Фестиваль в Сочи начался с аномалий и грандиозных премьер

Культурный форум стал символом возвращения к привычной жизни

Пандемия поставила «на паузу» страны и города, и курортная столица России Сочи не исключение. Только сейчас культурная жизнь здесь начинает вновь бить ключом – благодаря Фестивалю искусств Юрия Башмета, который открылся в 14-й раз. Еще в начале года было неясно, состоится ли форум, только накануне дня рождения маэстро (24 января) событию был дан зеленый свет. Вместе с фестивалем в Сочи, наконец, открылись и культурные площадки – заработал Зимний театр, пустовавший с весны, органный зал и пр. До последних дней заполнять любые публичные площадки можно было лишь на 15%, теперь же разрешенный лимит по Краснодарскому краю – 30%. Как живет курортный город, где сегодня пройдет встреча Путина и Лукашенко, и какие арт-события заряжают местных жителей и гостей Сочи, узнал корр. «МК».

Фестиваль в Сочи начался с аномалий и грандиозных премьер

Александр Чайковский и Юрий Башмет на гала-концерте (фото — Алексей Молчановский)

Накануне открытия Международного Зимнего фестиваля искусств в Сочи выпало рекордное количество осадков: снегопад для этих краев вообще редкое явление, а тут за неделю высыпало аж в 2,5 раза больше месячной нормы. Аномальная погода пришлась как раз на дни открытия: 18 февраля в Зимнем театре показывали спектакль «Не покидай свою планету» с Константином Хабенским, а 19 февраля состоялся гала-концерт, который дал официальный старт культурному форуму. Несмотря ни на что, публика собралась в Зимнем – люди изголодались по культурным событиям. Весь 2020-й год здесь не происходило ровным счетом ничего. «Только Бутман был летом, и все. Нас весной даже не пускали на набережную гулять, хотя на работу ходили каждый день. Странные парадоксы. Вот сейчас некоторые отели битком, а на концерты вход ограничен», – рассказывает местная жительница. Все так. Перекосы с ограничительными мерами, которые чувствуются по всей стране, в Сочи ощущаются особенно остро. Ради всеобщего спокойствия (видимо), нужно было чем-то пожертвовать, но туризмом (более выгодным с экономической точки зрения) рисковать не стали, зато культуру задвинули. Так что открытие фестиваля стало символом возвращения к нормальной жизни и надеждой на восстановление разумного баланса «можно» и «нельзя».

Тем более, что маэстро Башмет подготовил для Сочи в этот раз очень сильную программу. За все 13 лет существования фестиваля не было столь масштабного гала-концерта, как теперь. Первое отделение стало парадом мировых премьер. Специально для концерта мексиканка Габриэле Ортис написала пьесу «Arrecife» («Коралловый риф»), китаец Чжии Ван, лауреат многих международных конкурсов и автор музыки к церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине (2008), сочинил «Пьесу для трех солирующих альтов и струнных», а белорусский композитор Валерий Воронов – необычное произведение для солирующего органетто, маленького диатонического баяна, используемого в итальянской народной музыке. Ведущую партию в этом сочинении исполнила Каталина Висенс – швейцарка, искусно владеющая мастерством игры на старинных средневековых инструментах. А завершилось первое отделение не менее оригинальным выступлением ирландского флейтиста Гарета МакЛернона, который, помимо прочего, исполнил написанное специально для фестиваля произведение, стилизованное под ирландский музыкальный фольклор.

Второе отделение превратилось в бенефис Александра Чайковского – одного из самых известных композиторов современности. В этот день мастер отмечал 75-летний юбилей, а на сцене Зимнего театра впервые звучали его «Маленькие кубанские вариации» для струнных и флейты. После премьеры этого сочинения камерный ансамбль «Солисты Москвы» вместе с флейтистом Максимом Рубцовым и маэстро Башметом исполнили для композитора «Happy birthday». Затем Юрий Абрамович объявил о номинации Александра Чайковского на премию имени Дмитрия Шостаковича и вызвал юбиляра на сцену.

По теме:  Театр начинается не с вешалки: ко дню театрального кассира

«Конечно, справедливости ради, это Шостакович должен был бы получить премию Чайковского, а у нас – все наоборот. Чайковский получает премию Шостаковича», — пошутил Башмет, сыграв на совпадении фамилий двух знаменитых композиторов – прошлого и настоящего. Официальная церемония награждения и концерт в честь лауреата этого года состоятся в июне и пройдут в Москве. А пока сочинские зрители готовятся к еще одной премьере Александра Чайковского: 22 февраля здесь впервые представят его новый мюзикл «Свидание в Москве», который, кстати, совпадет с днем, когда в курортной столице пройдут переговоры президентов России и Беларуси. Впрочем, местных журналистов туда не зовут (встреча закрытая), так что все последние новости будут обсуждать в кулуарах Зимнего на премьере Чайковского…

Кстати, музыка того самого Чайковского, Петра Ильича, тоже звучала на гала-концерте. В драматическом отрывке из оперы «Иоланта» солировала всемирно известная оперная дива Аида Гарифуллина. В этом году все звезды сошлись в Сочи. И подтверждением тому послужил следующий день фестиваля, когда на сцене Зимнего состоялся трогательный вечер, посвященный памяти Галины Улановой. В фойе разместили выставку исторических фотографий, на которых можно увидеть самую титулованную балерину в разных амплуа – от нимфы в балете «Грот сатира» до образов из «Лебединого озера» и «Ледяной девы». На сцене же звучали отрывки из ее воспоминаний, которые читала актриса Наталья Курдюбова, а начинающие и титулованные танцовщики исполняли фрагменты из разных балетов, в которых некогда блистала Уланова.

Фестиваль в Сочи начался с аномалий и грандиозных премьер

Фото: Мария Москвичева

Надо сказать, что представлять «Приношение Улановой» должен был Николай Цискаридзе, который и выступил инициатором создания танцевально-литературной зарисовки о легенде балета. Однако из-за съемок он не смог прилететь, и попросил исполнить свою роль чтеца подругу – Наталью Курдюбову, которая, впрочем, прекрасно справилась с задачей. Но худрук Академии русского балета имени Вагановой все же появился на сцене – на записанном специально для вечера видео. Цискаридзе принес свои извинения публике, что не может присутствовать лично, и рассказал немного об Улановой, которая была его учителем и наставником, а так же о программе. Помимо фрагментов из знаменитых балетов, таких как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель» или «Щелкунчик», на сцене были показаны отрывки из восстановленных спектаклей Улановой. «Мы воссоздали хореографию из утерянных, давно никем не исполняемых балетов. Таких, как «Красный маг» и «Голубь мира». И вы сегодня впервые увидите хореографию, сохранившуюся только в хрониках», – сказал Николай.

Исполняли балеты как совсем юные танцовщики, студенты Вагановской академии, так и звезды. Среди них – солисты Большого театра Денис Родькин и Элеонора Севенард (внучатая племянницей Матильды Кшесинской), солисты Мариинки (особенно грациозна была Анастасия Лукина), и ведущие танцовщики зарубежной балетной сцены Джада Росси, Анхель Гарсия Молинеро и Альмараз Хайме из Испании, Реми-Мадлен Гойнс и Мангис Киан из США и Пинья Риссанен из Финляндии. Отрывки из воспоминаний Улановой сюжетно переплетались с фрагментами балетов – тексты помогали представить, что переживала танцовщица, готовясь к тому или иному балету. Действительно, нам, зрителям, иной раз кажется, что тот или иной жест – это тонкая импровизация, а на самом деле он отрабатывался часами или даже месяцами, прежде чем приобрести нужную легкость и изящность.

Так что, первые дни фестиваля задали высокую планку, но основные премьеры и сюрпризы еще впереди.

Источник: www.mk.ru

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Яндекс.Метрика users online