#Главное

«В тайге до сих пор живут люди, которые не знают про революцию»

100 лет назад «белого царя» сменил «красный». Как это приняли на Ямале.
Век назад Югра еще была, по большей части, экзотичным регионом РоссииФото: Вячеслав Егоров © URA.RU

Некоторые жители Югры узнали об октябрьской революции 1917 года спустя десятилетия. Более того, считается, что в глубокой тайге живут те, до кого весть о перевороте не дошла и спустя 100 лет. На стыке Дня народного единства и юбилея революции «URA.RU» рассказывает удивительную историю о российском северном регионе, где местные аборигены отнеслись к победе социализма очень экзотически.

«По данным всех источников, сообщения о ходе революции доходили до Югры с огромным опозданием. Русскоязычные обитатели этих краев из-за хорошего уровня жизни с огромной настороженностью относились к революционным настроениям. На территории региона никогда не было крепостного права, бедности и голода», — сообщает журналист и краевед Андрей Рябов.

Шаманы не давали состояться контакты хантыйцев и советской власти. Колдунов репрессировали вплоть до 60-х годов, некоторых даже казнили в Ханты-Мансийске
ФОТО: rupolit.net
 

По его словам, советская власть активнее, чем имперская пыталась выйти на контакт с аборигенами, чем их только отпугивала: «Аборигены слабо понимали, что от них хочет советская власть. Некоторые их представители уходили от нее. Пытались откочевать на Ямал или уйти поглубже в тайгу. Подальше от Оби и Иртыша, именно реки тогда были основным коммуникативным каналом».

Во многом причиной этого служили шаманы. По словам представителя хантыйского рода из Ханты-Мансийска Дмитрия Каспина, в местном фольклоре существует множество легенд о духах, которые призывали жителей сторониться русскоязычных обитателей. Так как шаманы всегда считались уважаемыми людьми, именно их советы могли стать причиной недоверия к советской власти и уходу коренных народов в глубь тайги.

Так, некоторые племена о свержении режима узнали спустя десятилетия. «Бабушка рассказывала, что многие семьи, которые ушли в тайгу в 1920-е годы, вернулись только в 1940-х. Думаю, что в тайге до сих пор живут люди, которые не знают: что такое революция, кто такой Ленин, что такое гражданская война», — рассказывает Каспин.

По мнению председателя Ассамблеи коренных малочисленных народов севера, депутата думы ХМАО Еремея Айпина, революционные настроения по разному доходили в места обитания местных жителей. И все зависело от конкретных территорий и их удаленности от рек: Оби и Иртыша.

«Я помню, что родители делили время на две части: время «белого царя» и время «красного царя».

Уже в 1918 году говорили о свержении режима, что нет больше белого царя, а на смену ему пришел красный. После началась гражданская война, коренные народы также принимали в ней участие, но на разных территориях по-разному. Особенно эти события коснулись тех, кто жил на реке. До тех кто жил глубже в тайге, новости, действительно, доходили с опозданием. Из наших многие принимали прямое участие в гражданской войне на стороне «красных». Например революционер Лука Ернов. На стороне «белых» тоже были представители коренных народов, но их тогда никто не рекламировал и их имен мы сейчас не знаем».

XXII Открытые традиционные соревнования оленеводов на Кубок Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. Надым, оленья упряжка, олени, ненец

Некоторые из аборигенов предпочли уйти от революционеров в глубь тайги
Фото: Анна Майорова © URA.RU
 

Еремей Айпин рассказал, что смена власти существенно повлияла на жизнь аборигенов. «После революции, мои родственники с сожалением вспоминали «белого царя», говорили, что в то время жизнь была понятней и свободней. Власть не вмешивалась в быт и жизнь местных жителей, чего не скажешь о времени «красного царя».

С приходом новой власти, аборигенам стали запрещать религиозные обряды. Репрессировали тех кто возмущался вплоть до 1960-х годов. Некоторых шаманов даже казнили прямо в Ханты-Мансийске, что не нравилось коренным народам, и это становилось причиной восстаний. К тому же была введена коллективизация, коренное население заставляли сдавать план по охоте и рыбной ловле. Люди были вынуждены сдавать дичь государству. У богатых оленеводов забирали оленей без каких-либо компенсаций. Заставляли принимать участие в строительстве поселков, заготавливать и возить бревна», — рассуждает собеседник.

Тем не менее, добавил Еремей Айпин, помимо всех минусов нового политического строя были и огромные плюсы в виде доступного образование для всех жителей: начиная от начальной школы и заканчивая вузами.

https://ura.news/articles/1036272832

 

Педагог, стаж работы 25 лет. Школа, вуз, доп.образование. С января 2017 года редактор сайта Красная армия

Click to comment

Добавить комментарий

ТОП НЕДЕЛИ

Flag Counter
To Top
Перейти к верхней панели