От новостей до опасений. Каким будет бомбардировщик Xian H-20?

От новостей до опасений. Каким будет бомбардировщик Xian H-20?

Неизвестный самолет, показанный в репортаже телеканала CCTV7. Возможно, он имеет отношение к проекту H-20

В настоящее время китайская Xi’an Aircraft Industrial Corporation разрабатывает перспективный стратегический бомбардировщик-ракетоносец H-20. С его помощью в будущем будет проведена радикальная модернизация дальней авиации ВВС НОАК. Китайские авиастроители не спешат раскрывать свои секреты, однако зарубежные специалисты все равно пытаются определить облик и возможности будущего самолета, используя ограниченные доступные данные.

Новости и слухи

Необходимость создания нового дальнего бомбардировщика для ВВС НОАК давно не являлась секретом. Первые данные о реальных работах в этом направлении появились в 2015-16 гг. Тогда в зарубежной прессе на уровне слухов появились упоминания о запуске перспективного проекта, подробности которого пока отсутствовали.

В дальнейшем стало известно, что разработкой бомбардировщика занимается корпорация XAIC, а проект носит индекс H-20. Облик машины и технические характеристики до сих пор не раскрыты. Однако еще несколько лет назад китайские авиастроители публиковали рекламные материалы, в которых фигурировали некие неизвестные самолеты футуристического облика. Вполне возможно, что эти изображения имели отношения к реальному H-20 – хотя эта версия не подтверждалась и не опровергалась официально.

Большой интерес к китайскому проекту проявляют официальные структуры зарубежных стран. Xian H-20 регулярно упоминается в документах разведывательных и аналитических организаций. К примеру, в октябре этого года китайский проект рассматривался в очередном докладе британского Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI). Эта публикация привлекла внимание прессы и стала поводом для появления массы любопытных статей.

Официальной информации о проекте H-20 пока крайне мало и она не отвечает на основные вопросы. При этом в зарубежных публикациях уже сложилась достаточно подробная картина. Более того, на основе ограниченной информации, предположений и прогнозов делаются далеко идущие выводы. Очевидно, что подобная аналитика в будущем может разбиться о реальные данные – или получить подтверждение.

Технические предположения

Согласно самой популярной и правдоподобной версии, корпорация XAIC разрабатывает малозаметный дозвуковой дальний бомбардировщик схемы «летающее крыло». Он должен будет брать на борт большое количество ракет и/или бомб с рекордной общей массой и доставлять их на большую дальность. По всем ключевым характеристикам будущий H-20 должен превосходить существующий бомбардировщик H-6 всех модификаций.

От новостей до опасений. Каким будет бомбардировщик Xian H-20?

Одно из первых предположений относительно облика H-20. Графика Vpk.name
По своим габаритам новый H-20 не будет уступать наличному H-6. При этом схема «летающее крыло» дает выигрыш в летных характеристиках, увеличивает доступные объемы для топлива и вооружения, а также упрощает мероприятия по снижению заметности. В этом отношении новейший китайский бомбардировщик похож на американские самолеты B-2A и B-21.

Ожидается, что H-20 сможет летать с высокой дозвуковой скоростью. Дальность полета без дозаправки, согласно китайским и зарубежным источникам, достигнет 12 тыс. км. За счет использования самолетов-заправщиков этот параметр может быть увеличен. Таким образом, в распоряжении ВВС НОАК впервые появится бомбардировщик с межконтинентальной дальностью. При этом к боевому радиусу самого самолета следует прибавить дальность полета его ракет.

По разным оценкам, боевая нагрузка H-20 достигнет 45 т. Максимальную дальность полета удастся получить при нагрузке до 20 т. В номенклатуру вооружений войдут боеприпасы разных типов, уже состоящие на вооружении дальней авиации. Кроме того, пока нельзя исключать разработку совершенно новых образцов с повышенными характеристиками. В частности, в этой сфере могут использовать гиперзвуковые технологии. Очевидно, что самолет сможет использовать обычные и ядерные вооружения.

Впрочем, высказываются и более скромные оценки. Так, в сентябре этого года Пентагон опубликовал доклад о военном потенциале Китая. Его авторы полагают, что дальность полета H-20 будет ограничена 8-9 тыс.км, а боевая нагрузка составит лишь 10 т. Насколько такие оценки соответствуют реальному проекту – неизвестно.

По теме:  Управление «К»: спецназ, для которого война на Северном Кавказе не заканчивалась никогда

Польза перевооружения

Стратегическая авиация ВВС НОАК в настоящее время располагает восемью полками дальних бомбардировщиков H-6 нескольких поздних модификаций. В их распоряжении имеется ок. 160 самолетов, способных нести то или иное ядерное и конвенциональное оружие. Несмотря на все меры по модернизации и обновлению, бомбардировщики семейства H-6 морально устарели и серьезно ограничивают развитие потенциала стратегических ядерных сил в целом.

От новостей до опасений. Каким будет бомбардировщик Xian H-20?

Более поздний вариант. Графика Scmp.com
Для восстановления потенциала дальней авиации требуется массовое строительство и введение в строй современной техники в виде бомбардировщиков H-20. Даже оценочные и неподтвержденные данные показывают, что по своим тактико-техническим характеристикам такая машина будет превосходить имеющиеся самолеты. При этом речь идет не только о преимуществах в скорости и дальности, но и о других немаловажных факторах, таких как номенклатура боеприпасов, малозаметность и т.д.

Бомбардировщики H-6 даже с дозаправкой в полете способны эффективно работать только в пределах т.н. Первой цепи островов. Боевой радиус перспективных H-20 значительно больше и позволяет контролировать более удаленные регионы, в т.ч. Гавайские острова и о. Гуам, где находятся ключевые военные объекты вероятного противника. Более того, самолет с дальностью до 12 тыс.км сможет атаковать цели на Западном побережье континентальной части США. Также зарубежные специалисты выражают беспокойство относительно способности H-20 действовать через Арктику и «держать на прицеле» всю Северную Америку.

Вопрос сроков

Остается открытым вопрос сроков появления перспективного самолета и начала его службы. В 2016-17 гг., когда появились первые сообщения о проекте H-20, упоминалась возможность выполнения первого полета в течение следующих 3-5 лет. Насколько реалистичными были такие прогнозы – неизвестно. Если летные испытания прототипа и начинались, то Китай о них не сообщал, а достоверная информация в зарубежных источниках не появлялась.

Ранее в зарубежных СМИ высказывалась версия о возможном публичном показе бомбардировщика в 2019 г. Уже подходит к концу следующий 2020-й, а H-20 так и не показали. Следующим пройдет проверку прогноз о передаче первых самолетов ВВС в начале двадцатых годов. Как и ранее, точность таких оценок остается под вопросом, а Китай не спешит подтверждать или опровергать их.

Впрочем, учитывая сроки начала работ и необходимое время, можно предполагать, что перевооружение дальней авиации ВВС НОАК действительно стартует не позднее середины двадцатых годов. Вполне возможно, что к 2025 г. в строю будут первые эскадрильи, готовые к службе и выполнению боевых задач. Позже на новую технику перейдут другие подразделения.

От новостей до опасений. Каким будет бомбардировщик Xian H-20?

H-6K — пока самый новый дальний бомбардировщик ВВС НОАК. Фото Wikimedia Commons
При этом пока остается без ответа вопрос о будущем старой техники. Ясно, что новые H-20 будут постепенно вытеснять устаревшие H-6. Однако неизвестно, произойдет ли полная их замена. Возможно, отдельные бомбардировщики старой модели будут продолжать службу и далее. Им оставят вспомогательную функцию и, возможно, некоторые задачи, недоступные для новых H-20.

Надежды и опасения

В целом вокруг проекта Xian H-20 складывается любопытная ситуация. Работы по этому бомбардировщику продолжаются, а их ожидаемый результат представляет большой интерес для ВВС НОАК. В нынешней ситуации любой современный бомбардировщик способен кардинально повысить потенциал китайской дальней авиации. А появление малозаметного H-20 с высокой дальностью и грузоподъемностью будет настоящим прорывом.

Являясь исключительно полезным для Китая, будущий H-20 вызывает очевидные опасения третьих стран, территория и районы интересов которых попадают его в зону ответственности. Хотя точные характеристики и возможности этого самолета пока остаются неизвестными, все эти страны пытаются дать оценку, сделать выводы и принять меры. Насколько правильными были эти оценки, и удастся ли третьим странам подготовиться к появлению H-20 – станет ясно только после его «премьеры».

Автор:Рябов Кирилл
Источник

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Яндекс.Метрика users online