#История

#МойАдресСоветскийСоюз. ПЕТР СЕРГЕЕВИЧ ВЕЛЬЯМИНОВ

#МойАдресСоветскийСоюз. ПЕТР СЕРГЕЕВИЧ ВЕЛЬЯМИНОВ

ПЕТР СЕРГЕЕВИЧ ВЕЛЬЯМИНОВ — СОВЕТСКИЙ АКТЕР ТЕАТРА И КИНО, ЗНАКОМЫЙ МНОГИМ ТЕЛЕЗРИТЕЛЯМ ПО КУЛЬТОВЫМ ФИЛЬМАМ «ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ», «ВЕЧНЫЙ ЗОВ», «КАПИТАН СЧАСТЛИВОЙ ЩУКИ» И МНОГИМ ДРУГИМ. АРТИСТУ ИСПОЛНИЛСЯ БЫ 91 ГОД..

ПЕТР СЕРГЕЕВИЧ ВЕЛЬЯМИНОВ

Этот замечательный артист начал сниматься только в возрасте 45-ти лет, но несмотря на этот почтенный для артиста возраст , он стал одним из самых популярных актёров Советского Союза.

История его династии началась ещё в одиннадцатом веке, когда родственник короля Норвегии Хокона II вместе со своей многотысячной дружиной пришёл служить князю Ярославу Мудрому. Именно он положил начало роду Вельяминовых. Кроме того, фамилия была широко известна в 19 веке – её носил потомок Хокона II Алексей Вельяминов, который был одним из военных командующих во времена Отечественной войны (в честь ветерана позже город Туапсе было решено переименовать в порт Вельяминовский по указу императора), а также генерал-губернатор Иркутска. Имена этих людей запечатлены в Георгиевском зале Кремля, а их портреты висят в Галерее героев Эрмитажа.


Другой предок героя статьи, Николай Александрович Вельяминов, был знаменитым военным хирургом, возглавлявшим Военно-медицинскую академию на протяжении пяти лет до Первой мировой войны, во время которой он был определён в качестве начальника санитарной службы российской армии. Об авторитете этого человека говорит тот факт, что после революции, даже несмотря на разногласия потомственного дворянина с советскими идеями, в качестве признания заслуг Николая Вельяминова перед Отечеством ему был поставлен памятник на Волковом кладбище.

Пётр Вельяминов появился на свет 7 декабря 1926 года в Москве в семье военного упомянутого выше рода. Позже он с любовью вспоминал о своих родителях:
«Папа мог вспылить на ровном месте, а мама, напротив, была очень спокойным и деликатным человеком. Они идеально дополняли друг друга — мама гасила отцовское раздражение, пресекая ссоры на корню, и в доме постоянно было душевно, тепло и уютно. У нас была дружная семья. Мама навсегда осталась в моей памяти – должно быть, именно поэтому я, повзрослев, постоянно старался сделать так, чтобы и мой собственный дом напоминал по духу дом детства. Мы пережили множество бед и трудностей, с которыми я и мои родители достойно сражались, и всегда были счастливы друг с другом. Мать, отец, сестра и я – все мы были вместе».


А в годы репрессий семье действительно пережить пришлось многое. В начале 1932 года Сергея Петровича Вельяминова – титулованного офицера царской армии – арестовали и сослали на строительные работы для возведения Беломорканала. Отправился на свободу он только спустя четыре года. В 1941 году, в разгар Великой Отечественной войны, Сергей Петрович добровольно отправился на фронт – он готов был защищать Родину в качестве простого солдата, ведь после ареста его лишили звания офицера. Несмотря на его самоотверженность, в 1944-том его арестовали сразу после возвращения с фронта на целых десять лет.

К несчастью, весной 1943 года арестовали ещё одного Вельяминова – на этот раз юного Петра, шестнадцатилетнего выпускника средней школы, который мечтал о поступлении в архитектурный институт. Ему было предъявлено обвинение по статье 58 из-за «сочувствия» несуществующем антисоветском объединении «Возрождение России». Его сослали в Котлас. В общей сложности в лагерях ему предстоит провести почти десять лет жизни – практически всю свою молодость.


В жёстких условиях у Петра Сергеевича, который на протяжении всего 1944-го года не получал абсолютно никакой поддержки из дома (его родители сами в это время уже были арестованы), быстро начал увядать. Он страдал дистрофией и пеллагрой – в конце концов будущую звезду советского кинематографа определили в лазарет. Завхоз лазарета, чья дочь была его одноклассницей, с трудом, но смогла его выходить, после чего его перевели в Краснотурьинск, где он занимался строительством жилых домов и впервые попробовал себя в самодеятельности, последовав совету своего товарища по несчастью.

В 1952 году Петр Вельяминов освободился. Он имел строгие ограничения в проживании — ему запрещалось проживать в крупных городах. Вельяминов поселился в Абакане и уже в том же году, не имея актерского образования, устроился в драматический театр этого города. «Я актер без образования. Мой театральный университет — лагерь, где учился я театральному мастерству» — говорит Петр Вельяминов. Какая-то подготовка у начинающего актера все-таки была — он, в свое время, участвовал в школьной, затем в лагерной самодеятельности. В Абаканском театре Вельяминова обучали актёрскому ремеслу профессиональные артисты и режиссёры, находившиеся в том же положении, что и он.


С 1955 года Вельяминов перешел в Тюменский областной драматический театр. Там в российской глубинке и проходила его жизнь. Лишь в 1959 году, спустя 16 лет после разлуки, Петр Вельяминов смог увидеться с родными в Москве. Но в Москве Вельяминов оставаться не мог — действовало ограничение паспортного режима.
В 60-е годы Вельяминов работал в театрах Дзержинска, Новочеркасска, Чебоксар, Иваново. Амплуа Вельяминова было — герой-любовник, и его театральная судьба складывалась весьма успешно, несмотря на то, что он сменил около десятка провинциальных театров.

Судьбу Вельяминова перевернул 1971 год, когда он впервые снялся в кино. Это был фильм режиссеров Краснопольского и Ускова «Тени исчезают в полдень», где Вельяминов сыграл роль Захара Большакова.
Режиссер фильма Валерия Ивановича Усков вспоминает: «Мы с режиссером Владимиром Краснопольским увидели Вельяминова в Свердловском театре, в жуткой пьесе «Кандидат партии», состоящей из лозунгов и трескучих фраз. Вельяминов, играющий главную роль, сумел взволновать зал, и мы подумали, что если дать этому актеру слова более человеческие, он сможет вызвать сочувствие и сопереживание. Особенно нам понравились его глаза».

Фильм стал предтечей нынешних сериалов, хотя «мыльной оперой» не являлся ни в коем случае. Картина настолько понравилась зрителям, что впоследствии ее называли не иначе, как народный телероман.

После премьеры на исполнителей главных ролей в этом фильме, в том числе на Вельяминова, обрушилась всесоюзная слава. И в 1972 году Петр Сергеевич был приглашен в Московский театр «Современник».


В 1972 году Вельяминова ждал еще один успех. В героико-приключенческом фильме «Командир «Счастливой Щуки» он сыграл главную роль — командира подводной лодки Алексея Строгова. Именно тогда Петр Сергеевич решил оставить театр: «После выхода на экран фильма «Командир «Счастливой Щуки» я полностью посвятил себя кинематографу, так как одновременно работать в театре и в кино стало невозможно из-за частых отлучек на съемки. Обращая свой взор в прошлое, я иногда жалею, что ушел из театра, но выбор был сделан, и это предопределило всю мою дальнейшую судьбу». С 1974 года он стал артистом театра-студии киноактера.

Как бы продолжением судьбы, прожитой в «Тенях…», стала для Вельяминова роль Поликарпа Кружилина в телеэпопее «Вечный зов» (1973-1983). И эта актерская работа имела столь же огромный успех. О том насколько удачно вошел актер в образ, говорит забавный случай, происшедший с ним как-то на встрече со зрителями. К нему подошла женщина и поинтересовалась — верно ли, что он навсегда променял свой колхоз на актёрскую карьеру? Мол, такие слухи в народе ходят.

Среди других ролей Вельяминова в те годы — Иван Бурлаков в киноповести «Иванов катер» (1972), Николай Егорович в мелодраме «Сладкая женщина» (1976), замполит Калинин в криминальной драме «Опасные друзья» (1979).
Однако, несмотря на всенародное признание, официальные власти не забывали о прошлом актера. Так в 1979 году его просто-напросто не пустили во Францию с делегацией, которая везла туда фильм «Тени исчезают в полдень».

В 1976 году Вельяминову присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР. Позже его представляли на получение титула Народного артиста, но он ещё не был полностью реабилитирован, так что «народным» он стал только в 1985 году, спустя несколько лет после получения полной реабилитации

В 1979 году Вельяминов снялся в первом советском боевике «Пираты ХХ века». Капитан советского сухогруза в исполнении Вельяминова был не просто положительным, в нем чувствовалось благородство, внутренняя духовная сила. Увлекательный, динамичный фильм побил кассовые рекорды, получил зрительское признание и вызвал самые противоречивые отзывы критики. Раздражение критики вызвал прежде всего жанр, который был непривычен для советского кинематографа.


Немало удачных работ в кино у Вельяминова было и в 80-е годы. Он снялся в главных ролях: в детективе «Ночное происшествие» (1980), приключенческих фильмах «Возвращение резидента» (1982) и «Конец операции «Резидент» (1986), психологической драме «Железное поле» (1986) и других. Одной из лучших работ тех лет была роль князя Владимира в историческом фильме «Ярослав Мудрый» (1981).

В 1984 году, через тридцать два года после освобождения, Петр Сергеевич, наконец, был реабилитирован.

В 90-е годы, период развала российского кинематографа, Вельяминов, как и многие талантливые актеры, снимался редко. И все-таки, даже в те годы у Петра Сергеевича были удачные роли. Стоит вспомнить политический фильм Игоря Гостева «Серые волки» или исторический Ускова и Краснопольского «Ермак».

С 1995 года актёр постоянно жил в Санкт-Петербурге. Здесь он работал в академическом театре комедии, а также принимал участие в постановках театра «Приют комедианта». В честь очередного юбилея творческой деятельности Вельяминова ректор Театральной академии подарил ему студенческий билет, ведь у Петра Сергеевича не было никакого профессионального образования, несмотря на более чем 300 ролей.


Весной 2009 года Вельяминов заболел гриппом, который перешёл в тяжёлую форму пневмонии. Народного артиста доставили в больницу в крайне тяжёлом состоянии. К сожалению, даже лучшие врачи не смогли его вылечить. Болезнь находилась в очень запущенной стадии.

Пётр Вельяминов скончался 14 июня 2009 года. Официальная причина смерти – тяжёлая форма воспаления лёгких.

Источник


ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Click to comment

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

To Top
 
Перейти к верхней панели