Абстракция

Предметность и абстрактность — что это?

В классическом понимании абстракция — это не имеет предметного воплощения идея. Добрый поступок конкретный, а гуманизм — уже абстракция. Уголовный кодекс предельно материален во всех смыслах этого слова, а справедливость саму по себе, без действенного воплощения, представить себе нельзя. Философия или высшая математика — науки, которые нельзя ни применить в быту, ни наполнить реальными объектами, они изучают то, что в мире в материальной форме не существует. Они абстрактные.

абстрактное искусство

Искусство тоже может быть нематериальным. Наиболее очевидная абстракция — это музыка. Она нематериальна, воспринимается на уровне эмоций и бесплотных, неосязаемых ассоциаций — Картины абстракция

абстракция это

Но абстрактной может быть не только мелодия без слов. Некоторые стихи тоже не имеют четко выраженного смысла, и вовсе не потому, что их авторы не умеют писать. Это запланированный эффект, к которому и стремятся поэты определенного литературного направления. Вызвать эмоции, не подкрепленные словами, основаны только на ассоциациях, навеянных необычным звучанием слов. Например, произведения Велимира Хлебникова в большинстве своем абстрактные.

В живописи абстракция — это картины, изображающие не конкретные предметы, а настроение художника. Скажем, картина, которая называется «Дождь», будет изображать не летний ливень и не грустную осеннюю капель, а эмоции живописца, который наблюдает за стихией. Именно их художник-абстракционист будет стремиться передать зрителю.

Абстрактная живопись

Сочетание форм и цвета должна, по замыслу авторов полотен, вызвать у зрителей определенные мысли, чувства, эмоции. Изображает цветы абстракция может быть хаотическим смешением пестрых бесформенных пятен. Именно такое броское сочетание цветов, буйная яркость мазков должны передать эмоциональное впечатление художника от увиденного им цветущего луга.

Не нужно путать это направление живописи с другими, тоже непохожими на классический реализм. Кубизм, скажем, все же изображает конкретные предметы и сцены, просто в специфическом стиле, чего не делает абстракция.цветы абстракция

Цветок, нарисованный кубістом, может выглядеть как треугольные или квадратные лепестки, разбросанные по полотну картины, придавленные странной формы предметом, что должно символизировать вазу.

Дело в том, что у кубизма и абстракционизма разные задачи и средства их решения. Кубисты считают, что живопись — это диктат формы, она лежит в основе процесса и прекрасна сама по себе. Лицо — это овал, нос — треугольник, глаз — круг. Кубисты играют с формой, структурируя, таким образом, пространство полотна.

Чем отличается абстракционизм от подобных направлений живописи?

Впрочем, без подписи сложно понять, что же именно изображено на картине кубиста — пасутся на лугу коровы или цветы. Абстракция в этом плане тоже весьма загадочная. Но подпись под живописным полотном ситуацию с кубизмом все же проясняет, и можно найти формальные сходства изображенных объектов.

красивая абстракция

Абстракция цветок превратит в хаос красок и форм. Это не материальный объект, зашифрованный в форме. Это зашифрованная в ней эмоция.

Любое другое направление живописи для изображения печали или радости будет использовать ассоциируются с этими эмоциями предметы и события. Грусть — осенний сад, радость — улыбающиеся люди. Не так уж и важно, в каком именно стиле это все будет изображено. И только абстракционисты будут рисовать просто грусть и радость, без всяких колебаний.

основоположники жанра

Основоположником абстрактной живописи считают Василия Кандинского. Его современник, Казимир Малевич, тоже много работал в этом жанре и, пожалуй, известен даже больше Кандинского. Его знаменитое полотно «Черный квадрат» — классическая абстракция. Белая и красная картины, составляющие логическое продолжение этой серии, менее известные. Сложно сказать, почему. В этом случае — действительно сложно.Поскольку никаких факторов, которые обеспечивают хоть сколько-нибудь значительное отличие, просто не существует. Единственное объяснение заключается в том, что именно «Черный квадрат» был случайно замечен публикой первым, он потряс и шокировал. Естественно, аналогичные произведения, выполненные в другой цветовой гамме, уже подобного впечатления произвести не могли.

Странным парадоксом выглядит тот факт, что современное абстрактное искусство считает наиболее напряженным и выразительным как раз белый цвет. Он — вершина спектра, все цвета в одной.

критика жанра

Критики этого направления утверждают, что ассоциации — дело сугубо индивидуальное. То, что одному кажется жизнерадостным сочетанием красок, другой воспримет как агрессивное. Итак, самая красивая абстракция означает столько же, сколько подпись под ней. Код дешифровки этого искусства слишком индивидуальный.рисунки абстракция

Настолько, что можно, в принципе, сомневаться, существует ли он. Если лишена названия картина будет порождать столько же толкований, сколько у нее будет зрителей, то акт передачи информации можно считать, что не состоялся. Абстракция — это личностный жанр. Он настолько рассчитан на индивидуальное восприятие, что уже сложно говорить о роли художника в создании картины. Процесс расшифровки информационного кода произведения практически не зависит от его усилий. Все, что находит в абстрактной картине зритель — оно не столько в картине, сколько в его собственной голове. Кристаллов воплощения подобного способа декодирования послания — знаменитый «Черный квадрат». В нем нет ничего — и в нем можно найти все. Любая миль, любая ассоциация, которую может породить закрашене черной краской полотно — прямой результат работы художника. Но принадлежат-то эти мысли зрителю.

Понятие технического качества картины нивелируется. Можно судить о качестве рисования, глядя на картины Рафаэля или Дега, Пірасмані или Пикассо. Хвалить или ругать, но хотя бы судить. В абстракционизме этот критерий оказывается несостоятельным.

Понять художника-абстракциониста и объективно оценить его невозможно. Красивая абстракция ничем не отличается от уродливой, потому что критериев оценки таких работ не может существовать. Что зритель считает красивым, то и красиво. Собственно, этот тезис распространяется на все современное искусство. Что зритель считает искусством — то оно и есть.

Почему абстракционизм такой популярный

Противоположная точка зрения на абстракционизм странным образом совпадает по аргументации высказанной выше. Все то, что критики посчитали недостатком жанра, настолько серьезным, что возникает вопрос о том, является ли «это» искусством в принципе, поклонники как раз считают доводами в пользу гениальности направления живописи. И тоже вполне аргументированно.

Искусство — это не техника и не быт. Звучит банально, но факт. Задача искусства — не воспитание или обучение зрителя. Этим занимается педагогика. Задачей искусства не является «причинение пользы». Все, что должно делать искусство — это дарить человеку минуты общения с красотой и вечностью. А уж каким образом — неважно. Пища должна быть питательной и вкусной. Техника — эффективной и надежной. Но даже в отношении этих, предельно бытовых вещей, нет единства мнений. Кому-то вкусно, а кому-то нет. Одни пользуются смартфонами, другие не признают ничего, кроме кнопочных телефонов. Так разве можно требовать объективности от оценки искусства?

Так, это направление живописи предлагает зрителю лишены объектно рисунки. Абстракция стоит выше рамок формы, она непосредственно говорит с сознанием потребителя произведения искусства. Тот, кто может оценить классическую живопись, опирается на собственный культурный и интеллектуальный багаж. То есть критерии оценки по определению — в голове зрителя. То какая тогда разница? Зачем тратить время на условности, если можно говорить напрямую? Именно эта мгновенность отклика, его высокая личностная ориентация и являются основными аргументами в пользу жанра. Это не недостаток, а достоинство.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика