Навальный в NYT: Раскрутка оппозиционера продолжается

Навальный в NYT: Раскрутка оппозиционера продолжается

Алексей Навальный продолжает оставаться ньюсмейкером — даже после того, как оказался в местах лишения свободы, а созданные им организации признаны экстремистскими и ликвидированы по решению суда. Правда, сейчас его статьи и интервью публикуют преимущественно иностранные СМИ. Однако 10 лет назад он был еще малоизвестным блогером, на которого едва ли сделали бы ставку на Западе. То есть первоначальную раскрутку ему обеспечили в России. Попытаемся найти создателей бренда «Навальный» в публичном пространстве и посмотрим, дистанцировались ли они от этого проекта в новых условиях.

Политическая активность раннего Навального была связана с его конфликтами с «Яблоком» из-за правой идеологии и участии в организации «Русских маршей». Но это вряд ли кого-то интересовало за пределами узкой политической тусовки. Цитирование в крупных СМИ он получил в качестве «борца за права миноритарных акционеров». Навальный покупал несколько акций крупных компаний, обычно с государственным участием, и начинал рассказывать о коррупции, которая ущемляет его права.

Одним из самых громких был кейс «Транснефти». В 2010 году компания заканчивала реализацию одного из первых масштабных инфраструктурных проектов: нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). «Стройка века» действительно шла с нарушениями, которые выявил как внутренний аудит (после смены главы «Транснефти» с Семена Вайнштока на Николая Токарева), так и проверка Счетной палаты. Именно документ контрольного ведомства оказался в распоряжении Навального, который и выложил его вместе с собственными инвективами. Вопрос — откуда?

В 2010 году могло показаться, что это делала новая команда Токарева, чтобы дистанцироваться от негативного прошлого, связанного с Вайнштоком. Однако просто приведем одну цитату из самого Навального, который призывал «Щупать за вымя Вайнштока, Токарева и других транснефтянников». Поскольку на тот момент Вайншток уже ушел из компании, удар был нанесен по Токареву. Подозревать «месть» со стороны Вайнштока тоже странно, ведь его из «Транснефти» «ушли» не куда-нибудь, а на олимпийскую стройку. Получается, заинтересованной стороной могли быть те, у кого возникли трения уже с командой Токарева.

По состоянию на 2010 год наиболее вероятной кандидатурой казался Григорий Березкин. Это предприниматель, который вошел еще в первый список российского «Forbes», не имея достаточно крупных собственных активов. Зато он очень умело встраивался в качестве посредника при продаже электричества в бизнес госкомпаний, таких как РЖД, РАО «ЕЭС», «Газпром» и, собственно, «Транснефть». С «Транснефтью» у него в 2010 году был конфликт из-за нефтяного терминала в Сковородино, как раз на маршруте ВСТО. Структурам Березкина пришлось продать контрольную долю в компании-операторе по номинальной стоимости, о чем сам предприниматель без видимого удовольствия рассказывал в интервью «Коммерсанту». Да и по поводу стоимости электроэнергии, продаваемой «Транснефти», могли возникать противоречия.

По теме:  Поможет ли в борьбе с COVID медицинское такси

Кстати, версия о том, что материалы проверки Счетной палаты могли быть переданы Навальному службой безопасности ЕСН Березкина, обсуждается и в крупных телеграм-каналах.

Так или иначе, это был первый случай, когда деловые интересы Березкина и публичная активность Навального явно совпали. Первый, но не последний.

В частности, Березкин пытался стать одним из крупнейших поставщиков электроэнергии для РЖД. И поначалу его отношения с возглавлявшим госпомонополию Якуниным складывались удачно. Все изменил один эпизод. Как сообщали СМИ, Березкин и Якунин окончательно поссорились из-за некой недвижимости. Якобы Якунин просил главу ЕСН «выполнить деликатную просьбу: на свои деньги купить недвижимость для „одной особы“. Березкин якобы просьбу выполнил, но сообщил о ней структурам, близким к ФСБ, которые собирали на Якунина компромат».

По совпадению, блогер Навальный выпустил одно из самых своих шумных расследований о так называемом «шубохранилище», как громко было названо одно из помещений в загородной резиденции экс-главы РЖД в подмосковной Акулиновке. Якунин позже даже оправдывался в интервью зарубежным СМИ.

Но вот что любопытно. Одновременно с Навальным Якунина атаковала и самая тиражная газета России «Комсомольская правда», которая рассказывала о требованиях кемеровских шахтеров (!) отправить в отставку главу РЖД.

При этом владельцем «Комсомольской правды» и тогда, и сейчас был Григорий Березкин.

С тех пор его медиаимперия только выросла, дополнившись холдингом РБК. Однако поддержка Навального странным образом не прекратилась. Например, только 23 января 2021 года, после того как Навальный был заключен под стражу после возвращения в Россию из-за нарушения условий приговора по уголовному делу, тот же РБК опубликовал кучу материалов об уличных протестах по этому поводу. Больше могли себе позволить разве что СМИ, впоследствии признанные иноагентами, такие как «Дождь» * или «Медуза»*. Да и буквально на днях РБК пересказал интервью блогера «Нью Йорк Таймс» прямо из колонии.

Если раньше в действиях медиа, связанных с Березкиным, можно было увидеть реализацию его коммерческих интересов, то сейчас это уже похоже на системные противоречия с государственной политикой. И, вполне вероятно, мы увидим ответную реакцию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика