После казанского расстрела в России предложили ввести в школах «человековедение»

«Подросткам надо объяснять, что человек – это не животное»

После трагедии в Казани выяснилось, что Ильназ Галявиев — не единственный  подросток, называвший себя богом и мечтавший о суициде.   Это натолкнуло ученых на мысль о введении в школьную программу курса под названиваем «человековедение».  Еще в годы СССР, на заре перестройки, его разработали ученые, когда обратили внимание на обесценивание подростками  своей и чужой жизни.  Обновленная (мир ведь не стоит на месте) наука  могло бы включать в себя знания о человеческой природе и тому, как жить в нынешних реалиях.  

Об этом наша беседа с главным научным сотрудником НИИ ФСИН России, доктором педагогических наук, профессором Сергеем ОГАНЕСЯНОМ.

После казанского расстрела в России предложили ввести в школах «человековедение»

— Трагедия в Казани показала пренебрежительное отношение  наших подростков к человеческой жизни. Как к чужой, так и к собственной… 

— И это самое главное. Общество опять всколыхнулось, повторяется то, что бывает каждый раз после очередных трагедий: множество разумных и не очень разумных предложений, эмоциональных высказываний.  Конечно, следует ужесточить контроль за проходом в школы, детсады, вузы. Можно запретить продавать оружие не достигшим 21 года, и т.д. Но одними запретительными мерами проблему не решить. Террорист может поджидать детей и за оградой школы. Убийца возьмет в руки простой кухонный нож (как, например, Усман Хан, который убил ножом двух англичан 3 декабря 2019 года на мосту в Лондоне). 

Чрезвычайно важная проблема современной молодежи — суицид. После убийства школьников Галялиев, по его словам, собирался покончить жизнь самоубийством. Суицид, как известно, является тяжелейшим грехом и категорически запрещен во всех религиях мира.  

Если идея убить человека рождается в сознании, то надо лечить сознание. Главной целью воспитания человека должно стать осознание им того, что жизнь каждой личности – это самое ценное, что есть у всего человечества. Не только у семьи, народа, но и у всего человечества.  

— А что стало с подростами не так?

— Надо понимать, что в религиозные эпохи тысячелетиями с помощью Священных писаниях воспитывалось в человеке категорическое неприятие лишения человека жизни. Ибо человек рассматривался в качестве особого существа, который стоит несравнимо выше всех других земных существ тем, что в нем обитает Дух самого Бога. Об этом более чем ясно говорят и Тора, и Новый Завет, и Коран.

Однако, с неизбежным переходом человечества от мировосприятия, ниспосланного свыше, к научному познанию мира, которое, к сожалению, осуществляется не без перехлестов, перегибов, проб и ошибок, к человеку стали подходить как к «высокоорганизованному животному». А животное – оно и есть животное, каким бы высокоорганизованным оно ни было.

К великому сожалению, в человеке был потерян сам человек, его уникальная сущность. Пандемия «Covid-19» показала, насколько тесно связаны между собой все люди земли. Насколько они взаимозависимы и нуждаются в сострадании, взаимопомощи и в любви других людей. Надо ли доказывать, что в сознании каждого подростка должно быть сформировано понимание того, что в одиночку он не способен решить ни одной из проблем, которые ежесекундно подбрасывает жизнь, необходимы усилия коллективного разума всего человечества. Конечно же, это не исключает, а, напротив, предполагает максимальное развитие индивидуальных способностей и интеллектуальных возможностей каждой человеческой личности.

По теме:  За сутки в России подтверждено 23 947 случаев COVID-19 в 85 регионах

— Но как сформировать это понимание?

— Накануне развала СССР,  в конце 80-х годов, я принимал участие в дискуссии в Академии педагогических наук по теме введения в учебные планы школ курса «Человековедение». Я был сторонником другого названия этого курса «Человекознание». Оно представлялось мне более широким и значимым, чем «Человековедение». Идея введения этого курса была продиктована крайне тяжелой духовно-нравственной ситуацией, сложившейся к тому времени у подростков и молодежи. 

Старшее поколение хорошо помнит середину и конец 80-х годов, когда по всей стране возникали подростковые банды, которые бились за влияние во дворах и на улицах. Кстати, в те годы уровень подростковой преступности был особенно высок в Казани. Местные молодежные банды даже окрестили «казанским феноменом». Через два-три года начнутся лихие 90-е, и основой бандитских группировок станут именно те банды, которые сформировались в конце 80-х.

— Так в чем была цель курса «Человековедение»?

— Формирование у наших подростков человеколюбия. Моральный кодекс строителя коммунизма, который изучался во всех школах, к этому времени показал свою неэффективность. Но распался под грузом политических и социально-экономических проблем Советский Союз. Ушла в небытие Академия педагогических наук. Забылся и курс «Человековедение (Человекознание)». Лишь в редких педвузах нашей страны и постсоветского пространства остались спецкурсы и учебные пособия по этой проблематике.

— Вы предлагаете к этой идеи вернуться?

— Да, непременно! Сегодня религиозные установки уже не действуют. После тысячелетий многобожия и единобожия идет очередная смена цивилизационной ментальности людей. Наступает эра научного мировосприятия. Новые мировоззренческие нормы и правила все еще не сформулированы, а те, которые предлагаются не нашли у современных подростков отклика. 

Не имея четких жизненных ориентиров, молодежь ищет смысла своего бытия и, не находя его, пренебрегает самым ценным, что есть у человека – самой жизнью. Уверен, что надо формировать в человеке человека, а не «высокоорганизованное животное».  

Возрождение идеи создания и разработка курса «Человекознание» необходимо. Оно продиктовано велениями нового исторического времени. Именно этот предмет должен вернуть понимание того, что человек — особое существо. Особое по своей сущностной природе. По той самой «разумной» природе, о которой писал наш великий соотечественник В.И. Вернадский, излагая свое понимание ноосферы. Можно дискутировать о названии курса, можно и нужно спорить о его содержании. Но то, что современному подростку надо вернуть понимание особой ценности человеческой жизни, взаимосвязи и взаимозависимости всех людей нашей земли во всем их жизнеутверждающем многообразии, сомнений не вызывает.

Источник: www.mk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.