#Россия

Пять интересных историй о крейсере «Аврора»

Пять интересных историй о крейсере «Аврора»

Корабль, имя которому выбрал император, является символом Петербурга.

«Почти «Боярин». Пять интересных историй о крейсере «Аврора»

Верфь «Новое Адмиралтейство» ровно 107 лет назад – 4 июня 1897 года – приступила к строительству легендарного крейсера «Аврора». Император Николай II лично выбрал название для судна, а также присутствовал при его спуске на воду в 1900 году.

В настоящий момент крейсер «Аврора» стоит на ремонте в Кронштадте и дожидается возвращения на Петроградскую набережную.


SPB.AIF.RU собрал пять интересных фактов о легендарном судне, которое вернется на свое историческое место в 2016 году.

«Полкан» или «Богатырь»

Бронепалубный крейсер первого ранга «Аврора» стал последним в серии из трех судов водоизмещением 6,6 тысяч тонн, построенных на верфи «Новое Адмиралтейство» в конце XIX века.

Первые два корабля проекта назвали «Паллада» и «Диана». Третий в течение года был безымянным. По традиции, существующей со времен Петра I, право давать имена крупным кораблям принадлежало императору. Перед Николаем II положили список, в котором были такие названия: «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Полкан», «Боярин», «Нептун», «Аскольд», «Богатырь», «Варяг» и «Аврора». Император подчеркнул последнее, а также, чтобы не было ошибок, своей рукой написал его на полях.

Строящийся корабль по приказу от 6 апреля 1897 года назвали «Авророй».

Впрочем, ранее такое же название носил трехмачтовый парусный фрегат. Ту «Аврору» построили в 1835 году в Петербурге на Охтинской верфи.

«Почти «Боярин». Пять интересных историй о крейсере «Аврора»

Крейсер «Аврора». Кампания 1902 года Фото: Commons.wikimedia.org

Крокодилы, лемуры и удав

Крейсер торжественно спустили на воду в Петербурге в 1900 году. На церемонии присутствовали император Николай II, а также императрицы Мария Федоровна и Александра Федоровна.

В 1905 году, когда «Аврора» шла к берегам страны восходящего солнца в разгар русско-японской войны, на борту судна обитали два крокодила – они были домашними питомцами моряков. Рептилий взяли на борт в одном из африканских портов, находившихся на пути следования в Японию.

Крокодилов звали Сам и Того. По воспоминаниям писателя Юрия Чернова, рассказавшего о быте моряков с «Авроры» в книге «Судьба высокая «Авроры», на борту также были несколько хамелеонов, лемуры и удав. Экзотических животных экипаж взял на борт после гибели собаки Шарика.

Рептилий ждала непростая судьба: Сам сбросился с палубы и погиб, а Того был убит в ходе Цусимской битвы.

«Почти «Боярин». Пять интересных историй о крейсере «Аврора»

Крейсер «Аврора» на испытаниях 14 июня 1903 года Фото: Commons.wikimedia.org

Прикрыть собой у Цусимы

Вторая эскадра Тихоокеанского флота, которая насчитывала 38 боевых кораблей и вспомогательных судов, дошла до берегов Японии. Преодолев три океана, она не смогла пройти Корейский пролив. Там её ждали 89 кораблей японского флота под флагом адмирала Хейхатиро Того (прим. ред. — именно в его честь назвали крокодила на «Авроре»).

Мощнейшим огнем японцы попытались вывести из строя броненосцы.

Крейсер «Аврора» сумел выстоять в бое у Цусимы, защищая корабли. Корпусом судно закрывало израненные русские броненосцы. В той битве уцелели только три крейсера – «Жемчуг», «Олег» и «Аврора». Также у русских смогли выстоять один миноносец и два вспомогательных судна. В Цусимском бою «Аврора» получила около 10 попаданий снарядами калибра от 75 до 200-мм, были выведены из строя пять орудий. 16 человек экипажа были убиты, в том числе — капитан корабля Евгений Егорьев. Также 89 членов экипажа получили ранения (по другим данным — 15 убитыми и 83 ранеными).

Отряд крейсеров ушел в филиппинский порт Манила. Там корабли разоружили американцы. Чужую гавань они покинули лишь в конце 1905 года, когда был подписан мирный договор с Японией.

«Почти «Боярин». Пять интересных историй о крейсере «Аврора»

Отправка крейсера на ремонт в Кронштадт. Фото: АиФ/ Ирина Сергеенкова

Холостой залп революции

Крейсер «Аврора» считается одним из главных символов Октябрьской революции 1917 года, в первую очередь из-за исторического выстрела в ночь на 26 октября.

Относительно этого залпа у многих до сих пор остаются сомнения. Дело в том, что команда «Авроры» сразу поспешила переубедить всех, кто поверил в легенду о выстреле боевыми снарядами по Зимнему дворцу, отправив в газету записку. В ней было сказано, что с судна был произведен только один холостой залп, служащий призывом к «бдительности и готовности».

Сигнальным же этот выстрел также нельзя было назвать, поскольку его произвели в 21.40 МСК, а штурм Зимнего дворца начался уже после полуночи.

Морякам, давшим заметку в газете «Правда», было важно подчеркнуть, что корабль не стрелял по Зимнему дворцу боевыми снарядами и не угрожал жизни простых людей.

Крейсер — актер

После Великой Отечественной войны «Аврора», получившая серьезные повреждения, прибывала на ремонт на Балтийский завод, где её должны были подготовить к установке на вечную стоянку.

В это время судно советские чиновники решили отдать на съемки в кинокартине о крейсере «Варяг». К тому моменту последний уже покоился на дне Ирландского моря, поэтому в его роли выступил легендарный крейсер «Аврора», который киношникам пришлось значительно «загримировать», изменив его облик. Фильм представили публике в 1946 году.

http://www.spb.aif.ru/city/event/pochti_boyarin_pyat_interes…
КРАСНАЯ АРМИЯ — Мы Оптимисты !!!


Click to comment

Добавить комментарий

ТОП НЕДЕЛИ

To Top