#Россия

#МойАдресСоветскийСоюз. ПАМЯТНИК БИМУ

#МойАдресСоветскийСоюз. ПАМЯТНИК БИМУ

КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ ГАВРИИЛА ТРОЕПОЛЬСКОГО.

ПАМЯТНИК БИМУ

«Похищена деталь желтого металла» — так на языке милицейского протокола было сказано о деяниях неизвестных вандалов, покусившихся на памятник Белому Биму, установленный несколько лет назад в самом центре Воронежа. Под покровом ночи Биму отпилили ухо — то ли просто из озорства, то ли приняв не самую дорогую латунь за более ценный металл. Так неожиданно перекликнулись судьбы книжного героя и памятника ему: у каждого — своя драма… При этом история с пропажей завершилась относительно благополучно: злоумышленников, правда, не нашли, зато новое ухо отлили и намертво приварили к монументу достаточно быстро. Уже спустя несколько дней горожане по неизвестно откуда взявшейся традиции снова загадывали желания, поглаживая обновленную «деталь».

Памятник Биму, пожалуй, самая очевидная и наиболее уместная форма увековечения памяти Гавриила Троепольского, покинувшего этот мир десять лет назад. Памяти человека, поздно пришедшего в литературу и оставшегося в ней, по большому счету, автором одной книги..

Сын расстрелянного в 37-м священника, сельский учитель, агроном, очеркист-новомировец, водивший дружбу с Александром Твардовским, он не то чтобы в одночасье проснулся знаменитым… Просто он написал книгу, которую тогда, тридцать с лишним лет тому назад, читали все. Без «диссидентских подтекстов», без фиги в кармане: обычная история короткой жизни сеттера Бима, погибшего из-за человеческой подлости.

«…К маленьким людям, которые будут потом взрослыми. Слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми» — слова автора книги Гавриила Николаевича Троепольского ко всем читателям «Белый Бим Черное ухо,» — «Читатель, друг!.. Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла — это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать. Если писать только о серьезно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным… И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, …ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом — слово… Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о ее верности, чести и преданности».

Свое бесхитростное кредо Троепольский изложил уже в первых строках повести. Дальнейшее — история Белого Бима — известно всем.
Разговоры о схожести авторов со своими героями в случае Троепольского подтверждаются полностью. Старый писатель и внешне чем-то напоминал доброго сеттера — пусть это сравнение и покажется кому-то слишком уж парадоксальным. Тот же умный и грустный взгляд, та же печаль на кончиках губ… Страстный охотник и жизнелюб, Троепольский, по воспоминаниям друзей, никогда не производил впечатления рубахи-парня. Закрытый, с неторопливыми движениями, с тростью в руке — таким запомнился Троепольский в последние годы жизни. Наверное, этот «человек с тросточкой» был еще и чеховским «человеком с молоточком», появляющимся у дверей беззаботных и счастливых людей.

Обстоятельства создания повести и одноименного фильма стали уже историей. В Областном архиве хранится номер газеты «Коммуна» за 23 сентября 1977 года. Здесь помещена восторженная статья писателя Виктора Попова – фактически первая рецензия на фильм. Это было спустя шесть лет после первой публикации повести в журнале «Наш современник». И «Белый Бим — Черное ухо» стал, как сейчас принято говорить, бестселлером.
Первое книжное издание знаменитой повести. Текст был сдан в набор для издательства «Советский писатель» в марте 1972 года. Автор посвятил повесть Александру Трифоновичу Твардовскому, в большинстве последующих изданий это посвящение отсутствует.

Это сентиментальная история преданного хозяину пса, неожиданно попавшего в беду. Хозяина, Ивана Ивановича, бывшего журналиста, а ныне философствующего охотника и военного, из-за беспокоящего осколка в груди внезапно увозят на операцию в московскую больницу.
Собака в поисках хозяина встречает множество людей, добрых и злых, старых и молодых, и все они описываются глазами собаки, сквозь призму ее восприятия.
Конец повести трагический: пройдя многие испытания и почти уже дождавшись возвращения своего хозяина, Бим погибает, став жертвой предательства и наговора со стороны соседки.

Историей заинтересовался режиссер Станислав Ростоцкий, снявший к тому времени такие известные киноленты, как «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие». Станислав Иосифович сам написал сценарий по книге и вскоре приступил к натурным съемкам, которые, кстати, проходили в Калуге.

На роли в двухсерийном фильме Ростоцкий пригласил известных актеров. Вячеслав Тихонов сниматься согласился с большим удовольствием, ибо к тому времени ему уже осточертел намертво приклеившийся ярлык штандартенфюрера Отто Штирлица. И образ добродушного хозяина собаки пришелся как нельзя кстати.

А вот с образом Бима режиссеру пришлось помучиться. В книге собака описана как шотландский сеттер, родившийся «с браком», неправильным окрасом – вместо черного он был белым с рыжим крапом, только ухо и одна лапа черные. Эксперт-кинолог Виктор Сомов, работавший в картине, предложил заменить шотландских сеттеров английскими, подходящего окраса. Особенно способным оказался Степка, который участвовал в наиболее ответственных сценах.Самой сложной сценой на съемках стал эпизод, в котором у Ивана Ивановича случается сердечный приступ. Псу предстояло сыграть ласку, заботу, сочувствие к своему больному хозяину, тревогу о его здоровье. Даже Станислав Ростоцкий, который был в восторге от актерского таланта Степы («Он настолько умен, что, кажется, читает сценарий», — однажды обмолвился режиссер), сомневался, что собаке это под силу.

Задача осложнялась тем, что съемки надо было уложить в один дубль – собака не может, как человек, раз за разом играть чувства по заказу. Решение предложил кинолог Виктор Сомов. Дело в том, что собаки не могут играть или что-то изображать. Они всегда правдивы в своих чувствах и поступках. Поэтому было необходимо, чтобы Бим истинно любил своего хозяина артиста Вячеслава Тихонова. Привязать, влюбить в себя охотничью собаку за короткий срок можно только охотой. Для этого Тихонову пришлось значительное время провести с Бимом на охоте, ходить по лесам и болотам, стрелять из-под него дичь, делить вместе охотничьи радости. Затем на короткое время их разлучили и Бима на охоту не брали. Теперь момент встречи Бима с В. Тихоновым должен был выплеснуть все его собачьи чувства. Съемка была ответственной, так как дубля получить невозможно. Сцену репетировали без Бима, и когда все было готово, впустили собаку. Как все получилось, вы видели на экране.

В этом фильме многие сцены делали без репетиций, так как для них собаку приходилось долго специально готовить и дрессировать только на один раз. Интересная была работа. Приходилось постоянно проявлять изобретательность и находчивость, основанные на знании психологии собак. Было необходимо учитывать и особенности характера главного героя — Бима.

Станислав Ростоцкий предложил Владимировой роль злодейки в фильме «Белый Бим Черное Ухо». Актрисе предстояло сыграть тетку, которая довела бедную собаку до погибели. Будто предчувствуя недоброе, Валентина Харлампиевна долго отказывалась, но потом сжалилась над режиссером. Он попал с выбором в точку, она действительно блестяще сыграла эту роль. Но никто не предполагал, что фильм станет кассовым, а Белый Бим превратится в четвероногого героя и над его судьбой будут рыдать миллионы.
– После выхода этой ленты со мной перестали здороваться даже соседи! – с горечью вспоминала актриса. – Приходило множество писем от зрителей, которые спрашивали, за что же я так не люблю собак. А однажды, когда я пришла на творческий урок с учащимися одной из школ, они наотрез отказались со мной встречаться. К сожалению, люди стали олицетворять меня с этой злодейкой, думали, что я и правда мучаю собак!

Когда преследования соседей и знакомых стали напоминать травлю, Валентина Харлампиевна, чтобы доказать, что на самом деле любит животных, завела собаку. После чего зареклась играть отрицательные роли. Но режиссеры уже поняли, что Владимирова – мастер перевоплощения. А в роли Даши, чуть было не ставшей новой хозяйкой Бима, снялась Ириша Шевчук – молодая актриса, знакомая режиссеру по роли в его же «А зори здесь тихие…» (там Ирина сыграла Риту Осягину).

В 1978 году картина «Белый Бим – Черное ухо» была выдвинута на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и стала обладателем Главного приза на МКФ в Карловых Варах (Чехословакия).
«Белый Бим» стал одним из самых пронзительных детских и одновременно взрослых фильмов советского кино.
«А жизнь идет, идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Сейчас зима, но я знаю — обязательно будет весна, и будут подснежники. Я знаю, я верую…»(с) Иван Иванович

…А собака на площади, появившаяся здесь уже после смерти ее создателя, еще долго будет ждать своего хозяина. Памятник Биму в Воронеже не имеет ни постамента, ни фундамента, он просто стоит на мостовой. Несмотря на это, вокруг него собирается огромное количество детей и взрослых для того чтобы подойти к псу, обнять его, погладить по голове и сфотографироваться. Для абсолютного сходства с собакой Троепольского, литературного героя изготовили из нержавеющей стали с приделанным бронзовым ухом. Металлический пес сидит в позе, в которой обычно добрые, умные и верные собаки ждут отошедшего на время хозяина.

Источник


ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Группа по борьбе с антироссийской пропагандой: https://vk.com/blockukrop

Click to comment

Добавить комментарий

To Top
Перейти к верхней панели