#История

Мощь советских тягачей: машины, которые могут все

В середине 1950-х перед советскими инженерами поставили задачу создания компактного, маневренного, неприхотливого в эксплуатации тягача с колесной формулой 4х4. Разработчики со своей задачей прекрасно справились.

В течение следующих 20 лет было создано несколько выдающихся машин, которые по своим характеристикам полностью соответствовали поставленным требованиям.

МАЗ-528.

Малоизвестная, но очень важная машина. Опыт, который получили советские инженеры при создание этого тягача оказался бесценным для последующих разработок.


Тягач получил силовой агрегат от грузовика ЯАЗ-210 и доработанную кабину от МАЗ-200. Данная модель имеет заднее расположение моторного отсека, в котором находится дизель мощностью 165 л.с., работавший с пятиступенчатой коробкой передач, двухступенчатой раздаточной и дополнительной коробкой отбора мощности на гидронасос и лебедку. Реверсный механизм в трансмиссии позволил машине передвигаться с десятью скоростями в переднем и заднем направлениях без разворота. Роль подвески играли односкатные колеса с 28-дюймовыми шинами низкого давления.

Машина была рассчитана на работу с навесным оборудованием, а так же могла использоваться как тягач.

1

МАЗ-528

МоАЗ-542

В середине 60-х годов была представлен перспективный тягач двойного назначения. Машина комплектовалась мощным 240-сильный дизельным мотором от ЯМЗ-238, а так же четырехступенчатой коробкой передач и традиционной рессорной подвеской, но вместо 28-дюймовых установили более компактные шины размером 26,50–25. Реверсивная трансмиссия обеспечивала устойчивые рабочие скорости в границах от 0,2 до 40 км/ч в обе стороны. Машина имеет возможность установки дополнительного снегоочистительного оборудования. Несмотря на успешность модели, наладить серийный выпуск данного тягача так и не удалось.

2

МоАЗ-542

Серия МАЗ/КЗКТ-538
Получив производственный опыт первых одно- и двухосных тягачей, в 1960 году советские инженеры завершили разработку и сборку более мощного и практичного автомобиля МАЗ-538. Планировалась, что этот тягач будет использоваться для буксировки тяжелых систем и навески различных рабочих приспособлений. Этой машины было суждено обрести продолжительную жизнь и высокую востребованность.
В 1964 году было принято решение наладить серийный выпуск МАЗ-538, коим должен был заняться Курганский завод колесных тяга¬чей.

3

МАЗ-538

В передней части машины расположился   375-сильный танковый дизель Д12А V12 и гидромеханическая трансмиссия с планетарной коробкой передач. От нее крутящий момент подавался на гидронасос и валы отбора мощности для привода лебедки и исполнительных механизмов, а реверсивное устройство позволяло машине перемещаться с одинаковыми скоростями и тяговыми усилиями в обоих направлениях. В оригинальной передней независимой подвеске поперечные рычаги сочетались с гидропневматическими упругими элементами, но задние колеса крепились на раме жестко.

Для управления тяжелой машиной только одним водителем-механиком была создана приподнятая компактная цельнометаллическая кабина с круговым обзором. Ее оборудовали двухсторонними органами управления, переставным рулевым колесом, двумя приборными панелями и двумя сиденьями, расположенными рядом друг с другом, но обращенными в разные стороны.

original-29-__html_m66417ebf-980x0-c-default

КЗКТ-538ДП 

После того как Курганский завод колесных тяга­чей наладил серийный выпуск новой МАЗ-538 было принято решение сменить маркировку на КЗКТ. В 1965 году появился длиннобазный вариант КЗКТ-538ДП без коробки отбора мощности. Его главным назначением являлась работа с пассивными рабочими органами, не имевшими привода от двигателя автомобиля.

С началом выпуска МАЗ-538 специально для этой машины советскими инженерами была разработана большая линейка специального навесного оборудования.

В материале использована информация портала  «Колеса»

Материал подготовил Сергей Перелесов

Источник

Click to comment

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

To Top
 
Перейти к верхней панели