«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Классика жанра: «товарищ Сухов» с наганом в руке… Кадр из «Белого солнца пустыни»

«С Лениным в башке
и с наганом в руке.»
(«Хорошо» В. Маяковский)
Оружие и фирмы. Давно обещан был этот материал, да что-то никак руки до него не доходили. И не потому, что информации было мало. Как раз острее всего встал вопрос не поиска её, а отбора. Потому как ну очень популярным оказались это оружие и эта фирма, причём во всех отношениях. Однако лучше прочитать поздно, чем не прочитать никогда. В любом случае начало будет традиционным: а было так, что два брата – Эмиль (1830–1902) и Леон (1833–1900) Наганы, в 1859 году основали в бельгийском городе Льеже предприятие: Fabrique d’Armes Emile et Léon Nagant, Quai de l’Ourthe («Оружейный завод Эмиля и Леона Наганов, набережная Урта»).

Встреча с братьями Ремингтон в 1867 году позволила им взять лицензию на производство 5000 винтовок «Ремингтон», предназначенных для папской гвардии Ватикана. Усовершенствовав систему запирания, они создали ружья, известные как «Ремингтон-Наган», затвор которых открывался и запирался немного иначе, чем в классических «ремингтонах».

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Клеймо с ключами на стволе винтовки «Ремингтон-Наган»

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Винтовка «Ремингтон-Наган». Длина 114 см, длина ствола 71 см. Калибр .44

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Рычаг управления затвором винтовки «Реминтон-Наган», совмещённый со спусковой скобой

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Схема устройства затвора винтовки «Ремингтон-Наган» из патента № 63999 от 30 января 1884 года. На нём хорошо видно действие курка, а также откидного затвора, управляемого спусковой скобой-рычагом
Затем братья внесли свой вклад в разработку голландского револьвера Mle 1873, который производился Арсеналом Хембруга и фирмой Бомонта в Маастрихте. Затем в 1876 году для Греции производили винтовку калибра 11 мм системы Евстахиоса Милонаса, а в 1877 году создали двуствольный пистолет калибра 9,4 мм (патрон производства бельгийской компании Bachmann, известный под названием 9,4 Наган или 9,4 Бельгийский) с ремингтоновским затвором. Бельгийская жандармерия использовала их до 1901 года, и он оказался первым бельгийским нормативным оружием под металлический патрон.

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Затвор винтовки Милонаса, управляемый рычагом под ствольной коробкой

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Двуствольный пистолет для бельгийской жандармерии с ремингтоновским затвором

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Этот же пистолет в варианте с прикладом
Наконец, дело дошло и до револьверов. В 1878 года Наганы создали модель «наган», доступную как в варианте с одинарным, так и с двойным действием, которая породила целый «поток» револьверов, принятых на вооружение самыми различными европейскими странами:

в Бельгии – модели револьверов 1878, 1883 и 1878/86 гг. калибра 9,4 мм;
в Норвегии – модель 1883 г. двойного действия;
в Швеции – модель 1887 г. калибра 7,5 мм;
модель 1893 г. калибра 7,5 мм пошла на вооружение армий Норвегии, Сербии и Швеции;
калибра .44 (11 мм) – в Бразилии и Аргентине.

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

«Наган» 1878 г. Королевский арсенал, Лидс
И, наконец, модель 1895 года («без газовой потери», как её назвали сами создатели) калибра 7,62 была принята на вооружение в России.

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

«Наган» 1895 г. «Русская модель»
В 1887 году Наганы работали над винтовкой калибра 7,65 и 8 мм, оказавшейся слишком сложной.

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Вот эта винтовка, которую они предлагали военным нескольких стран. Как видите, сделана она была на основе винтовки Манлихера и с его магазином, но отличалась оригинальным затвором с задним расположением рукоятки перезаряжания. В этом братья Наган опередили всех прочих конструкторов оружия!

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Затвор и рукоятка перезаряжания винтовки Эмиля и Леона Наганов. Интересно, что изначально она заряжалась снизу, для чего крышка её магазина откидывалась вперёд! Вес 3,895 кг (4,325 со штыком). Патрон: 8-мм рантовый. Длина без штыка: 1,220 м. Ствол: длина 68,5 см – 6 нарезов справа налево
Затем последовало знаменитое соперничество с капитаном Мосиным в России, результатом которого стала «безымянная» винтовка 1891 года, принятая на вооружение российской императорской армии вместо винтовки Бердана.

В 1896 году братья своё предприятие разделили. Эмиль Наган, страдающий слепотой, покинул фирму, а Леон сразу же создал «Fabrique d’Armes Lеon Nagant» и вместе со своими двумя сыновьями Шарлем (1863) и Морисом (1866) в 1899 году отправился в автомобильное турне. После смерти Леона в 1900 году фирма стала называться Fabrique d’Armes et d’Automobiles Nagant Frеres.

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

«Наган» 1878 г. никелированный

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

«Наган» 1878 г. в разобранном виде и патроны к нему
Ну а что из себя представлял «наган» 1878 года и в чём его популярность? Это самовзводный револьвер, предназначенный для бельгийской армии и выпускавшийся фирмой Наганов в Льеже, а затем там же, но уже на государственном предприятии «Мануфактурой оружия» на улице Сен-Леонар.

По теме:  День ВДВ России

Все основные детали револьвера были из бессемеровской стали. Английская литая сталь использовалась для всех пружин, винтов, стержней, курка, спускового крючка и шарниров предохранителя. Германская закалённая сталь также применялась. Степень взаимозаменяемости деталей высокая. Ствол восьмигранный, за исключением его задней части. Барабан модели 1878 года имеет шесть камор. Заряжается через правую боковую дверцу («Дверцу Абади»), которая откидывается вертикально вдоль спусковой скобы.

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

«Дверца Абади». Револьвер «Наган» фирмы «Хускварна» М1887 г. калибра .22

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Так она работает…
Российский револьвер модели 1895 года имел официальное название «Револьвер трехлинейный (7,62 мм) образца 1895 г.» и выпускался Тульским оружейным заводом с 1900 года. Отличался от всех прочих наличием барабана на семь патронов, который надвигался на ствол, что исключало прорыв газов в районе соприкосновения ствола и барабана. Имелись револьверы одинарного и двойного действия (офицерская модель).

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Револьвер М1884 жандармерии Люксембурга. Вид справа

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Револьвер М1884 жандармерии Люксембурга. Вид слева

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Револьвер М1884 жандармерии Люксембурга в разобранном виде
Наган поставил в Россию 20 000 револьверов до начала производства в Туле в 1899 году, причём многие из них дожили до конца Второй мировой войны.

История с принятием этого револьвера на вооружение ещё более запутана, нежели история с винтовкой. Был конкурс, все условия которого словно бы специально были подогнаны под ТТХ револьвера Наганов. И было бы странно, если бы он в этих условиях не победил!

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

«Наган» жандармерии Люксембурга, оснащённый… штыком!
Российские военные к 1895 году стали высказывать недовольство револьверами «Смит и Вессон». Да, с ними охотились на бизонов и медведей, 10 000 выстрелов они выдерживали без проблем и быстро перезаряжались, но… были слишком «тяжелы в носке». Ремень с кобурой сползал на бок, а до плечевых ремней тогда почему-то не додумались. В итоге было решено, что револьвером пользуются редко, и потому таскать на боку 1,5 кг легированной стали смысла нет. Что нужен более лёгкий и удобный револьвер, способный решить дело семью выстрелами, против шести у противника!

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Укороченный «Наган», выпущенный в СССР в 1925 году

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

А это его маркировка…

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

И в разобранном виде…
Тут-то «наган» как раз и пришёлся кстати. К тому же он психологически был не таким… «пугающим», поскольку не давал мощной вспышки пламени за барабаном прямо за скобой спускового крючка. Тупоносая пуля обладала хорошим останавливающим действием, а то, что заряжался револьвер долго и трудно, теперь почему-то никого не беспокоило. Хотя, по сути дела, это превращало новый револьвер в одноразовое оружие. Но… вышло так, что на этом револьвере сошлось всё: вес, цена, удобство обслуживания, меткость и убойная сила, а ко всему прочему уже накопленный опыт использования такого оружия, превратившегося, по сути, из боевого в статусное.

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

«Наган» М1895 г. производства СССР 1938 г.

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

«Наган» М1895 г. производства СССР 1941 г.

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

«Наган» М1895 г. производства СССР 1945 г.
Производство «русского» револьвера, которое датируется 1898 годом, была начато в Бельгии на «Оружейной фабрике Леона Нагана». Гражданское производство нового револьвера было начато ещё до регистрации российского заказа.

Оружие по российскому контракту, производимое в Льеже, было двойного действия, но в руководстве, поставляемом с каждым револьвером, объяснялось, какие части необходимо заменить, чтобы двойное действие превратить в одинарное! В том же 1898 году револьвер был запатентован.

Револьвер успешно продавался на гражданском рынке. Но в 1910 году его усовершенствовали. Теперь револьвер получил барабан, откидывающийся вправо, также на семь патронов. Российская императорская армия этот улучшенный образец приобретать уже не стала.

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

«Наган» М1910 г.

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

«Наган» М1910 г. Вроде бы «дверца Абади». Но не дверца. Фиксатор барабана

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

«Наган» М1910 г. с откинутым барабаном

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Выпускался и такой «наган» – бескурковый, вернее, имевший скрытый курок. Только самовзвод

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Сербский и советский «наганы» 1938 г.

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Шведский револьвер М1887 г. калибра 7,5-мм и кобура к нему…
Самое удивительное, что затем фирма начала выпускать автомобили. Причём не свои, а по лицензии французской фирмы «Роше-Шнейдер». Автомобили Нагана производились с 1900 по 1928 год. Затем в 1931 году компания была куплена фирмой «Империя». На этом закончилась история фирмы, создавшей «наган», но история самих «наганов» отнюдь не завершилась…

«Наган» – револьвер, винтовка и… автомобиль!

Автомобиль производства фирмы «Наган» 1909 г. Тип «Д» 14/16-лс. Лоуман-музей, Нидерланды
P.S. Автор и администрация сайта выражают свою благодарность Alain Daubresse за предоставленную возможность использовать его фотографии.

Продолжение следует…

Автор:Вячеслав Шпаковский
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика