Байкал: Из «вон чего» сделают конфетку за 60 млрд рублей

Байкал: Из «вон чего» сделают конфетку за 60 млрд рублей

На месте отравлявшего Байкал и окрестности озера целлюлозно-бумажного комбината возведут санаторно-курортный комплекс стоимостью в две трети от суммы, потраченной на строительство космодрома «Восточный».

ВЭБ.РФ, выкупивший в 2021 году имущество Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), определился с проектом застройки этой территории. Там может появиться более 479 тыс. кв. м курортной недвижимости, в которую нужно вложить более 60 млрд рублей, сообщает «КоммерсантЪ».

На 1 тыс. га планируется строительство пятизвездного санаторно-курортного комплекса, комплекса гостиниц различных ценовых сегментов, конгресс-центра, дайвинг-центра, лечебно-реабилитационного комплекса, морского порта, хелипорта (аэродром для вертолетов), логистического комплекса, следует из презентации, подготовленной инициатором проекта — «дочкой» ВЭБ. РФ ООО «Байкал.Центр».

Строительство этих объектов общей площадью более 479 тыс. кв. м и других развлекательных и инфраструктурных объектов госкорпорация оценила в 60,15 млрд руб. Но это не окончательная цифра — потребуются дополнительные инвестиции, отмечают в ВЭБ.РФ.

Самым затратным объектом будет санаторий на 150 тыс. кв. м — инвестиции в этот объект оцениваются в 21 млрд руб. Затраты на гостиницы (85 тыс. кв. м) могут достичь 6,5 млрд руб., а на строительство горнолыжного курорта с гостиницей на 18 тыс. кв. м — еще 6 млрд руб.

Реализовать эти проекты планируется до 2033 года. Предполагается, что это должно увеличить к 2040 году турпоток почти в семь раз, до 1,2 млн человек ежегодно.

Кстати, это не первая попытка создать здесь шикарный туристический кластер. Еще более затратным был проект, который, как сообщала РБК в 2016 году, мог превысить бюджет олимпийской стройки в Сочи. Структуры Олега Дерипаски и одной из крупнейших финансовых корпораций Китая намеревались построить на Байкале туристический кластер стоимостью $ 11 млрд. Тогда профильные эксперты предупреждали, что столь масштабный проект не соответствует туристическому спросу. И дело заглохло.

Нынешняя затея на берегу Байкала в десять раз дешевле. Но все равно ставки очень высокие. Проект явно дорогущий: 60 млрд рублей — это две трети от стоимости космодрома «Восточный», который обошелся в 91,9 млрд рублей.

Но космодром не нуждается в повышенном потребительском спросе — он просто необходим стране. А вот вернутся ли инвестиции в строительство курортной жемчужины на берегах Байкала — большой вопрос.

По перспективам этого проекта мнения экспертов, опрошенных «СП», крайне расходятся: прогнозы от самых радужных до самых провальных.

— Наличие курортной «жемчужины» Байкала — санатория с базой СПА процедур и спортивно -оздоровительной зоной, лечебным центром будет только способствовать привлечению и увеличению турпотока, развитию экономики региона и его инвестиционной привлекательности, созданию рабочих мест и повышению качества жизни населения в регионе, а также развитию внутреннего и въездного туризма в России, — уверена доцент кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им. ГВ Плеханова Елена Никольская. — Озеро Байкал (20% мировых запасов пресной воды) и прилегающая к нему территория — одна из особых туристско-рекреационных зон России. Отдых здесь самый разнообразный, а перечень всего, что тут лечат, не уложить даже в медицинский справочник: от болезней желудка до проблем с опорно-двигательным аппаратом.

Отдых на Байкале в 2021 году чаще планируют с ночевками на турбазах, глэмпингах (объединяют в себе комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе), которых здесь много. Летом туристы купаются и рыбачат.

Развиты в регионе как семейный отдых, так и спортивный, экстремальный, гастротуры, конгрессный туризм, лечебный и экологический. Местные гиды организовывают пешие и конные походы, экскурсии в пещеры и катание по Байкалу на катерах. Зимой устраиваются забеги по ледяному озеру на коньках, катания на снегоходах и в собачьих упряжках. Очень интересная кухня: изобилие рыбных и национальных мясных бурятских блюд, выпечки и напитков.

Стоимость авиабилетов из Москвы до Иркутска — от 7500 рублей зимой до 17000 рублей летом. Размещение в отелях категории 3−4 звезды 5800−7500 рублей на ночь, в отелях категории 5 звезд- от 16800 рублей за сутки в зависимости от предпочтений. Есть интересные туры — на двоих в августе на 7 дней — 6 ночей (Иркутск — Листвянка — Ольхон — мыс Хобой — Иркутск) будут стоить от 128837 до 136099 рублей без стоимости авиаперелета, только завтрак. Спрос всегда высокий и поэтому бронирование необходимо не ранее чем за 2 месяца.

Байкал сегодня интересен как зарубежным туристам, так и внутренним туристическим потокам. Но для успешной реализации проекта необходимо наличие развитой курортной инфраструктуры вокруг озера, наличие квалифицированных кадров, привлечение местного малого и среднего предпринимательства для строительства кафе и ресторанов.

— Курортное строительство там невозможно без первоначального приведения в порядок территории бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, — считает профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич. — Сначала там надо вывезти отходов немеряно после БЦБК, рекультивацию провести, много еще чего надо сделать. Без этого курорт на этой территории не очень получится. Там есть горнолыжный курорт, но добираться до него неудобно. К тому же, там не те горы, с которых можно кататься, как в Альпах или даже как на Эльбрусе — прибайкальские горы скромные по высоте. Поэтому реально никакого горнолыжного отдыха зимой там нет, ездят туда в основном летом. Но это небольшой поток туристов, отдых там дорогой, условия близки к спартанским.

Что касается замаха на «шикарность» этого проекта, то могу сказать только, что большого потока туристов туда не будет. Это далеко, есть гораздо ближе горнолыжные курорты для основных потребителей из Москвы и Санкт-Петербурга. Любители горнолыжного отдыха из Новосибирска катаются в Алтайских горах. Кемеровская область катается в Шерегеше.

По теме:  Каак противостоять телефонным мошенникам, которые прикидываются полицейскими?

Кто будет кататься с гор Байкала? Наверное, жители Иркутска. Но их немногим более 500 тысяч. У красноярцев тоже есть своя горнолыжная зона — в Красноярских столбах. В Бурятии просто не наберется таких потребителей. Поэтому это будет Иркутская область и немножко — Улан-Удэ. Все. Если только вам не кажется привлекательным гулять по льду Байкала.

Летом поплавать «живьем», без гидрокостюмов толком нельзя, потому что в малом море вы можете плавать — оно прогревается, а уже в Слюдянке плавать нельзя — там +4. Соответственно, там можно только ходить по горам, а для этого нужно куда-то возвращаться — на берег, который не изгажен. Там гористая местность, для прогулок, для променадов мест нет. Бальнеологических курортов тоже нет. Поэтому я не очень понимаю, что там делать широкому кругу туристов.

— Судя по всему, предполагается, что это будет курорт для элиты. Если так, то, думаю, найдутся желающие. Вопрос в том, чем и как их заинтересуют инвестировать в этот проект, но мы об этом не узнаем — участие в таких проектах традиционно обусловливается неформальными договоренностями, — полагает аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев. — Байкал замусорен, там не только бывший БЦБК отравлял озеро. Но этот регион крайне притягателен как для туристов вообще, так и для туристов богатых. Если там будут вертолетные площадки и гостиницы пять звезд и выше, то наверняка это не для нас с вами, не для рядовых туристов, это в расчете на какую-то элиту.

Сейчас, сами понимаете, зарубежный отдых по многим направлениям закрыт — и из-за пандемии, и из-за санкций против отдельных российских бизнесменов и чиновников, летать на отдых за границу во многом проблематично. А Байкал в этом плане ничуть не хуже. Почему бы не сделать хорошую рекреационную зону для российской элиты? Я думаю, что ее постараются заинтересовать — подобные проекты всегда идут на уровне каких-то неформальных договоренностей, не публичных — они будут очень важны.

Здесь не столько важны деньги, сколько важен административный ресурс — какие преференции получат те, кто согласятся участвовать в этом проекте. Может, налоговые послабления или помощь в выигрыше тендеров — много чего возможно. Это закрытая тема. Но, учитывая масштабы объекта — 60 миллиардов сумасшедшая сумма — и наличие вертолетных площадок, и прочей «звездности», предполагает, что прилетать туда на отдых будут не рядовые граждане.

— В нашей стране уже есть замечательные курортно-санаторные зоны, которые просто «убиты» своей труднодоступностью для большинства россиян. А рассчитывать на то, что курорт на Байкале привлечет туристов из соседнего Китая тоже не стоит — они привыкли к другому отдыху, — считает директор Института Дальнего Востока РАН, профессор факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Алексей Маслов. — Китайцы не привыкли отдыхать на курортах в нашем понимании. Китайские туризм совсем другого свойства — шопинг, переезд с места на место, и это туризм, который сквозным образом идет через несколько стран. По оптимизации расходов это самое выгодное.

Ожидать, что китайцы будут приезжать отдохнуть и поплавать на Байкал не стоит, возможно, это будет несколько семей, которые не сделают погоды. Поэтому рассчитывать на отдыхающих китайцев в этом проекте не приходится. К тому же мы ничего не можем предложить им уникального, относительно того, что предлагают курорты Паттайи, Хайнаня, потому что сделать сервис China Friendly («Дружественный Китаю») — это очень дорогая история.

Это не просто объявления и телевидение на китайском языке. А это рестораны китайской кухни, большое наличие переводчиков и т. п. — огромная инфраструктура, которая стоит немалых денег. И которая, например, в Индонезии и Малайзии уже создана давно. В Камбодже гигантская сеть центров отдыха специально для китайцев.

Китайцы гедонисты, им важнее хороший массаж, чем красоты вокруг. К тому же Китай сам по себе — красивая страна. Поэтому надо понимать, что курорт на Байкале не станет центром притяжения китайцев. Ни в коем случае. Я даже думаю, что сам ЦБК был бы для китайцев интереснее, чем любой курорт на этом месте. В целом же китайский туризм в России — это так называемый «красный туризм», поездки по исторически важным местам, чего крайне мало в окрестностях Байкала.

Будет ли сюда широкий приток российских туристов? Туризм — это крайне консервативная сфера. Усиленный приток начинается тогда, когда появляется мода на определенный центр. И важна не только инфраструктура. У нас, кстати, есть хорошие инфраструктуры. Но главное, чтобы пошла мода.

У нас в России уже есть крайне интересные туристические зоны в России, которые буквально убиты плохой логистикой. Например, Белокуриха в Алтайском крае с очень хорошим качеством отдыха — и по услугам, и по живописным окрестностям, но очень сложная логистика — пролет, потом езда на автобусе до санатория в течении нескольких часов — практически убивает все. То есть, зональный туризм обязательно должен быть связан с элементарной логистикой, чтобы это было плечо в один перелет и короткий переезд. Именно в этом популярность отдыха в Турции — просто долететь и доехать до отеля.

Говорить, что проект строительства масштабного курорта на Байкале окупится в короткое время не приходится. Даже при оптимальной ситуации окупаемость таких проектов 10−12 лет. Но это, опять-таки, при хорошей ситуации, мы не знаем, как все здесь развернется. А прогноз не радужный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика