
Об инновационной подлодке проекта 705 «Лира», получившей по классификации НАТО обозначение Alpha, вспомнил эксперт издания The National Interest Калеб Ларсон.
Первые данные о строительстве в Советском Союзе «суперподлодки» в ЦРУ получили в 1969 году. В отчетах, сопровождаемых фотографиями, говорилось о «странном серебристом цвете» секций корпуса, ожидавших сборки.
Аналитики управления не согласились с представленным материалом, они посчитали, что элементы корабля просто покрыли серебристой краской ради дезинформации. В США были уверены, что СССР не обладают технологиями и «не потянут» затраты для производства субмарин из титана. На то были свои аргументы.
Титан в три-пять раз дороже традиционной стали, а придавать ему нужную форму невероятно сложно. Сварка титановых элементов — отдельная наука. При высоких температурах этот металл поглощает кислород, водород и азот, что приводит к дефектам. То есть для соединения частей корпуса советским инженерам было необходимо создать огромные герметичные ангары, заполненные инертным газом аргоном. Сварщикам при этом приходилось надевать специальные костюмы, похожие на космический скафандр. В ЦРУ и Пентагоне отказывались верить, что СССР способны реализовать подобный проект.
Еще одной загадкой стала энергоустановка. Реактор должен был охлаждаться жидким металлом — такая схема обеспечивает высокую производительность при небольших размерах, но повышает риск возникновения аварийных ситуаций. Для снижения потенциальной опасности требовалось создание автоматизированной системы управления. И снова американские аналитики скептически отнеслись к данным о советской разработке.
— Но спустя несколько лет они были вынуждены признать появление нового класса субмарин — самых быстрых из когда-либо построенных. Советская подлодка развивала скорость в 41 узел (76 километров в час — прим. «РГ») под водой. Для сравнения, максимальная скорость эсминцев класса «Арли Берк» (Arleigh Burke) составляет 30 узлов (55 километров в час). Вдобавок титановые подлодки могли погружаться гораздо глубже и лучше выдерживали взрывы глубинных бомб, — пишет обозреватель.
Эксплуатация кораблей проекта «Лира» была дорогостоящей. Например, жидкометаллический теплоноситель энергоустановки должен был постоянно оставаться нагретым, но не все порты СССР имели для этого необходимую инфраструктуру. Из-за этого реакторы зачастую оставляли включенными, что осложняло регламентные работы.
Высокая цена обслуживания в конечном итоге сыграла ключевую роль — в 90-е годы прошлого века все подлодки этого класса были списаны и утилизированы. Однако, уникальные конструктивные решения, принятые при разработке «Лиры», были использованы на других отечественных субмаринах.