#История

#МойАдресСоветскийСоюз. МАРГАРИТА НАЗАРОВА

#МойАдресСоветскийСоюз. МАРГАРИТА НАЗАРОВА

ДРЕССИРОВЩИЦА, АКТРИСА ЦИРКА И КИНО, НАРОДНАЯ АРТИСТКА РСФСР, НЕСРАВНЕННАЯ ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ ИЗ «ПОЛОСАТОГО РЕЙСА» — МАРГАРИТА НАЗАРОВА. 91 ГОД СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ.

МАРГАРИТА НАЗАРОВА

Маргарита Назарова родилась 26 ноября 1926 года в городе Детское Село (сейчас город Пушкин) под Ленинградом.

Маргарита Назарова родилась в городе Пушкине Ленинградской области в семье лесника и сельской учительницы. Самые яркие впечатления о детских годах – это три теплых летних месяца с лесными цветами, кузнечиками, считалочками под кукушку, когда семья Назаровых жила в лесной сторожке. Однажды отец даже принес из леса настоящего медвежонка Миньку, у которого браконьеры убили мать. Девочка все лето пыталась научить косолапого танцевать, но из этого у будущей знаменитой дрессировщицы тогда ничего так и не вышло.

Во время войны в 15-летнем возрасте Маргарита Назарова была отправлена в Германию. Для девушки начались дни плена, до краев наполненные мыслимыми и немыслимыми унижениями. В школе она изучала немецкий язык, могла более-менее общаться с немцами, благодаря чему и попала работать в богатый дом. Заметив пластичность и красоту своей русской служанки, хозяин определил ее в кабаре. У Маргариты Назаровой началась жизнь ночной танцовщицы.

Однажды во время выступления в кабаре ворвались русские солдаты. Увидев танцовщиц, заругались: «Никак мы к немецким шлюхам попали? Так и перестрелять бы их всех». Девушка испугалась и крикнула: «Ребята, я — русская!» Вот так наступил долгожданный час освобождения.

В конце лета 1945 года Маргарита вернулась в СССР, и вскоре нашла в Риге маму с сестрами, там же она узнала, что ее отец пропал без вести. Чтобы заработать на жизнь, Назарова подготовила небольшой танцевально-акробатический номер и устроилась с ним на работу в коллектив «Цирк на сцене». Там она нашла себе партнера, с которым выступала в акробатическом этюде, и постепенно стала вводить в свою программу собак и лошадей. После восьми лет работы в цирке она решила попробовать себя в роли цирковой мотогонщицы, а потом стала дрессировщицей. Это случилось во время съемок картины «Опасные тропы». Для съемок этой картины кино­студия приобрела трех уссурийских тиг­ров, которые не­задолго перед этим были выловлены в сихотэ-алиньской тайге, а четвертый — бенгальский тигр Пурш был приобретен в Рижском зоопарке. В качестве дрессировщика студией был приглашен народный артист РСФСР Борис Эдер, а дрессировщиком-стажером был назначен Константин Константиновский. В связи с тем, что актриса, исполнявшая роль Га­лины, и спасавшаяся по сценарию от тигра на дереве, отказалась от работы с тигром, ей потребовалась дублерша, и была приглашена Маргарита Назарова.

Под руко­водством Бориса Эдера Назарова училась общаться с тиграми. Она изучала характер и повадки каждого тигра, обучалась технике работы дрес­сировщика, и осваивала правила ухода за зверями. Когда Назарова впервые приблизи­лась к Пуршу в клетке, тигр вни­мательно наблюдал за каждым ее движе­нием, но не проявлял никаких признаков агрессивности. «Погладьте его», — предложил Эдер. Маргарита Назарова коснулась бока тигра. Видя, что Пурш принял ласку, решила повторить ее. Но как только ее рука снова коснулась тигра, тот бросился на нее. Между Назаровой и тигром оказался Эдер, который наказал Пурша, и Назарова сно­ва подошла к тигру, который в этот раз отнесся к ней более терпимо. Так началась дружба между Пуршем и его хозяйкой.

После завершения съемок «Опасных троп», Назарова приняла участие в поста­новке фильма «Укротительница тигров», в котором дублировала ­актрису Людмилу Касаткину. В процессе подготовки и проведения съемок Назарова все бо­лее находила понимание с тиграми, и после успеш­ного окончания съемок с этой группой зверей и дрессировщиков был подготовлен новый аттракцион по сценарию, предложенному Борисом Эдером. Назарова стала дрессировщицей, а Константиновский — тренером группы, и вскоре — мужем Маргариты Назаровой. За короткое время их имена стали известны не только в СССР, но и за его пределами.

Работая с крупными хищниками, Назарова учитывала особенности характера зверей. Например, однажды Назарова заметила, что тигр по кличке Ахилл стал на представлениях непослушным, в то время, как на репетициях до­бросовестно выполнял свои обя­занности. Назарова решила, что у Ахилла образовалась сложная временная связь, обусловленная тем, что на репетиции при его непослушании дрессиров­щица любыми средствами заставляет его быть послушным, а на представлении она всячески старается избежать конфликта. И Ахилл «сообразил» — при работе в присутствии зрителей можно побезобразничать, а на репетиции, во избежание неприятностей, безобразничать не сле­дует… Оставлять такую временную связь у зверя было нельзя, так как она могла привести к серьезным последствиям. Назарова по­просила цирковых артистов и обслужива­ющий персонал прийти на репетицию и изображать публику, а оркестр — дать обычное музыкальное сопровождение. На репетиции был включен полный свет, как на представлении, и Назарова работала в обычном для представления костюме. «Зрители» аплодировали, а Константиновский сидел на своем обычном месте — у прохода в первом ряду. Ахилл почувствовал себя на представлении и перестал слушаться дресси­ровщицу. Тигр тут же был наказан, и с того момента Ахилл вел себя одинаково и на репетициях и на представлениях.

Система дрессировки тигров, которой придерживалась Маргарита Назарова, от­личалась рядом интересных осо­бенностей. Назарова не тре­бовала от своих питомцев постоянного си­дения на тумбах, и они могли свободно перемеща­ться по клетке во время пауз, необходимых дрессировщику для переста­новки реквизита. Но как только реквизит подготовлен и начинается очередной трюк — тигры дисциплинированно зани­мали свои места. Это придавало всему номе­ру атмосферу непринужденности. Но добиться этого было не­легко, и еще труднее было обеспечить безопасность дрессировщика. Она часто зависела от мелочей. Как-то Марга­рита Назарова перед представлением не­достаточно тщательно вымыла руки, они сохранили запах духов, и одна из тигриц чуть было не сорвала выполнение трюка. А однажды на репети­ции во время гастролей в Новосибирске летом 1966 года во время отработки прыжка тигрицы Рады над головой Маргариты Назаровой тум­ба, с которой Рада прыгала, под напором задних лап тигрицы сдвину­лась. Это понизило траекторию полета Рады в прыжке, и тигрица ненамеренно задела задней лапой голову дрессировщи­цы, сорвав с нее кожу вместе с волосами.

Тигр по кличке Пурш со временем стал любимчиком дрессировщицы. Она часто сама выгуливала его на поводке, катала в машине и водила в кафе. Назарова не боялась брать тигра с собой в город, и однажды он встретил вместе с хозяйкой Новый 1963 год в ресторане гостиницы «Астория». Съев пять килограммов говядины, яичницу из двух десятков яиц, и запив все это двумя литрами свежего молока, он наблюдал, как веселится компания. А однажды сбежал время гастролей в Киеве. Тигр заглянул в буфет, найденный по запаху сосисок, и испугав буфетчицу, проглотил 31 колбаску, сломал буфетную стойку и отправился на поиски гримерки своей хозяйки. В конечном итоге Назарова нашла тигра на своем диване. Однажды досталось от Пурша и самой Назаровой. Чтобы скрыть шрам на голове от когтей Рады, артистка сменила прическу и перехватила волосы бантом. Пурш посчитал его лишним и попытался сорвать. Назарова увернулась, но получила тяжелую травму — разрыв височной артерии.

Назарова выезжала с Пуршем в тайгу, где тигр на свободе играл со своей хозяйкой. Так же они побывали на острове на Оби в Новосибирске, где Назарова обнаружила любовь тигра к воде. Позже один из номеров, подготовленных Назаровой и Константиновским, так и назывался — «Тигры в воде». Номер готовился в течение года. Сначала дрессировщики вывезли одного тигра на пароходе на Волгу, и наблюдали — как реагирует зверь на воду. Потом то же самое стали делать в бассейне, и увеличили количество тигров. Маргарита Назарова рассказывала: «В воду запускали пять тигров. Это очень красивое зрелище. Они плавали, прыгали в воде, играли друг с другом. Я плавала вместе с ними. Основные трюки выполняла с тигром Пуршем. Мы подходили с Пуршем к бассейну, он снимал с меня туфли, брал зубами за руку и вел к воде.

Когда в 1960 году в Москву с дружеским визитом прибыл король Эфиопии Хайле Селассие II, генеральный секретарь КПСС Никита Хрущев пригласил гостя в цирк посмотреть выступление Назаровой. После программы ее вызвали в ложу к партийным деятелям, и Назарова взяла с собой маленьких тигрят. Хрущев сказал: «Такие героические женщины есть только в Советском Союзе. О них кино нужно снимать!» Помощники Хрущева восприняли эти слова как приказ к действию. Приступая к работе над комедией «Полосатый рейс», режиссер Владимир Фетин шутил: «Постараемся сделать веселый интересный фильм, если останемся живы…»

Маргарита Назарова рассказывала: «Перед съемками я очень волновалась, но мои сомнения были чисто актерские. Как дрессировщица я не опасалась, что тигры будут плохо «играть». Но мне приходилось туго. Дублей в этом фильме не было, а были варианты. Зверь не может дважды повторить задание. Приходилось мгновенно реагировать на неожиданные повороты.

Тигр Пурш вел себя как заправский артист. Остальные звери внесли немало коррективов. Почти все трюки мы делали в то время, когда животных на судне не было. Артист Смирнов месяц ходил вокруг клеток с тиграми, кормил их. И все для того, чтобы снять один эпизод, где он тащит тигра за хвост. На самом деле он только дотронулся до кончика хвоста. Очень боялся хищников Леонов. Вместо него намыленным в ванне должен был сидеть Константиновский. Но сидеть спиной к тигру дрессировщик отказался. «Спиной — это не интересно и не смешно», — убеждал он режиссера Фетина. – «Нужно сидеть лицом к тигру. Поговорите с Леоновым». – «Что вы», — режиссер безнадежно махнул рукой. – «Леонов поклялся всеми святыми, что он не циркач и не трюкач и ни за что не сядет в ванну, если рядом будет тигр». Константиновский сам полчаса уговаривал Леонова. Он гарантировал ему полную безопасность. Костя поклялся, что ляжет на пол между ванной и тигром. И Леонов согласился только на один дубль. Артист сел в ванну. Когда намылил лицо, Костя подал знак впустить в декорацию тигра. Вошел Пурш, все замерли. Тигр подошел к тумбочке, потом к ванне и неожиданно ткнулся носом в руку Леонова. «Я не в кадре?» — спросил Леонов. «Да, чуть подвинься влево», — ответил Фетин. Камера работала, все сняли. Когда Леонов стал промывать водой глаза, он увидел уставившуюся морду тигра. И, дико икнув, очень естественно нырнул на дно».

Единственная съемка зверей на суше, куда они вышли «группой в полосатых купальниках», тоже едва не закончилась трагедией. Одна из тигриц перепрыгнула через ограждение и оказалась на настоящем одесском пляже — Аркадии. Среди отдыхающих началась паника, но ситуацию спасла осветитель Тоня Иванова, которая бросилась навстречу зверю и ударила его по носу брезентовой рукавицей. Тигрица от неожиданности повернула обратно. Позже Василий Лановой назвал эпизод, в котором он принял тигров за пловцов в полосатых купальниках, своей любимой ролью, потому что в ней некогда было ошибаться. Актер в это время просто отдыхал в Одессе, и его уговорили сняться в эпизоде за пятьдесят рублей – большая сумма по тем временам.

Маргарита Назарова очень любила смотреть по телевизору «Полосатый рейс». Она рассказывала: «Смотрю и на своего Пурша, налюбоваться не могу. Он же после съемок «Полосатого рейса» вскоре умер. Заболел, а меня рядом не было. Ветврач назначил лекарство, от него еще хуже зверю стало. Через два часа умер».

Случилось несчастье и с супругом Маргариты Назаровой. Однажды тигрица Юлька запустила ему когти в голову, и тут же их убрала. Таким образом она просто играла, запустив когти в голову дрессировщика. Однако после этого случая у Константиновского начался воспалительный процесс мозга. Врачи сделали ему операцию, но она прошло неудачно, и спустя семь дней Константин Константиновский умер. Ему было всего 52 года. Назарова очень тяжело перенесла эти смерти, и переживания привели к тому, что она попала в больницу, и оказалась на контроле в психдиспансере. Но после полутора лет лечения Назарова нашла в себе силы вернуться в цирк.

Во время выступления в Пензе, ставшего последним в карьере Назаровой, один из тигров испугался и убежал со сцены. Его должны были поймать за кулисами и задержать в клетке помощники дрессировщицы, но они не успели захлопнуть клетку, и хищник вернулся обратно к стоящей спиной к нему дрессировщице. Тигр схватил Назарову когтями, подмял под себя и перепрыгнул через женщину. Назарова попала в больницу, и вскоре врачи запретили ей работать с хищниками.

Еще в молодости Маргарита Назарова получила трехкомнатную квартиру в Нижнем Новгороде, стояла на очереди в московском цирковом главке и попросила поселить в Нижнем, недалеко от цирка, прямо напротив огромного здания Нижегородской ярмарки. Здесь и жила великая укротительница тигров в квартире с выцветшими обоями, старинной арабской мебелью, мятыми полинявшими скатертями, с обычным шерстяным одеялом с нарисованным тигром, которое висело вместо ковра над диваном. Вот и все. Почти все дорогие вещи артистка давно распродала, пенсии просто не хватало, чтобы прожить.

Весь быт Маргариты Назаровой говорил о нищете заслуженной актрисы, о нелегком житье — бытье одинокой пенсионерки. Маргариту Петровну постоянно мучили жуткие головные боли, последствие многочисленных производственных травм и сильного стресса, который она пережила в связи с преждевременной кончиной мужа.
«Это была не квартира — монастырь, — рассказывали соседи Назаровой. — Маргариту Петровну звали пожить в гостинице цирка, чтобы хоть на время вырваться из нищеты. Но она всегда гордо качала головой: «Мне ничего не надо!»

Смотреть «Полосатый рейс»

После рассказа в прессе о бедственном положении бывшей дрессировщицы президент Борис Ельцин за особые заслуги перед Российской Федерацией установил Маргарите Назаровой дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, и она стала получать 750 рублей в месяц.

Маргарита Назарова скончалась 25 октября 2005 года в Нижнем Новгороде в своей квартире. О смерти актрисы стало известно лишь 27 октября 2005 года, после того, как милиция вскрыла дверь ее квартиры. Соседка Назаровой обратила внимание, что она уже несколько дней не выходит из дома. Милиционеры вскрыли квартиру и обнаружили Назарову без признаков жизни.

Маргарита Назарова была похоронена на Нагорном кладбище в Кстовском районе Нижегородской области, близ села Федяково за счет мэрии Нижнего Новгорода.

Источник


ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Группа по борьбе с антироссийской пропагандой: https://vk.com/blockukrop

Click to comment

Добавить комментарий

To Top
Перейти к верхней панели