоратов партий – их готовности принять участие в выборах, уверенности в своем выборе, а также анализу возрастной структуры их сторонников. Вполне предсказуемо в числе лидеров по доле избирателей, уже твердо решивших голосовать, оказалась «Единая Россия», и она же, вместе со «Справедливой Россией – За правду» и КПРФ оказалась обладательницей самого устойчивого в предпочтениях электората. Однако анализ возрастной структуры электоратов показал ряд неожиданных вещей. Оказалось, что потенциальные избиратели «ЕР» достаточно равномерно распределены по всем возрастным группам (порядка 30%). У КПРФ поклонников меньше всего среди молодежи в возрасте 18-24 лет (порядка 10%), но и в группе 60+ их не многим больше (15%) – компартия не оправдала звания «пенсионерской». «Партия пенсионеров» имеет одинаковые доли сторонников во всех возрастных группах (около 7%), а едва ли не самой непопулярной в молодежной среде (18-24 года) оказалась «Справедливая Россия – За правду» (около 5%). При этом, по данным ВЦИОМ, в целом в числе избирателей, готовых или почти готовых голосовать, самая старшая группа (60+) составляет 51%, а самая младшая (18-24) – 20%.

Алексей Чеснаков предложил вниманию аудитории не рейтинг, а аналитический продукт на основе рейтинга ФОМ, показывающий число депутатских мест, которое могли бы получить партии, если бы результаты выборов определялись в ближайшее воскресенье. При этом число мест определяется не только процентами рейтинга, но и перераспределением мест партий, не набравших 5% голосов, как это предусматривает законодательство о выборах. При этом руководитель ЦПК подчеркнул, что сейчас могут быть отражены данные только по половине депутатских мест, так как со второй, распределяемой по одномандатным округам, пока ясности нет, так как не все партии завершили уточнение соответствующих партсписков. В целом же, как уточнил Алексей Чеснаков, ситуация с раскладом мест даже за краткий период наблюдений постоянно находится в динамике, которую в дальнейшем будет определять то, как партии будут отрабатывать актуальную повестку, обеспечивать «драматургию» кампании.

По теме:  За пределами России обнаружился «ядерный» электорат, готовый голосовать на выборах

Об актуальной повестке, то есть о «качественной» стороне состояния отечественных избирателей, рассказал директор по политическому анализу Института социального маркетинга Виктор Потуремский. В частности он отметил, что в актуальной повестке, которая определялась на основе анализа работы с фокус-группами, сегодня неизбежно оказывается «ковид», состояние здравоохранения, недоверие к официальной информации в этой сфере, фокусировка на личной экономической ситуации. Он также сообщил, что избиратели больше склонны доверять парламентским партиям, в том числе и потому, что они больше соответствуют образу «идеальной партии», которая должна не просто что-то декларировать, а обладать необходимыми ресурсами для решения конкретных проблем гражданина, имеет опыт работы, харизматичных лидеров.

Соглашаясь с тем, что в наступивший период востребованность прогнозов и рейтингов сильно возрастает, ряд участников также указавали и на то, что следует соблюдать осторожность, пытаясь применять опыт прошлой кампании 2016-го года. Например, президент «Компании развития общественных связей» Сергей Зверев напомнил, что кроме консервативного, «спокойного» сценария выборов, может актуализоваться и «неспокойный», и пандемия это только один из факторов, которые могут принципиально изменить ситуацию. На серьезные отличия начавшейся кампании от предыдущей указал и политолог Марат Баширов. Он напомнил, что в этом году голосование будет многодневным, а в нескольких регионах и «электронным». Последнее может способствовать быстрому уходу избирателей из группы не собиравшихся голосовать. Кроме того эксперт выразил мнение, что принимающие в этом году участие в выборах новые партии имеют потенциал быстрого набора голосов, что также может стать причиной «сюрпризов».

Источник: www.mk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика