#Россия

Специальные задачи физического состояния военнослужащего.

1. Задачи повышения (улучшения) физического состояния:

— обеспечение ускоренной тренировки групп мышц с целью повышения работоспособности и устойчивости к длительным физическим нагрузкам;

— обеспечение ускоренного восстановления работоспособности после воздействия физических и эмоциональных (психических) нагрузок средней и повышенной интенсивности;

— снятие болевых синдромов при ушибах, травмах, ранениях и других повреждениях мягких и твёрдых тканей человеческого тела.

2. Задачи повышения (улучшения; психического состояния:

— обеспечение высокого уровня психологической подготовки;

— укрепление воли, настойчивости;

— наработка навыков владения методами аутотренинга;

— обеспечение быстрого вывода человеческого организма из шокового состояния (в случае превышения внешним воздействием болевого или психического барьера).

3. Задачи обеспечения высокого уровня полевой выучки:

— обученность личного состава действиям в экстремальных

условиях автономного существования, в т.ч. преодолению водных преград, горных склонов, ледников, скальных участков, торосов, пустынных и полупустынных участков местности, тайги, джунглей (в зависимости от региона), организации лагерей и биваков;

— ликвидация последствий (выход из) экстремальных ситуаций, таких, как провал в воду или трещину во льдах, внезапное стихийное климатическое воздействие, сильный мороз, ветер, жара, град, ливень, пыльная буря, шторм и т.п.).

4. Задачи обеспечения продуктами питания и питьевой водой:

— обеспечение носимым запасом продуктов питания и питьевой водой;

— обеспечение продуктами питания и питьевой водой из местных источников;

— обеспечение возможности быстрого приготовления пищи в жидком и горячем виде;

— использование в пищу растительности.

5. Задачи обеспечения жизнедеятельности в условиях дискомфортного воздействия внешней среды;

— обеспечение защиты человеческого тела и отдельных его частей от воздействия пониженной и повышенной температуры воздуха, влаги (дождя, снега), прямой солнечной радиации, отраженного солнечного света в снежных областях и т.п.;

— обеспечение защиты от воздействия кровососущих насекомых (мошкара, гнус, комары, мухи, клещи и т.п.).

6. Задачи обеспечения навигации и ориентирования (разведчиков на местности.

7. Задачи обеспечения связи и сигнализации.

8. Задачи успешного решения медико-экологических проблем:

— оказание первой (доврачебной) само- и взаимопомощи при ранениях, травмах, ушибах, Холодовых и высокотемпературных (ожоговых) поражениях, пищевых отравлениях ядами животного и растительного происхождения, укусах ядовитых животных и насекомых, возникновении простудных или паразитарных и инфекционных заболеваний;

— выполнение санитарно-гигиенических процедур;

— устранение возможностей проявления психологической несовместимости между людьми и связанных с нею эксцессов.

Решение рассмотренных задач должно осуществляться с помощью специальных средств жизнеобеспечения, которые могут включить в свой состав следующие группы средств:

1. Механические и электромеханические тренажёры. Эти средства традиционно обеспечивают решение задач повышения физического состояния людей, развития силы, выносливости, гибкости, координированности, выработки специальных навыков.

2. Технические средства медико-биологического (физиологического) назначения. Это класс средств, включающий:

— электро-нейростимуляторы для предварительной тренировки групп мышц с целью повышения выносливости и устойчивости к длительным физическим нагрузкам, снятия усталости и «купирования» чувства боли при ранениях, ушибах, переломах и других травмах, а также болей неврологического типа;

— полуавтоматические и автоматические устройства определения функционального состояния человека, которые могут быть использованы для определения необходимости применения и вида применяемой электростимуляции, а также для целевого отбора разведчиков (спецназовцев) по решению конкретных задач в конкретных условиях;

— электростимуляторы обучающего типа, которые позволяют ускоренно выработать навыки специфических действий.

3. Средства экипировки, включающие брюки и куртки различного вида и назначения, маскхалаты и комбинезоны, бельё для различных географических и климатических зон и времени года, обувь, носки, перчатки, головные уборы, ремни, жилеты.

К этим средствам можно отнести также вещевые мешки, рюкзаки, накомарники, палатки, накидки, маскировочные сети, спальные мешки, матрацы (подстилки), гамаки.

4. Продукты питания в виде носимых запасов (пайков, рационов).

5. Специальные приспособления для переноски запасов воды, фильтрования и очистки воды из местных водоисточников, для разведения огня в специальных условиях (при пониженных температурах, повышенном атмосферном давлении, повышенной влажности, сильном ветре и т.д.), для быстрого приготовления пищи из носимых запасов и продуктов местной фауны и флоры, в т.ч. с кулинарной обработкой (жаренье, варка, сушка, вяление), для ловли животных и рыб, для привлечения рыб и птиц к месту ловли).

6. Специфические инструменты в виде ножовок по металлу, дереву, напильников разного профиля, дрелей со свёрлами различного диаметра, ножей и топориков, лопаток, электрических фонарей различного типа.

7. Медикаменты (фармакологические химические вещества). Технические средства сигнализации, включающие различного рода осветительные и сигнальные ракеты, комбинированные сигнальные патроны, проблесковые фонари-маячки.

9. Технические средства навигации и ориентирования, включающие компасы, теодолиты (или буссоли), термометры, барометры, радиотехнические навигационные средства и предметы ориентирования. И все же, как вести себя в экстремальных ситуациях? Своеобразным справочником может служить английское слово «Survival» («Выживание»), содержащее советы, которых необходимо придерживаться человеку, попавшему в экстремальную обстановку, в следующей последовательности:

S — (Size up the situation) — оцени обстановку, распознавай опасности, ищи пути из безвыходного положения;

U — (Undue haste makes waste) — чрезмерная поспешность вредит, но решения необходимо принимать быстро;

Я — (Remember where you are) — запомни, где ты находишься, определи свое местонахождение (точку стояния);

V — (Vanquish fear and panic) — побори страх и панику, постоянно контролируй себя, будь настойчивым;

i — (Improvise) — импровизируй, проявляй изобретательность;

V — (Value living) — дорожи средствами существования, реально оценивай пределы своих возможностей;

А — (Act like the natives) — веди себя как местный житель, умей оценивать людей;

L — (Learn basic skills) — научись все делать сам, старайся быть самостоятельным и независимым.

Природа со всеми своими стихийными бедствиями, неожиданными проявлениями силы и могущества, климатическими явлениями, «капризами» и другими естественными «причудами» была и остается угрожающей во все времена.

Всякий выход на природу полон трудностей и риска, поэтому требуются предварительная специальная подготовка, знание приемов ориентирования и соответствующее оснащение. Проявление легкомыслия и пренебрежительное отношение к организации, выбору маршрута, экипировке, знаниям ориентирования приводят к дорогой расплате.

К примеру, для разведчиков (спецназовцев), находящихся в различных регионах страны, планеты, ориентирование является одним из важных условий обеспечения жизнедеятельности и успешного достижения поставленных целей.

Ориентирование на местности может осуществляться по карте, компасу, небесным светилам, а также по различным местным признакам и предметам.

Ориентирование по карте и компасу большой сложности не представляет. Но разведывательные формирования и органы, группы специального назначения могут оказаться в условиях, когда знание природы, умение находить нужное направление, предвидеть изменения погоды имеют решающее значение, когда нет ни карты, ни компаса. Поэтому при подготовке к выполнению задачи необходимо обращать особое внимание привитию твердых навыков основных приемов, правил и способов ориентирования на местности без карты и компаса.

Обстановка часто требует умения совершать марши на значительное расстояние, точно ориентироваться и быстро передвигаться на самой разнообразной местности в любое время года, при резких изменениях метеорологических условий, а также умения преодолевать встречающиеся на пути препятствия.

Маршрут движения в силу внезапно возникших обстоятельств может значительно изменяться или отклоняться от ранее намеченного. И тогда потребуется внести необходимые коррективы в маршрут движения и точно выйти в намеченный район (пункт). Всего этого можно достигнуть только повседневными тренировками и приобретением опыта.

Немаловажным будет умение читать следы. Правильно прочитать следы, оставленные человеком, животным или различными средствами передвижения — это прежде всего определить, в какое время были оставлены следы, сколько прошло человек или единиц транспорта и в каком направлении. Эта трудная задача усложняется тем, что следы нужно читать быстро, так как иногда времени на детальное ознакомление со следом просто не будет. При чтении следов необходима максимальная концентрация внимания, умение отличить ложные следы от настоящих. Умение читать следы необходимо вырабатывать путем упорных тренировок своего внимания и остроты зрения в повседневной жизни.

Те, кто владеет искусством следопыта, обычно сильнее развиты наблюдательность, зрительная память, он лучше и быстрее других ориентируется в обстановке, быстрее воспринимает окружающее, лучше разбирается в сложных явлениях природы, поэтому мы будем рассматривать приемы ориентирования, в которых используются простейшие приборы и вспомогательные случайные предметы, различные разведывательные признаки,

способы и приемы передвижения и преодоления препятствий; основы следопытства.

Будут приведены национальные единицы измерений некоторых стран, а также различные тесты (словесные, числовые, зрительно-пространственные) для тренировки реакции, наблюдательности и сообразительности. Поскольку большую часть жизни мы проводим в населенных пунктах, нами будут рассмотрены вопросы выживаемости в городских условиях, а также в водоемах. Морские и речные просторы, вода — всегда притягивали человека. Но человек забывает порой, что насколько нежным и ласковым бывает море, река (вода), настолько они и безжалостны к людям, которые неуважительно к ним относятся.

Знания, навыки и умение выживания в экстремальных условиях окружающей среды в различных физико-географических районах мира имеют прежде всего практическое прикладное значение для обеспечения успешного выполнения поставленных боевых задач и сохранения их боеспособности. Вместе с тем, вопросы выживания в экстремальных условиях имеют также важное значение для допризывной и призывной молодежи, готовящейся к защите Отечества и службе в ВС РФ и, в том числе в СПЕЦНАЗе — в элитных формированиях и органах.

Практика выживания в экстремальных ситуациях актуальна для всех без исключения граждан России и планеты Земля.

Литература, посвященная проблемам выживания в экстремальных ситуациях, достаточно обширна, однако она либо разбросана по труднодоступным специальным изданиям (например, наставлениям по боевому применению войск), либо в статьях самого различного профиля, и выбрать оттуда самое необходимое — непростая задача.

Click to comment

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

To Top
 
Перейти к верхней панели