Handelsblatt: «Северный поток-2» могут запустить со штрафом в €1 млн

Handelsblatt: «Северный поток-2» могут запустить со штрафом в €1 млн

«Северный поток-2» можно запустить и без сертификации. Об этом сообщила авторитетная немецкая газета Handelsblatt. Ее источники отмечают, что в случае запуска газопровода до сертификации оператор должен заплатить штраф до €1 млн, как это было с NEL (ответвление «Северного потока») и EGL 401 (принадлежит немецкой Ferngas) — их также запускали без сертификации.

Газета также отмечает, что €1 млн штрафа «выглядит приемлемым» на фоне не менее €10 млрд инвестиций в «Северный поток-2». Отмечается также, что таким образом «Газпром» сэкономит на транзите газа через Украину.

Все это плохие новости для президента Украины Владимира Зеленского. Ранее он решил внести свою лепту в преодоление энергетического кризиса в Европе, и изложил свои предложения главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен по телефону.

Зеленский, в частности, заявил, что Украина готова снизить для европейцев цену на транзит газа по своей территории, а также предоставить им «собственные подземные хранилища для хранения стратегического резерва топлива».

Обойти вниманием «Северный поток — 2», раз представилась такая возможность, он тоже, естественно, не мог. Потому в очередной раз объявил проект главной «угрозой для энергетической безопасности всей Европы».

Не очень понятно, сошлись ли собеседники в этой трактовке. Тем не менее, как следует из украинского пресс-релиза, идею «создания региональной платформы по укреплению энергетической безопасности» они обсудили.

Глава Еврокомиссии заявила, в свою очередь, что «ЕС и Украина продолжат сотрудничество в сфере энергетики: по поставкам и хранению газа, возобновляемым источникам и энергоэффективности». А также ритуально заверила Киев «в полной поддержке ЕС Украины, ее суверенитета и территориальной целостности».

Энергетический кризис, действительно, пока не отпускает Европу. Из-за того, что сертификация «Северного потока — 2» затягивается, цена на газ снова резко пошла вверх. И впервые с конца октября достигла 1150 долларов за тысячу кубометров, о чем свидетельствуют данные биржи ICE Futures.

Вот только решать проблему Урсула фон дер Ляйен взялась явно не с тем партнером. Поскольку Украина сама рискует этой зимой свалиться в глубокую, темную и холодную яму.

В стране уже отключили 90% мощностей ТЭС. Работают только два энергоблока из 23-х — несколько на ремонте, а для остальных просто не хватает угля. В связи с закрытием угольных станций, растет, соответственно, потребление газа, отчего его запасы стремительно уменьшаются.

По данным НЭК «Укрэнерго», по итогам первой недели ноября в подземных хранилищах газа оставалось чуть больше 17 млрд. кубов, что на 37% меньше прошлогодних показателей на аналогичную дату. Это значит, что в случае, если зима будет холодной, газа может и не хватить.

Тогда в чем смысл «смелых» предложений Зеленского? Чей газ он собирается транзитировать и копить в своих хранилищах?

— Зеленский, по сути, пытается переложить всю вину за энергетический кризис на Россию и угодить, тем самым, европейцам, — комментирует ситуацию ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Потому что причины этого кризиса лежат в самой Европе. Никто им не ограничивал поставки газа. Там чисто экономические характеристики и ошибки, собственно, европейского руководства.

Они ускоренный энергопереход производили, выдавливая из энергобаланса и уголь, и газ. Закрывали газовые и угольные электростанции. Потом, когда в 2021 году ветровая энергетика дала электроэнергии меньше, чем в предыдущие годы, соответственно, встал вопрос, что это надо чем-то другим заменить.

Пытались заменить газом. Но поскольку сами выдавливали его из энергобаланса, оказалось, что собственная добыча падает колоссально. Другие поставщики — типа Норвегии и Алжира — тоже не могут увеличить поставки по трубопроводам. А что касается СПГ, то поставщики, в основном, предпочитают отправлять его на азиатские рынки, потому что там цены выше и можно заработать.

То есть, причины энергокризиса в самой европейской энергополитике. Но европейцы не хотят этого признавать, а Зеленский этим пользуется. Он говорит, что «проблема не в вас, европейцы, а в России» и обещает в какой-то степени решить это. И, соответственно, пытается заработать на всей этой истории.

«СП»: — И в чем тут смысл?

— Во-первых, он предлагает европейцам закачивать больше газа в подземные хранилища, которые расположены на Украине. Там, действительно, подземные хранилища большие, и они не используются почти. Последние годы к отопительному сезону в них закачивали около 20 млрд. кубов — плюс-минус. При реальной мощности — 40 млрд. кубометров.

Все дело в том, что в нормальный год европейцам это не нужно. У них есть свои подземные хранилища, и они туда закачивают газ к началу отопительного сезона. Летом закачивают, зимой — отбирают. Потому никакого смысла особого использовать хранилища на Украине нет, тем более что газ туда, соответственно сначала надо доставить. Платить Украине за хранение — т.е. это не бесплатная услуга. А потом — когда возникнет необходимость — ты еще должен заплатить за то, чтобы до твоей территории его докачали.

Плюс всегда есть риски того, что Украина, у которой регулярно возникают проблемы с прохождение отопительного сезона, этот газ просто начнет забирать себе. Мол, «у нас тут чрезвычайная ситуация, но летом мы вам все отдадим». Летом не нужен он европейцам.

Украина в этом плане рискованный партнер — это все прекрасно понимают.

«СП»: — Какие вообще скидки на транзит он может предлагать Европе, если газ качает российский Газпром?

— Здесь, я думаю, европейцы прекрасно понимают, почему Газпром отчаянно не увеличивает объемы прокачки через Украину. Потому что это дорого.

В нынешнем контракте Газпрома и оператора ГТС Украины, который действует до конца 2024 года, говорится, что есть основные объемы — 109 млн. кубов в сутки он должен прокачивать. Они идут с условием «качай или плати».

Если Газпром не прокачивает эти объемы, то он все равно заплатит за это. Но если компания хочет качать больше этих 109 млн. кубов, тогда она участвует в специальных аукционах и добирает себе объемы сверх контрактных обязательств. Но там не скидка включается, а, наоборот, повышающий коэффициент.

То есть, если Газпром качает больше контрактных обязательств, он платит дополнительно за прокачку каждой следующей тысячи кубов.

Изменить контракт сейчас невозможно. Во всяком случае, не в компетенции Зеленского. И когда он говорит, что «мы дадим скидку на транзит», это не касается газпромовского газа, который европейцы покупают.

По сути, Зеленский говорит: покупайте у России еще больше газа, как это ни странно, казалось бы. Но точка «сдачи-приемки» должна быть на российско-украинской границе (то есть, чтобы там Газпром отдавал право собственности). Вот тогда он обещает европейцам скидку на прокачку.

Соответственно, тем самым он заманивает европейские компании, чтобы они подписывали контракты на поставку газа на российско-украинской границе

«СП»: — Им это выгодно?

— Нет, конечно. Ни одна компания в здравом уме этого делать не будет. Зачем ей все эти проблемы с транзитом, с украинской трубой. Зачем эти риски брать на себя, когда спокойно у Газпрома можно купить газ уже Европе. А как он доставит его до Германии или Австрии, где основные точки «сдачи-приемки», это уже его проблема будет.

Но Зеленский пытается их затащить на границу своими скидками. Он надеется, что если европейцы согласятся покупать газ на границе Украины-России, тогда транзит после 2024 года сохранится. Логика тут такая: даже если Газпром новый договор подписывать не будет, европейцы будут покупать и, соответственно, будут подписывать транзитные договора с украинскими компаниями.

Он хочет просто заработать. Вот и предлагает свои услуги. Но какого-то смысла в этом для европейцев нет, а рисков слишком много.

«СП»: — В таком случае, что за «региональную платформу по укреплению энергетической безопасности» они собираются создать? Такая идея якобы тоже обсуждалась.

— Суть в том, чтобы подключить Украину к некой внутриевропейской дискуссии по энергетике. То есть, когда вы создаете какие-то резервы, то где-то должны все это хранить. А так как на Украине есть подземные хранилища, вот они, соответственно, и предлагают оказывать услуги по хранению газа

Поэтому большую идею предлагают — «давайте какую-то систему, платформу создадим». Но в реальности продвигают конкретно услугу — за деньги хранить газ в подземных хранилищах.

Ничего другого они предложить не могут. Зато все это подается под неким магическим соусом — «система энергетической безопасности».

Но вряд ли европейцам нужна эта навязанная услуга. Они все свои усилия направляют на принципы программы декарбонизации и говорят, что «наша система безопасности заключается в том, чтобы вообще не использовать углеводороды».

По крайней мере, основная европейская направленность именно такая.

Тут, скорее, сторонам важно показать некий диалог между Украиной и Европой. Особенно это важно для Украины — мол, «Европа с нами, смотрите! Они с нами разговаривают. И мы единым фронтом будем выступать против России».

Такой посыл, я думаю, пытаются сформировать в Киеве.

А для европейцев это как бы демонстрация того, что Украину они не бросили, несмотря на то, что «СП-2» будет запущен, находятся с ней в контакте и учитывают ее интересы. Но все это происходит на политическом уровне. А важно, чтобы сотрудничество было на экономическом уровне.

Опять же, глава ЕК — не указ ни одной коммерческой компании. Потому никто не будет слушать какую-то фрау фон дер Ляйен, если та будет требовать, чтобы газ покупали не у Газпрома, а у кого-то другого, и не в Австрии, где газовый хаб, а на границе России и Украины. В любой компании ей скажут, что это «не ваше дело, не ваши полномочия, вы не можете нам указывать, где нам и что покупать».

Поэтому переговоры эти просто символичны. Но после них никакой обязанности со стороны Европы что-либо менять не возникает.

Источник

Updated: 27.11.2021 — 14:32

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.