Анархическая планета Урсулы Ле Гуин или невозможность Утопии

Анархическая планета Урсулы Ле Гуин или невозможность Утопии

21 октября исполнилось бы 92 году Урсуле Ле Гуин. Для леваков в ее наследии главная вещь, конечно же «Обездоленные» (The Dispossessed) с приквелом «На другой день после революции». Многим анархам это чуть ли не библия — фантаст показала реальность построения анархо-коммунистического общества. Для меня же эта отлично написанная вещь немного о другом.

В книжке описана планетная система из основной планеты и спутника Урраса и Анарреса. В рассказе-зачине в одном из второстепенных государств Урраса происходит кровавая революция. К власти приходят нормальные социалисты-государственники, которые устраивают прежним элитам красный террор с ГУЛАГом, приправленный полпотовщиной. В крупнейшем и наиболее развитом государстве планеты ситуация близка к революционной. Но главные революционеры здесь кошерные анархо-коммунисты, последователи местного Кропоткина в юбке, дамы по имени Одо.

Власти главной уррасовской страны, условно говоря, местных Соединенных Штатов, предлагают своим революционерам грузиться на космические корабли и лететь из страны на фиг подальше, на местную Луну, где они смогут строить то общество которое их душеньке будет угодно. Те соглашаются и эмигрируют всей своей многочисленной анархо-сектой. И начинают строить новое общество строго по заветам Кропоткина, Одо и Бонавентуры Дурутти без государства, без бюрократии, без принуждения. По всем канонам анархического синдикализма. Если кому-то какая-то проблема интересна, то все заинтересованные объединяются синдикат и занимаются ее решением.

Но есть одно большое но. Уррас-то планета изобильная, текущая млеком и медом. А луна-Анаррес, доставшаяся анархистам — бесплодная, там практически ничего не растет. Есть кое какие минеральные ресурсы, но чтобы их добыть придется вкалывать с отбойным молотком в глубокой шахте. В результате, как-то худо-бедно существовать большинство населения планеты должно пахать на малоплодородных полях или корячится на добыче полезных ископаемых, которые потом по бартеру (денег-то нет, все живут по принципу всем по потребностям) выменивается на что -то полезное с Урраса.

В общем диспозиция получилась сходной с другим известным произведением научной фантастики про анархистов — повестью Роберта Ханлайна «Луна жёстко стелет». Где сосланные на нашу бесплодную Луну анархисты и члены Пятого Интернационала живущие в условиях нехватки женщин шведскими семьями, начинают забрасывать землю гигантскими булыжниками, чтобы добиться уравнения в правах.

А на Анарресе у Ле Гуин получилось, что почему-то абсолютно свободное — полностью самоуправляющееся и построенное на коммунистических принципах общество — при ограниченности ресурсов становится как две капли воды похожим на поздний совок. В условиях отсутствия тупых бюрократов их роль на себя берет общественное мнение большинства. А большинство — это те самые работяги из шахт и коллективные фермеры с полей, воззрения которых достаточно консервативны.

Они не понимают какую пользу обществу приносит главный герой — теоретический физик Шевек, который сидит целыми днями в кабинете и не пойми чем занимается, пока они рубят уголёк и растят кукурузу. Поэтому на Анарресе, как и в славные застойные времена «доцентов с кандидатами» в массовом порядке в грузовиках вывозят на помощь селу для уборки картошки.

Но физик это ладно, это по крайней мере наука, перед которой пролетарии испытывают некий пиетет. Гораздо хуже приходится товарищу Шевека композитору-авангардисту, исполнять произведения которого не хочет ни один музыкальный коллектив, а большинство населения смотрит на него как не бесполезного нахлебника-тунеядца. В конце концов Шевек советует ему, ну назови ты свою симфонию «Гармония солидарности», глядишь на такое идеологически правильное название кто-то из исполнителей и поведется… Все это ничуть не отличается от посвящения кантаты какому-нибудь XVII съезду ВЛКСМ.

Но и на этом сходство с позднесоветским обществом не заканчивается — все живут примерно в одинаковых условиях на жилплощади по социальной норме. Но кому-то достаются в здании достаются комнаты стандартные с соседями по бокам, а кому-то угловые комнаты с большим количеством окон и всего с одним соседом. Так вот с Шевеком ведет борьбу зловредная соседка за то, чтобы выжить его из лучшей угловой комнаты. Такой знакомый по советским временам персонаж.

Шевек работает в научном институте где занимается изучением эффекта позволяющего осуществлять мгновенное перемещение грузов в космическом пространстве. Но прикладной науке бедного Анарреса, не занимавшегося космическими полетами, эти открытия незачем и печатать статьи о результатах бесполезных исследований никто не намерен. И опубликовать свою работу ему удается, лишь взяв в соавторы своего научного руководителя, который к этому исследованию не имел в реальности никакого отношения.

По теме:  Хит Blinding Lights певца The Weeknd стал лучшей песней всех времен

Стоит отметить, что Урсула Ле Гуин, родившаяся в университетском городке Беркли в Калифорнии и прожившая всю свою жизнь в Соединенных Штатах и во Франции, никогда ни в одной социалистической стране ни разу не была. Дочь антрополога реконструировала эти взаимоотношения исходя из базовых параметров человеческой психологии и возникающих обстоятельств.

В конце концов все ненужные идеальному анархическому обществу изгои создают собственный синдикат. И он связывается с Уррасом, предпринимателям которого очень интересны исследования Шевека, и они приглашают его на свою планету. И, как положено нормальным советским людям, жители Анарреса люто ненавидят изменников нацелившихся эмигрировать из общества борьбы и труда на экономически благополучный и комфортный «Запад». В анархическом обществе никто «инакомыслящих» в тюрьму не сажает, зато и расправиться с тем, кто намерен предателем возмущенным гражданам никакая полиция не мешает. Шевека едва не линчевали при отлете.

Талант Ле Гуин в урасской эпопее Шевека позволил изобразить ей то что позволил ей изобразить и то, о чем автор, пожалуй, глубоко и не задумывался. Сама она рассчитывала описать визит Шевека на главную планету в духе хорошо знакомой ей французской литературы эпохи Просвещения: благородный дикарь, удивляющийся нелепостям цивилизованного общества. «Простодушный» Вольтера или, если угодно, «Тарзан в Нью-Йорке».

Но человек с советским бэкграундом, читая книгу, видит другое. На Уррасе он ведет себя как циничный хулиган, персонаж фельетонов из журнала «Крокодил», высмеивающих преклоняющихся перед Западом отщепенцев. Будучи позван на вечеринку в его честь, нахамил ее организаторам и затащил в постель хозяйку, которая не очень-то этого и хотела. Да и вообще если он такой принципиальный антикапиталист, каким его пытается выставить Ле Гуин, то чего же он выбрал для эмиграции процветающий капиталистический финансовый центр Урраса страну Ай-Йо, а не государственно-социалистическую Тху и не одну из стран местного Третьего мира, народы которых борются против ай-йоского неоколониализма.

Дальнейшее развитие уже не так интересно — это перепевы истории про космическую революцию, набившей оскомину со времен Аэлиты. Шевек участвует в народных волнениях в Ай-Йо, становясь из послушного прозападного диссидента некоей реинкарнацией Эдуарда Лимонова. И передает результаты своих исследований послу Земли, а на их основе создается аналог Кольца миров в Хейнском цикле американской фантастки.

Урсула Ле Гуин один из самых глубоких авторов зарубежной сайнс фикшн, который для написания своих книг много изучал антропологию, социологию, культурологию, этологию и на основе этих наук выстраивал структуру и сюжет своих произведений. В «Левой руке тьмы» она, например, описала социальную структуру и обычаи общества разумных двуполых существ.

А главный вывод, который можно сделать из книги «Обездоленные» — что общество, которое будет построено на идеалах социализма, без малейшего принуждения самыми честными и искренними революционерами, без ГУЛАГа, тюрем, государства, принуждения и зловещего КГБ, но в условиях отсутствия материального изобилия, нехватке материальных ресурсов, все равно будет напоминать СССР эпохи Брежнева.

Истина заключается в том, что у баррикады только две стороны, и либо ты принимаешь это общество со всеми его недостатками, либо оказываешься в лагере сторонников капитала. Все архитекторы «пражской весны», «прорабы перестройки» и адепты югославского самоуправления, моделей которые пытались скрестить социальные гарантии социализма с рыночной капиталистической конкуренцией в экономике — предлагали нежизнеспособные альтернативы, проигрывавшие в столкновении с классическим капитализмом или в итоге скатывавшиеся к нему.

Общество, основанное на солидарности, неизбежно на первых порах будет неизбежно неуютным, угловатым и устраивающим не всех. И в этой великой борьбе нужно сделать свой выбор, что для тебя важнее — справедливость и коллективизм или индивидуализм и конкуренция.

А за осознание неизбежности этого противоречия мы должны сказать спасибо автору, появившемуся на свет 92 года тому назад.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика