#История

#МойАдресСоветскийСоюз. ПЕТР СЕРГЕЕВИЧ ВЕЛЬЯМИНОВ

#МойАдресСоветскийСоюз. ПЕТР СЕРГЕЕВИЧ ВЕЛЬЯМИНОВ

ПЕТР СЕРГЕЕВИЧ ВЕЛЬЯМИНОВ — СОВЕТСКИЙ АКТЕР ТЕАТРА И КИНО, ЗНАКОМЫЙ МНОГИМ ТЕЛЕЗРИТЕЛЯМ ПО КУЛЬТОВЫМ ФИЛЬМАМ «ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ», «ВЕЧНЫЙ ЗОВ», «КАПИТАН СЧАСТЛИВОЙ ЩУКИ» И МНОГИМ ДРУГИМ. АРТИСТУ ИСПОЛНИЛСЯ БЫ 91 ГОД..

ПЕТР СЕРГЕЕВИЧ ВЕЛЬЯМИНОВ

Этот замечательный артист начал сниматься только в возрасте 45-ти лет, но несмотря на этот почтенный для артиста возраст , он стал одним из самых популярных актёров Советского Союза.

История его династии началась ещё в одиннадцатом веке, когда родственник короля Норвегии Хокона II вместе со своей многотысячной дружиной пришёл служить князю Ярославу Мудрому. Именно он положил начало роду Вельяминовых. Кроме того, фамилия была широко известна в 19 веке – её носил потомок Хокона II Алексей Вельяминов, который был одним из военных командующих во времена Отечественной войны (в честь ветерана позже город Туапсе было решено переименовать в порт Вельяминовский по указу императора), а также генерал-губернатор Иркутска. Имена этих людей запечатлены в Георгиевском зале Кремля, а их портреты висят в Галерее героев Эрмитажа.


Другой предок героя статьи, Николай Александрович Вельяминов, был знаменитым военным хирургом, возглавлявшим Военно-медицинскую академию на протяжении пяти лет до Первой мировой войны, во время которой он был определён в качестве начальника санитарной службы российской армии. Об авторитете этого человека говорит тот факт, что после революции, даже несмотря на разногласия потомственного дворянина с советскими идеями, в качестве признания заслуг Николая Вельяминова перед Отечеством ему был поставлен памятник на Волковом кладбище.

Пётр Вельяминов появился на свет 7 декабря 1926 года в Москве в семье военного упомянутого выше рода. Позже он с любовью вспоминал о своих родителях:
«Папа мог вспылить на ровном месте, а мама, напротив, была очень спокойным и деликатным человеком. Они идеально дополняли друг друга — мама гасила отцовское раздражение, пресекая ссоры на корню, и в доме постоянно было душевно, тепло и уютно. У нас была дружная семья. Мама навсегда осталась в моей памяти – должно быть, именно поэтому я, повзрослев, постоянно старался сделать так, чтобы и мой собственный дом напоминал по духу дом детства. Мы пережили множество бед и трудностей, с которыми я и мои родители достойно сражались, и всегда были счастливы друг с другом. Мать, отец, сестра и я – все мы были вместе».


А в годы репрессий семье действительно пережить пришлось многое. В начале 1932 года Сергея Петровича Вельяминова – титулованного офицера царской армии – арестовали и сослали на строительные работы для возведения Беломорканала. Отправился на свободу он только спустя четыре года. В 1941 году, в разгар Великой Отечественной войны, Сергей Петрович добровольно отправился на фронт – он готов был защищать Родину в качестве простого солдата, ведь после ареста его лишили звания офицера. Несмотря на его самоотверженность, в 1944-том его арестовали сразу после возвращения с фронта на целых десять лет.

К несчастью, весной 1943 года арестовали ещё одного Вельяминова – на этот раз юного Петра, шестнадцатилетнего выпускника средней школы, который мечтал о поступлении в архитектурный институт. Ему было предъявлено обвинение по статье 58 из-за «сочувствия» несуществующем антисоветском объединении «Возрождение России». Его сослали в Котлас. В общей сложности в лагерях ему предстоит провести почти десять лет жизни – практически всю свою молодость.


В жёстких условиях у Петра Сергеевича, который на протяжении всего 1944-го года не получал абсолютно никакой поддержки из дома (его родители сами в это время уже были арестованы), быстро начал увядать. Он страдал дистрофией и пеллагрой – в конце концов будущую звезду советского кинематографа определили в лазарет. Завхоз лазарета, чья дочь была его одноклассницей, с трудом, но смогла его выходить, после чего его перевели в Краснотурьинск, где он занимался строительством жилых домов и впервые попробовал себя в самодеятельности, последовав совету своего товарища по несчастью.

В 1952 году Петр Вельяминов освободился. Он имел строгие ограничения в проживании — ему запрещалось проживать в крупных городах. Вельяминов поселился в Абакане и уже в том же году, не имея актерского образования, устроился в драматический театр этого города. «Я актер без образования. Мой театральный университет — лагерь, где учился я театральному мастерству» — говорит Петр Вельяминов. Какая-то подготовка у начинающего актера все-таки была — он, в свое время, участвовал в школьной, затем в лагерной самодеятельности. В Абаканском театре Вельяминова обучали актёрскому ремеслу профессиональные артисты и режиссёры, находившиеся в том же положении, что и он.


С 1955 года Вельяминов перешел в Тюменский областной драматический театр. Там в российской глубинке и проходила его жизнь. Лишь в 1959 году, спустя 16 лет после разлуки, Петр Вельяминов смог увидеться с родными в Москве. Но в Москве Вельяминов оставаться не мог — действовало ограничение паспортного режима.
В 60-е годы Вельяминов работал в театрах Дзержинска, Новочеркасска, Чебоксар, Иваново. Амплуа Вельяминова было — герой-любовник, и его театральная судьба складывалась весьма успешно, несмотря на то, что он сменил около десятка провинциальных театров.

Судьбу Вельяминова перевернул 1971 год, когда он впервые снялся в кино. Это был фильм режиссеров Краснопольского и Ускова «Тени исчезают в полдень», где Вельяминов сыграл роль Захара Большакова.
Режиссер фильма Валерия Ивановича Усков вспоминает: «Мы с режиссером Владимиром Краснопольским увидели Вельяминова в Свердловском театре, в жуткой пьесе «Кандидат партии», состоящей из лозунгов и трескучих фраз. Вельяминов, играющий главную роль, сумел взволновать зал, и мы подумали, что если дать этому актеру слова более человеческие, он сможет вызвать сочувствие и сопереживание. Особенно нам понравились его глаза».

Фильм стал предтечей нынешних сериалов, хотя «мыльной оперой» не являлся ни в коем случае. Картина настолько понравилась зрителям, что впоследствии ее называли не иначе, как народный телероман.

После премьеры на исполнителей главных ролей в этом фильме, в том числе на Вельяминова, обрушилась всесоюзная слава. И в 1972 году Петр Сергеевич был приглашен в Московский театр «Современник».


В 1972 году Вельяминова ждал еще один успех. В героико-приключенческом фильме «Командир «Счастливой Щуки» он сыграл главную роль — командира подводной лодки Алексея Строгова. Именно тогда Петр Сергеевич решил оставить театр: «После выхода на экран фильма «Командир «Счастливой Щуки» я полностью посвятил себя кинематографу, так как одновременно работать в театре и в кино стало невозможно из-за частых отлучек на съемки. Обращая свой взор в прошлое, я иногда жалею, что ушел из театра, но выбор был сделан, и это предопределило всю мою дальнейшую судьбу». С 1974 года он стал артистом театра-студии киноактера.

Как бы продолжением судьбы, прожитой в «Тенях…», стала для Вельяминова роль Поликарпа Кружилина в телеэпопее «Вечный зов» (1973-1983). И эта актерская работа имела столь же огромный успех. О том насколько удачно вошел актер в образ, говорит забавный случай, происшедший с ним как-то на встрече со зрителями. К нему подошла женщина и поинтересовалась — верно ли, что он навсегда променял свой колхоз на актёрскую карьеру? Мол, такие слухи в народе ходят.

Среди других ролей Вельяминова в те годы — Иван Бурлаков в киноповести «Иванов катер» (1972), Николай Егорович в мелодраме «Сладкая женщина» (1976), замполит Калинин в криминальной драме «Опасные друзья» (1979).
Однако, несмотря на всенародное признание, официальные власти не забывали о прошлом актера. Так в 1979 году его просто-напросто не пустили во Францию с делегацией, которая везла туда фильм «Тени исчезают в полдень».

В 1976 году Вельяминову присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР. Позже его представляли на получение титула Народного артиста, но он ещё не был полностью реабилитирован, так что «народным» он стал только в 1985 году, спустя несколько лет после получения полной реабилитации

В 1979 году Вельяминов снялся в первом советском боевике «Пираты ХХ века». Капитан советского сухогруза в исполнении Вельяминова был не просто положительным, в нем чувствовалось благородство, внутренняя духовная сила. Увлекательный, динамичный фильм побил кассовые рекорды, получил зрительское признание и вызвал самые противоречивые отзывы критики. Раздражение критики вызвал прежде всего жанр, который был непривычен для советского кинематографа.


Немало удачных работ в кино у Вельяминова было и в 80-е годы. Он снялся в главных ролях: в детективе «Ночное происшествие» (1980), приключенческих фильмах «Возвращение резидента» (1982) и «Конец операции «Резидент» (1986), психологической драме «Железное поле» (1986) и других. Одной из лучших работ тех лет была роль князя Владимира в историческом фильме «Ярослав Мудрый» (1981).

В 1984 году, через тридцать два года после освобождения, Петр Сергеевич, наконец, был реабилитирован.

В 90-е годы, период развала российского кинематографа, Вельяминов, как и многие талантливые актеры, снимался редко. И все-таки, даже в те годы у Петра Сергеевича были удачные роли. Стоит вспомнить политический фильм Игоря Гостева «Серые волки» или исторический Ускова и Краснопольского «Ермак».

С 1995 года актёр постоянно жил в Санкт-Петербурге. Здесь он работал в академическом театре комедии, а также принимал участие в постановках театра «Приют комедианта». В честь очередного юбилея творческой деятельности Вельяминова ректор Театральной академии подарил ему студенческий билет, ведь у Петра Сергеевича не было никакого профессионального образования, несмотря на более чем 300 ролей.


Весной 2009 года Вельяминов заболел гриппом, который перешёл в тяжёлую форму пневмонии. Народного артиста доставили в больницу в крайне тяжёлом состоянии. К сожалению, даже лучшие врачи не смогли его вылечить. Болезнь находилась в очень запущенной стадии.

Пётр Вельяминов скончался 14 июня 2009 года. Официальная причина смерти – тяжёлая форма воспаления лёгких.

Источник


ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Группа по борьбе с антироссийской пропагандой: https://vk.com/blockukrop

Click to comment

Добавить комментарий

To Top
 
Перейти к верхней панели