#Россия

Недостатки российской военной техники, выявленные в Сирии.

Бронеавтомобили

Российский бронеавтомобиль «Тигр» изначально преподносился как броневик, превосходящий любые западные аналоги. Особенно подчеркивалось его преимущество перед своим конкурентом — «Рысью»(LMV M65 IVECO). Как доказательство этого превосходства демонстрировался тест, где два броневика двигались по снегу, и «Тигр» проехал гораздо дальше.

А как жепротивоминная защита? Вообще-то никак. Уже в Сирии выяснилось, что «Тигр» не обладает серьезной защитой от подрыва на мине. Как пример — тяжелыеранения российского генерал-майора Милюхина. Вместе с ним в «Тигре» находились пять человек. Четверо скончались, сам генерал потерял обе ноги и глаз.

У «Рыси» же специальная конструкция кузова, в который встроена система противоминной защиты. В итоге в Сирии все чаще стали мелькать именно «Рыси». Именно на них катается боевое охранение комплексов С-400, они же участвуют в охране авиабазы в Хмеймиме.

«Рысь»

«Тигр» и «Рысь» в России — конкуренты. «Тигры» выпускают с 2005 года на заводе, принадлежащем российскому олигарху Олегу Дерипаске. Первый контракт на производство машин «Рысь» в России был заключен с итальянской компанией Iveco в 2011 году, в дальнейшем планировалось развернуть их серийное производство.

Однако в 2013 году министр обороны Сергей Шойгу объявил об отказе от идеи предыдущего руководства Минобороны закупить 3 тысячи итальянских броневиков Iveco-LMV65. Вместо этого решили покупать дерипаскинский «Тигр».

После сирийского опыта закупки «Рысей» начались снова. В 2017 году эти броневики стали закупать для разведки ВДВ. От «Тигров», которых выпущено довольно много, при этом не отказываются.

ЗРПК «Панцирь»

Вообще «Панцирь» в Сирии иногда сбивает и реактивные снаряды, запущенные по авиабазе Хмеймим, и даже «высокотехнологичные» самодельные дроны из трех палок, клея и желудей. Эффективность ЗРПК должна была быть гораздо выше, и если они могут сбить любую цель и отразить массовую ракетную атаку, то почему израильтяне так просто отбомбились по авиабазе Шайрат. Перехвата не было.

31 декабря российскую авиабазу Хмеймим атаковали. Погибли два военных, десять получили ранения и, по меньшей мере, шесть самолетов были повреждены. Атакующие смогли не только беспрепятственно пройти российскую ПВО, но и отбомбиться по авиабазе.

Минобороны РФ сперва сообщило, что база подверглась минометному обстрелу. Однако очевидно, что версия с минометным обстрелом должна была отвлечь общественность от проблем с ПВО.

Авиабаза была атакована при помощи восьми беспилотников. В момент нападения БПЛА системы РЭБ (радиоэлектронной борьбы) не работали, чтобы не мешать полетам авиации. Однако Минобороны РФ назвало эту информацию полностью ложной, ведь в случае признания стало бы ясно, что российские комплексы ПВО лучшие в мире только на бумаге.

В ночь с 5 на 6 января дроны снова атаковали базу Хмеймим, а также военно-морскую базу на побережье Средиземного моря в Тартусе. Тогда часть БПЛА была сбита и снова непосредственно над базой (причем некоторые из стрелкового оружия), хотя дроны должны были быть перехвачены еще на подлете. Часть дронов была обезврежена средствами РЭБ. После их фотографии показало российское Минобороны. Собранные из подручных материалов и перемотанные изолентой, дроны никак не тянули на высокотехнологичное оружие, созданное при помощи Турции и США, как об этом өаявляли в Минобороны.

Высокотехнологичный, по версии Минобороны России, дрон, который может пролететь 100 км и поразить цель.

С-400 «Триумф»

Еще одно супероружие, — ЗРС С-400 «Триумф». С ним, обеспечено полное превосходство российских ВКС в сирийском воздушном пространстве. Министерство обороны заявило о том, что небо Сирии «закрыли от американских крылатых ракет». Впрочем, развернутые еще в 2015 году ЗРС С-400 не мешают летать над российской зоной деэскалации всем, кто ни пожелает: от израильских истребителей до американских крылатых ракет.

