Правительство Мишустина намерено развязать банкирам язык

Правительство Мишустина намерено развязать банкирам язык

Им бы эту тайну взять и отменить: Министерство юстиции РФ может войти в и без того довольно обширный перечень органов государственной власти, имеющих доступ к информации об операциях и банковских счетах юридических лиц и граждан.

«Проект федерального закона разработан в целях совершенствования осуществляемого Минюстом России федерального государственного надзора за деятельностью НКО. Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий для некоммерческих организаций», — пояснили «Известиям» в пресс-службе министерства.

Предполагается, что инициатива Минюста поможет выявлять некоммерческие организации, которые используются для «отмыва» и вывода денег за рубеж, а также выявлять тех, кто незаконно занимаются бизнесом. Причем, это должно затронуть не только финансируемые из-за рубежа НКО, но и сугубо отечественные некоммерческие организации, различные фонды, землячества и даже государственные корпорации, а также участвующих в их деятельности физических лиц.

Список тех, кто вправе требовать от банкиров ответы на деликатные вопросы, уже достаточно велик. По Закону «О банках и банковской деятельности» доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, имеют, например, таможенные органы, Росфинмониторинг, органы валютного контроля и агенты валютного контроля, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг и другие государственные органы.

И этот перечень продолжает пухнуть чуть ли не ежегодно. Кстати, когда десять лет назад в Госдуме рассматривался вопрос допуска Росфиннадзора, ФНС и ФТС к тайнам банковских клиентов, тоже говорилось, что это очень поможет выявлению нарушений валютного законодательства. Насколько помогло — трудно сказать, тут объективной оценке мешают «россказни» в интернете про стремительный рост зарубежной недвижимости, записанной на ближних и дальних родственников российских чиновников, а также видеоролики про шалости их детишек, проживающих в Лондонграде и на прочих отдаленных от нашей страны территориях.

И вот весной прошлого года СМИ сообщали о просьбе МВД упростить ему доступ к банковской тайне, поскольку министерство «несвоевременно информируют о признаках преступления в банковской сфере». Тогда Центробанк РФ выступил против этого новшества, сообщив через пресс-службу, что «не поддерживает расширение доступа к банковской тайне».

А в октябре правительство РФ предложило расширить доступ налоговиков к банковской тайне, чтобы «способствовать обелению экономики».

Проблему налоговики видят в том, что сейчас по межведомственному соглашению банки передают им в автоматическом режиме информацию только об открытии и закрытии счетов, изменении реквизитов в рамках валютного контроля. А о конкретных операциях по счетам — только по запросу.

В декабре Минфин подготовил законодательные поправки, которые расширяют доступ налоговиков к банковской тайне — они без запросов смогут получать практически всю информацию о банках и их клиентах — в автоматическом режиме.

Тут резких возражений не последовало, поскольку, как оказалось, есть место для торга. Правительственные «данайцы» пришли в ЦБ с «дарами», предложив законодательно закрепить возможность обмена данными между Банком России и ФНС: если налоговая служба получит доступ к банковской тайне, то тогда Центробанк — к сведениям, представляющим налоговую тайну.

В отличие от налоговиков, Минюст заявляет, что не планирует получать доступ к банковским операциям граждан, которые не принимают участия в деятельности НКО и других интересующих министерство субъектов социальной и политической сфер. Но тут пострашнее собака зарыта. Это министерство курирует не только некоммерческие организации, но общественные движения и политические партии — регистрирует, надзирает за деятельностью.

Пока о прямом доступе к партийным счетам в банке речь вроде бы не идет. Но ведь сегодня НКО или движение, а завтра — уже готовы документы на регистрацию партийной организации. А это, если без обиняков — уже претензии на доступ к рычагам власти в стране. Ну, какие уж тогда могут быть банковские тайны между ними и Минюстом?

По теме:  120 рублей за доллар: Когда наступит этот день

И все-таки, проблема не в отдельных министерствах и ведомствах, а в неуклонном размывании самого принципа банковской тайны. Ведь завтра под самым благовидным предлогом ее отменят вообще. Да уже сегодня граждане, даже совершенно далекие от политики, как сообщала «СП», в финансовом отношении уже полностью под колпаком «большого брата»: Росфинмониторинг взял под контроль денежные переводы по телефону, почте и через кассы свыше 100 тыс. рублей, а при сделке с недвижимостью свыше 3 млн. рублей в банке надо предъявить источники происхождения средств и имущества.

Банковская тайна становится все меньше. Или де-факто ее уже отменили?

— Действительно, уже на протяжении длительного времени в мире наметилась тенденция по постепенному размыванию института банковской тайны, — считает главный аналитик банка «Солидарность» Александр Абрамов. — Это началось после мирового финансового кризиса в США в 2008 году, когда американские власти были вынуждены затыкать дыры в своем бюджете, и они были заинтересованы в том, чтобы обложить налогами доходы от операций тех американских граждан, которые прятались в офшорах. И началась, как по цепочке, постепенная ликвидация этого института. Швейцарские и другие банки шаг за шагом следовали по этому пути. Не все, конечно, и не сразу. Некоторых, так сказать, простимулировали штрафы.

Но постепенно налаживалась система обмена информацией такого рода. Также можно вспомнить наметившееся внедрение цифровых валют, причем речь идет о цифровых валютах центральных банков. Это тоже позволяет государственным властям гораздо лучше отслеживать финансовые потоки. Но что касается таких процессов внутри нашей страны, то вот такие инициативы МВД или налоговой службы связаны с тем, чтобы они могли более эффективно осуществлять свою деятельность. Им приходится расследовать какие-то налоговые нарушения, или еще какие-то криминальные случаи, когда необходимо получать судебное решение или подключать другие различные механизмы — это зачастую приводит к тому, что пока будет выполнена необходимая процедура, деньги со счета уже пропадают.

Здесь разные могут быть причины, в том числе и коррупционные риски. И, соответственно, контролирующие государственные органы заинтересованы в том, чтобы наладить поступление необходимой информации в автоматическом режиме. В принципе, если эта информация не используется каким-то неправомерным образом, то здесь нет ничего плохого. Но у нас на практике как всегда, с одной стороны, дополнительные полномочия для властей — это возможность что-то сделать эффективнее, но с другой стороны — это и риски. Поэтому здесь нужно искать сбалансированный подход, чтобы окончательно не похоронить банковскую тайну.

Чтобы законопослушные граждане, которые хранят в банках свои накопления, чувствовали, что эти средства находятся в безопасности. То есть, предусмотреть механизм защиты от злоупотреблений. Когда какие-то контролирующие органы сосредотачивают в своих руках слишком много власти, это может обернуться не очень хорошо.

Здесь понятна обеспокоенность Центрального банка, поскольку он, как регулятор, отвечает за состояние банковской системы. И у него есть свои опасения, что дальнейшее наступление на банковскую тайну просто подорвет доверие к банковской системе, граждане со своими средствами начнут уходить из банковского сектора в какие-то альтернативные сферы, искать альтернативные финансовые инструменты. Вплоть до криптовалют. Поэтому Центральный банк очень острожен в этом вопросе, и его можно понять.

Источник

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Яндекс.Метрика users online