Синтетика

Одной из базовых признаков различия моторных масел является их «синтетичность». По этому критерию общепринято выделять три категории масел: минеральное, полусинтетическое и синтетическое. Косвенно категорию масла можно определить по его вязкости, однако, в зависимости от сферы применения масел, могут возникать нюансы. Скажем, грузовые масла «классической» для легкомоторної вязкости полусинтетики 10W-40 нередко являются синтетическими продуктами.

В чем отличие синтетического моторного масла от полусинтетического и минерального?

Простыми словами, чем более «синтетическим» является масло, тем «сильнее» в нем база и пакет присадок, тем стабильнее его https://ucar.net.ua/product/00-00360407 характеристики, лучшие защитные и низкотемпературные свойства. Но такие качества синтетических масел не появляются сами по себе, а является следствием свойств базовых масел – основного базового компонента для изготовления готовых товарных масел. Одной из важнейших характеристик базовых масел является индекс вязкости (VI – viscosity index), что характеризует стабильность вязкости масла в зависимости от температуры.

Типы базовых масел
Базовые масла, согласно общепринятой классификации API, разделяются на 5 основных групп. Масла первой, второй и третьей групп производятся из нефти, четвертой и пятой являются химически синтезированными. К синтетическим относят масла 3, 4 и 5 групп.

Группа 1: минеральные масла, имеющие в составе менее 90% предельных углеводородов и ИС около 90.
Группа 2: минеральные масла с увеличенным количеством предельных углеводородов и ИС около 100.
Группа 3: минеральные масла, прошедшие процесс каталитического гидрокрекинга. Имеют в своем составе более 90% предельных углеводородов и индекс вязкости в районе 140-150.
Группа 4: полностью синтетические базовые масла на основе поліальфаолефінів (ПАО) с индексом вязкости около 130.
Группа 5: полностью синтетические базовые масла, которые по определенным критериям не попали в предыдущие группы. В эту группу входят базовые масла на основе эфиров, сложных спиртов и тому подобное.

Минеральные масла являются результатом глубокой очистки нефти, они имеют стабильные характеристики, хорошие смазывающие свойства и высокую способность к растворению присадок. Однако, минеральные масла не являются очень термостабільними, а их характеристики очень сильно зависят от температуры.

Полусинтетические или частично синтетические масла – это минеральные масла, эксплуатационные свойства которых улучшены путем добавления до тридцати процентов синтетических масел третьей или, что случается гораздо реже, четвертой группы.

Гідрокрекінгові масла третьей группы относят к синтетических масел, хотя они и производятся из нефти. Причиной такой классификации является процесс каталитического гидрокрекинга, в процессе которого базовые минеральные масла подвергаются воздействию серии химических реакций, что очень существенно меняет молекулярную структуру масла и его свойства. В результате химического воздействия с минерального масла удаляются соединения азота и серы, распрямляется молекулярная решетка. Результатом таких изменений молекулярной структуры является базовое масло нефтяного происхождения, что по комплексу характеристик максимально приближается к химически-синтезированных масел, а по некоторым параметрам и превосходит их, сохраняя при этом все плюсы минеральных масел – высокую способность к растворению присадок и хорошие смазывающие свойства.

Большинство синтетических масел современности является именно гідрокрекінговими маслами. В том числе и масла с самым требовательным допуском VW 504/507, что рассчитаны на использование с міжсервісними интервалами до 40 000 километров в легковых автомобилях.

Масла 4 и 5 групп являются химически синтезированными «ненафтовими» маслами. Полностью синтетические базовые масла отличаются очень высокой термостойкости, высокой текучестью и проникающей способностью при отрицательных температурах, хорошими антиокислительными свойствами, низкой испаряемостью и расходом на угар.

Однако, синтетические базовые масла имеют две критические пороки: низкой смазывающей способностью и плохую способность к растворению присадок. Для обеспечения хороших смазочных свойств и, что крайне важно, обеспечение растворимости присадок, в товарные «полностью синтетические» масла добавляются масла первой, второй или третьей группы.

Но если «полностью синтетическое» и «полусинтетическое» масло – это смесь синтетических и минеральных базовых масел, то в чем же тогда разница? Основная разница в пропорциях компонентов готового базового масла, ведь 80/20 – это не то же самое, что 20/80. Кроме того, «полностью синтетические» масла могут изготавливаться из смеси масел четвертой и третьей групп, а полусинтетические – второй и третьей.

Сегодня лучшие потребительские и эксплуатационные свойства имеют масла, созданные на основе базовых масел третьей с четвертой или пятой групп. Такие масла имеют хорошие смазывающие и антиокислительные свойства, отличаются высокой способностью к растворению присадок и термостойкости и низким расходом на угар. Кроме того, при производстве синтетических масел применяют более современные и более совершенные пакеты присадок.

Можно ли заливать синтетическое масло в старый автомобиль?
синтетическое или полусинтетическое масло?

Существует мнение, что, якобы, нежелательно применять синтетические масла в старых автомобилях, особенно если ранее использовалось полусинтетическое или минеральное масло. Основной аргументацией таких предостережений является то, что «польется со всех щелей». Этот миф имеет под собой определенные основания, однако лишь в одном случае.

Если раньше в течение длительного времени использовалось низкокачественное масло, нарушались интервалы его замены, двигатель изнутри покрылся слоем кокса, то нередко уже «дубовые» и «усталые» сальники и прокладки не текут исключено из-за того, что они забиты коксом. В этом случае они через некоторое время после перехода на качественное масло с хорошими моющими свойствами начнут течь независимо от степени «синтетичности» нового масла.

Еще одним популярным аргументом является то, что синтетические масла рідкіші за полусинтетические или минеральные.
Полностью синтетические масла, созданные на основе базовых масел четвертой группы, действительно имеют лучшую текучесть и несколько более агрессивны к резиновым уплотнителям, чем даже гідрокрекінгові синтетические масла. Бывали случаи, когда прокладки или сальники начинали немного «потеть» после перехода из качественного гідрокрекінгового масла на ПАО-масло. Однако, именно вязкость полусинтетического масла 10W-40 при рабочей температуре будет такой же, как и у синтетического 0W-40 или 5W-40.

В общем же случае, если в двигателе использовалось качественное полусинтетическое масло, не нарушались интервалы замены, двигатель является чистым изнутри, то никаких негативных последствий переход на синтетическое масло при условии соблюдения рекомендации автопроизводителя по вязкости и допусков не будет.