Например, только за 2016 год ВВС Израиля нанесли свыше 20 авиаударов по объектам САА и Хезболлы. 30 декабря 2016 года израильские ВВС нанесли удары по базе сирийской армии в пригороде Дамаска, а также по колонне грузовиков, едущих по трассе Дамаск — Бейрут. В течении 2017 и уже в 2018 годах безнаказанные налеты израильтян продолжились.

Также С-400 никак не повлияли на сбитие американским F/A-18E 18 июня 2017 года сирийского истребителя-бомбардировщика Су-22. Позже 18 сентября самолеты Коалиции США нанесли удар по САА в районе Дейр-эз-Зора. Хотя небо формально было на замке. Возможно, ЗРС С-400 не настолько хороша, раз ее никто не боится.

Вертолет Ми-28

Создание «Ми-28» стало ответом на американский АН-64 «Апач», практически скопированная копия, выяснилось впоследствии — неудачным. В отличие от американской машины, первые образцы «Ми-28» не были всепогодными и не могли применяться ночью.

Не было у «Ми-28» и единого прицельно-навигационного комплекса. Машина получилась сырой и вызвала негативную оценку военных, которые выбрали вертолет «Ка-50». После сравнительных испытаний вертолет ОАО «Камов» превзошел машину ОКБ М.Л. Миля.

Тогда в ход пошли интриги: «милевцы» обратились к главкому ВВС СССР с жалобой на необъективность состоявшегося конкурса. Под давлением со стороны партийцев, поддерживающих ОКБ Миля, представители ВВС согласились на новые сравнительные испытания, которые затянулись до 1986 года. В итоге НИИ Минобороны предпочел «Ка-50».

Тогда ОКБ М. Л Миля обвинило военных в некомпетентности и отправило соответствующие жалобы в ЦК КПСС и министру обороны. В итоге, после многочисленных проверок, комиссий и заседаний выяснилось, что «Ка-50» все-таки лучше «Ми-28».

Но к этому моменту время было упущено, СССР развалился, денег на оборонку не нашли. И все же «Ка-50» был принят на вооружение в 1995 году, а «Ми-28» в варианте «Ночной охотник» лишь в 2009 году после многочисленных доработок.

Кстати, «Ми-28Н» смог выполнять боевые задачи ночью только в 2005 году, «Ка-50» был способен на это еще в 1982-м. Т. е «милевцам» на то, чтобы наверстать разрыв, потребовалось 23 года.

Редуктор;

Одним из главных недостатков вертолета, который повлек несколько катастроф, стал новый редуктор ВР-28. Узел получился довольно сырым и требовал многочисленных доработок.

Прошло более десятка лет, прежде чем ОКБ Миля смогло устранить большую часть из них, в итоге новый редуктор, получивший индекс ВР-29, стал устанавливаться на модернизированную версию вертолета «Ми-28Н», запущенную в производство в 2006 году.

Но лучше летать от этого машина не стала, только в 2011 году инженерам удалось вылечить серьезную болезнь конструктивного узла — при работе более двух часов редуктор перегревался, что приводило к остановке винта.

Также из-за нерасчётных нагрузок на различные элементы редуктора в зубчатых передачах постоянно срезался металл, и мелкая металлическая стружка попадала на сеточки масляных фильтров. А это — приговор для вертолета и, возможно, экипажа.

«Ми-28Н» обладает рядом ключевых недостатков, которые существенно снижают выживаемость экипажа на поле боя. На «Ночном охотнике» нет системы реактивного катапультирования лётчиков, которая позволяет экипажу выжить в самых сложных условиях (на «Ка-52» — есть).

На всех боевых вертолетах мира стоит дублированная система управления. Наличие такой системы позволяет управлять вертолетом любому из членов экипажа. Что делать штурману «Ми-28Н», если погиб пилот? Может ли он довести поврежденную машину до базы? Нет.

Правда, «милевцы» заявили о создании учебно-боевой модификации «Ми-28УБ», оснащенной второй ручкой управления. Но это учебно-боевой, да и в планах на производство он значится в расплывчатой формулировке «к 2020 году».

Ми-28Н имеет высокий уровень боевой живучести, кабина экипажа которого полностью бронирована. Но так ли это на самом деле? Все, что летает, не может иметь серьезного бронирования. О каком бронировании может идти речь, когда стрелковое оружие способно выводить из строя винтокрылые машины. Так, например, 12,7-мм бронебойно-зажигательная пуля (индекс 7БЗ-1) пробивает броню толщиной 20 мм под углом 20 град. на дальности до 750 м. При этом бронекоробка экипажа выполнена из 10-мм листов алюминиевого сплава, на которые наклеены керамические плитки. Такая конструкция может спасти экипаж от пуль калибра 7,62 мм. В ходе чеченской кампании вертолеты Ми-24 получали значительные повреждения даже от обстрелов из стрелкового оружия калибра 5,45 и 7,62 мм («НВО» № 38, 2000 г.).

Еще одним недостатком Ми-28Н является устаревшее вооружение, не способное поражать цели без захода в зону войсковой ПВО противника. Эти вертолеты в рядах армейской авиации вряд ли позволят внести заметный вклад в авиационную поддержку Сухопутных войск. Известно, что эффективность динамической защиты определяется ее размерами в плоскости взаимодействия. Но отработка тандемных БЧ ПТУР осуществлялась с помощью отечественного элемента ДЗ длиной 250 мм. Используемые в боевых условиях зарубежные элементы ДЗ имели длину 400–500 мм. По этой причине вероятность преодоления ракетой «Атака» ДЗ зарубежных танков не будет превышать 0,5. Вместе с тем предпринятая попытка использования в конструкции тандемной БЧ ПТУР «Атака» телескопического штока, на конце которого размещен предзаряд, не позволила решить проблему надежного преодоления ДЗ длиной 500 мм.

Нельзя пройти мимо характеристик вертолетных пушечных установок. Например, масса пушки 2А42 вертолета Ми-28Н в 2 раза превышает массу пушки М230 вертолета «Апач», а боезапас последнего в 4,8 раза превосходит боезапас нашего вертолета и все это при одинаковом калибре. Заметим, что если пушка М-230 специально разрабатывалась для вертолета «Апач», то установка 2А42 была «позаимствована» у БМП-2. Ударный вертолет должен иметь высокоэффективное вооружение, основу которого составляют ПТУР третьего поколения и БРЭО не хуже, чем у вертолета «Апач Лонгбоу».

Ми-28Н с БРЭО и вооружением вчерашнего дня не соответствует современным требованиям. Вызывает недоумение – почему «Государственная программа вооружений на период до 2015 года» допускает принятие на вооружение несовременных образцов? Следует отметить, что 30-м ЦНИИ МО разработан методический аппарат (методики и модели), позволяющий проводить комплексное технико-экономическое обоснование ГПВ в части военной авиации. Сложно поверить, что этот аппарат допускает создание неперспективных авиационных комплексов.

Не доработаны средства спасения, размещение орудия не под ЦТ и не на одной оси с НВ (Ка-50 тут получше), что ведет к проблемам при стрельбе, Не доведенность оборудования и отсутствие по сей час РЛС, Не полное, частичное бронирование основных узлов и агрегатов (Ка-50 получше защищен).

Для сравнения: особенности американского вертолета АН-64D «АПАЧ ЛОНГБОУ

БРЭО вертолета «Апач Лонгбоу» и головка самонаведения (ГСН) ракеты «Хеллфайр» разрабатывались в условиях высокого уровня развития радиоэлектронной и других технологий. ПТУР «Хеллфайр» постоянно модернизировалась и прошла путь от ракеты второго поколения (AGM-114A) с полуактивной лазерной ГСН до ракеты третьего поколения (AGM-114L) с использованием радиолокационной ГСН.

При создании комплекса ПТРК «Лонгбоу» преследовалось значительное сокращение времени нахождения вертолета под прицельным огнем противника при наведении ракет благодаря высокоинтеллектуальному БРЭО и возможности осуществлять залповый пуск ракет по скоплению бронетехники.

Главное достоинство БРЭО «Апач Лонгбоу» заключается в том, что к моменту достижения вертолетом оптимальной высоты для залповой стрельбы уже по степени важности определены объекты поражения и на них нацелены ракеты. БРЭО «Апач», обладая способностью определять различия между зенитными комплексами и колесными машинами, а также другими объектами поражения, значительно повышает живучесть вертолета на поле боя. БРЭО «Апач Лонгбоу» обеспечивает:

Автоматическое обнаружение неподвижных и подвижных целей на максимальной дальности стрельбы;

Идентификацию и определение степени важности каждой цели по пяти классам (классифицирует и выделяет приоритетные);

Сопровождение целей, координаты которых относительно вертолета передаются на ракету, если она находится вне зоны захвата головкой самонаведения цели;

Передачу точных координат обнаруженных целей другим вертолетам, ударным самолетам или наземным пунктам.

Тандемная БЧ ракеты «Хеллфайр» благодаря несовершенству конструкции ДЗ российских танков (длина элемента ДЗ – 250 мм) имеет вероятность ее преодоления 0,8–0,9 и бронепробиваемость 1000 мм, что обеспечивает надежное поражение бронетехники.

Последние мероприятия по модернизации вертолета «Апач Лонгбоу» еще более повышают его выживаемость в боевых условиях. Модернизация по версии «блок-3» позволяет пилоту вертолета управлять беспилотными летательными аппаратами «Скай Уорриор», которые будут выполнять полет в 90 км впереди вертолета и поражать цели ракетами «Хеллфайр».

За свою долгую жизнь вертолет АН-64D успел поучаствовать в различных боевых конфликтах. Так, в иракских войнах и югославском конфликте боевому использованию «Апачей» всегда предшествовал разгром иракской и югославской ПВО. Другими словами, создавалась обстановка, при которой начиналась безнаказанная охота на танки, которых за один вылет вертолета уничтожалось не менее десятка.

Хроника катастроф

15 февраля 2011 года во время проведения тренировочного полёта разбился «Ми-28Н» (борт № 05). Причиной падения стала попавшая в редуктор металлическая стружка, в результате экипаж принял решение совершить вынужденную посадку.

При посадке машина ударилась кабиной о землю. Лётчики были доставлены в госпиталь Буденновска, где от полученных травм скончался командир экипажа подполковник Андрей Глянцев.

Катастрофа случилась следующим образом: на высоте около 1500 метров обнаружились неполадки в двигателе. Экипажу удалось снизиться до высоты 400 метров, после чего окончательно отказал редуктор, и вертолет, неуправляемо кувыркаясь и вращаясь в воздухе, рухнул на землю. Катапультирование в такой ситуации невозможно.

Похожая авария произошла в августе 2015 года на показательных выступлениях на полигоне Дубровичи. Тогда разбился еще один «Ми-28Н» (бортовой номер «15», регистрационный — RF-95316). Его пилот — ведущий пилотажной группы «Беркуты» полковник Игорь Бутенко погиб.

В августе 2012 года при выполнении учебного полета в районе Моздока совершил жесткую посадку еще один «Ми-28Н». Причиной аварии стали проблемы с главным редуктором. Машина пострадала не сильно, экипаж выжил.

Ну и недавнее крушение в Сирии, когда 12 апреля в ночь на вторник в районе города Хомс разбился «Ночной охотник». Два члена экипажа — летчики Андрей Окладников и штурман Виктор Панко погибли. По одной из версий причина катастрофы носит технический характер.

Первая же официально зарегистрированная катастрофа «Ми-28Н» произошла в 2009 году. Во время стрельбы из пушки в режиме зависания произошел отказ автоматики, и бортовая система произвела пуск НАР (неуправляемая авиационная ракета). Пороховые газы попали в двигатель, вызвав его помпаж. Экипажу пришлось совершить вынужденную посадку, в ходе которой вертолет получил многочисленные повреждения.

Общие выводы

 Конечно же, ничего нет идеального. Эти ошибки нужно устранять, они будут устраняться со временем. Мы готовим свою технику под свои российские условия и в первую очередь для защиты своих рубежей. Готовя технику для войны в другом климате сразу же проявляется ряд недостатков. Будет другая война и опять будут недостатки уже по другим параметрам. Далеко не всегда официальные заявления о наличии у того или иного государства «убер-оружия» являются правдой, а не обычным рекламным ходом, чтобы спихнуть побольше своей продукции банановым и нефтяным диктаторам. Это касается не только российской техники, но и американской (многие показатели которой завышены или не соответствуют заявленным требованиям). Да и многих других тоже. И в связи с этим вспоминается заявление Путина о постановке на вооружение ракетных войск РФ некоей чудо-ракеты, ресурс полёта которой не ограничен. Есть только два вопроса. Вопрос первый: если ее ресурс не ограничен, значит ли это что ракета уже запущена и облетает земной шар ожидая команды? И второй вопрос: можно ли оборудовать таким двигателем приору?

Вопросы риторические, а общий смысл таков — если балабол соврал в одном, не стоит ожидать от него честности в других случаях.

Click to comment

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

To Top
 
Перейти к верхней панели