«Безумный» приказ Гитлера: зачем немцы утопили свой флот

topnewsrussia.ru

История военных флотов знает немало примеров затопления кораблей собственными экипажами. Обычно это делалось ради обретения какого-либо военного преимущества. Например, во время обороны Севастополя в ходе Крымской войны (1853 — 1856) русские затопили несколько кораблей у входа в бухту, чтобы туда не могли войти английские и французские суда. В 1905 г. русские же моряки затопили крейсер «Варяг», чтобы он не достался японцам и не использовался ими потом в войне. Но самый массовый и странным случай затопления принадлежит немецкому флоту — прямой ущерб врагу не был его целью.

Согласно плану последней операции Кригсмарине под кодовым названием «Регенбоген» (по-нем. «радуга») экипажи германских кораблей в конце Второй мировой войны должны были собственноручно затопить свои суда. Так немцы собирались сохранить честь флота и уберечь корабли от посягательств союзников, которые бы их разрушили сами или конфисковали.[С-BLOCK]

Приказ об уничтожении всех военных кораблей (кроме некоторых минных тральщиков, которые должны были разминировать воды после войны) был отдан гросс-адмиралом К. Дёницем 30 апреля 1945 г. (Гитлер назначил его главой государства). Ирония судьбы: приказ о потоплении собственного флота пришелся на первый день правления немецкого адмирала. Затем Дениц сформировал правительство и подготовил процедуру капитуляции, а после был арестован американцами, чтобы вскоре оказаться уже в Нюрнберге. Дёниц заслуживал этого уже хотя бы потому, что под его руководством вермахт отчаянно сопротивлялся союзникам еще несколько дней, и в совсем уже бессмысленной бойне продолжали погибать люди.

Удивительно, что Дёниц полностью осознавал тяжесть поражения и своей ответственности, но продолжал выполнять замыслы уже мертвого Гитлера. Приказ «Регенбоген» был из их числа — Гитлер вообще настаивал на разрушении всей германской индустрии и инфраструктуры. И корабли, как он говорил, надо потопить, чтобы им «не пришлось капитулировать перед врагом» и «ради сохранения чести флота» — такой предлог придумал фюрер для своей ставшей к концу маникальной мании разрушения. Вдохновение он черпал, вероятно, в опыте кригсмарине 1919 г., когда после поражения в Первой мировой войне немецкие моряки затопили 52 корабля, чтобы они не достались англичанам.[С-BLOCK]

Но если тогда это было инициативой самих моряков, то в 1945 г. затопление стало идеей фюрера. И немцы, уже знавшие о смерти Гитлера, начали выполнять приказ «Регенбоген» и топить корабли. Однако, спустя несколько дней, 4 мая, Дёницу пришлось отменить приказ, чтобы в условиях подготовки капитуляции не раздражать лишний раз союзников таким враждебно окрашенным актом: в этот день они требовали, чтобы все немецкие корабли перешли под контроль победителей. Тем не менее, отмене приказа подчинились не все офицеры, и до 8 мая 1945 г. на Западной Балтике успели затопить 238 подводных лодок включая недостроенные и учебные. Подлодки, как основной и массовый тип используемого Кригсмарине оружия, пострадали больше всего. Продолжали уничтожение и после 4 мая (вплоть до 8), не доверяя исходящим от Дёница новым приказам, так как адмирал уже находился под жестким давлением союзников. Затопления происходили в большей части военных портов – Вильгельмсхафен, Фленсбург, Нойштадт, Киль, Варнемюнде, Травемюнде, Гельтингер и др.

Для моряков корабли становятся обычно вторым домом, к ним привязываются и испытывают нежные чувства. Но в этот раз, как вспоминал один из немецких ветеранов, при виде потопленных кораблей «все одновременно испытывали чувство облегчения и благодарности, потому что это значило, что им удалось спастись и выжить». Это точно обозначало конец ненавистной войне.[С-BLOCK]

Собственноручное уничтожение подлодок для немцев не имело смысла еще по одной причине. Несмотря на «Регенбоген», 154 субмарин Германии все же сдались в плен союзникам. Удивительно, но немцы могли бы не тратить силы на операцию «Регенбоген», так как победители сделали с их лодками то же самое: потопили их. 121 лодка из 154 были уничтожены (операция «Дэдлайт») в конце 1945 г. Оставили только некоторые для военного обучения, изучения техники и испытаний вооружения, а также несколько для музеев. Смысл имело только затопление немцами новейших лодок, представлявших особый интерес для победителей. Речь идет об электролодках XXI и XXIII серий с мощными аккумуляторами, быстрых, маневренных и почти неуязвимых на тот момент. Но с этим немцы как раз просчитались, одна такая лодка все равно досталась британцам. Несколько лодок досталось и СССР, они служили в рядах советского ВМФ (последняя немецкая подлодка была списана только в 1972 г.). Вот так всего за несколько дней мая 1945 г. непобежденный и досаждавший союзникам всю войну немецкий подводный флот стал грудой подводного металлолома.

topnewsrussia.ru
Яндекс.Метрика