#История

#МойАдресСоветскийСоюз. АЛИСА ФРЕЙНДЛИХ

#МойАдресСоветскийСоюз. АЛИСА ФРЕЙНДЛИХ

К ДНЮ РОЖДЕНИЯ ОДНОЙ ИЗ КРУПНЕЙШИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АКТРИС ДВАДЦАТОГО ВЕКА, НАРОДНОЙ АРТИСТКИ СССР, ЛАУРЕАТА МНОЖЕСТВА РАЗЛИЧНЫХ ПРЕМИЙ, ЛЮБИМОЙ И НЕПОВТОРИМОЙ АЛИСЫ БРУНОВНЫ ФРЕЙНДЛИХ. 8 ДЕКАБРЯ ЭТОЙ УДИВИТЕЛЬНОЙ ЖЕНЩИНЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 83 ГОДА.

ФРЕЙНДЛИХ
Она выкладывается на сцене и в кино так, что родная дочь придумала для её состояния в работе особое выражение — «мама как горячий утюг». Трёхчасовой спектакль, подготовленный специально к юбилею актрисы, проходит на одном дыхании, а на её лице ни капельки усталости. В чем источник такой энергии? Фрейндлих утверждает, что есть в её душе «эмоциональный бункер», куда она складывает самые дорогие воспоминания. А потом бережно — «чайной ложечкой» — черпает оттуда силы и для творчества, и для жизни. Заглянем в это своеобразное Зазеркалье Алисы.

…За окном божественной красоты пейзаж: Исаакиевский собор, погружённый в петербургские сумерки, чуть вдалеке Медный всадник. Но сидящая у окна светловолосая девчушка слишком погружена в размышления, чтобы любоваться «Петра творением». Она ждёт отца, любимого всем Ленинградом актёра Бруно Артуровича Фрейндлиха. Он должен помочь ей сделать судьбоносный выбор: театр или опера. Театральные подмостки любимы ею с детства, но голос — редчайшее меццо-сопрано тянет в консерваторию… Отец по-немецки практично и чётко рассудил: «Что тебе делать в опере с твоим росточком? Ты же будешь как муха на куличе! А если поступишь в театральный, там и твои музыкальные способности пригодятся. И уже не ты, а я буду бегать на твои спектакли!»
…В театральных рецензиях её стали называть «великой и несравненной». А дома и в родном Ленсовете всё рушилось. Отношения с мужем и по совместительству главным режиссёром Игорем Владимировым превратились в разбитую чашку. Только работа приносила радость. Выходила на сцену и забывала обо всех горестях и обидах…

——————————————————————————————————

В 1934 году у актера Бруно Фрейндлиха и студентки Ксении Федоровой родилась девочка, назвали ее Алиса, что означает – «всеобщая любимица». Но совместная жизнь продлилась недолго, Ксения и Бруно развелись в начале сороковых. Мама Алисы так и не стала актрисой — она закончила рабфак и пошла работать бухгалтером. Папу вместе с ТЮЗом во время войны эвакуировали в г. Березняки.


Всю блокаду Ксения с дочкой прожила в Ленинграде. Там же Алиса пошла в школу. По ее рассказам, перед глазами до сих пор стоит картинка: разрушенный бомбежкой дом и каким-то чудом уцелевший рояль, засыпанный кусками штукатурки. В каких бы условиях не жил ребенок, он всегда будет грезить о будущем. Алиса мечтала стать астрономом, потом балериной; после того, как у нее обнаружился «вполне сносный», по ее словам, голос, она решила, что будет певицей. Но отец, к тому времени вернувшийся из эвакуации, живший уже с другой семьей, посоветовал ей идти в театральный.
— Ты маленькая, и будешь на оперной сцене, как муха на пироге, — говорил он – а театр даст тебе возможность применить все свои таланты.
Отец не стал помогать дочери при поступлении в театральный институт, чтобы не говорили – «Ну да, конечно, это же дочь Бруно Фрейндлиха!»‘ Но прошло совсем немного времени, и наступил момент, когда про него, знаменитого актера, говорили: «Это – отец Алисы Фрейндлих!»


Алиса поступила сама, с блеском пройдя все вступительные испытания и экзамены. В подготовке ей помогали Мария Александровна Призван-Соколова и ее муж, режиссер Павел Карлович Вейсбрем. Мария Александровна, руководившая школьным театральным кружком, сразу заприметила талантливую девушку и приняла участие в ее судьбе. Училась Алиса в Ленинградском Театральном институте им. Островского. Курс вел Борис Вольфович Зон. В характеристике после окончания института было написано: «Может играть острохарактерные роли, детей и старух. Превосходно танцует и обладает настоящим певческим голосом… Успеваемость отличная…»

В институтские годы у Алисы «случился» первый брак. Владимир Карасев, однокурсник, очаровал ее своей пылкой натурой, но замужество длилось недолго. Только закончив учебу, пара развелась.
Началом театральной карьеры была служба в театре им. В. Ф. Комиссаржевской, там Фрейндлих проработала до 1961 года. Затем она очень долго служила в театре имени Ленсовета, куда ее переманил Игорь Владимиров, ставший ее вторым мужем. Как говорит Алиса: «Игорь был женат на театре, а я была замужем за ним». У них родилась совместная дочь — Варвара.

Прослужив в театре Ленсовета 22 года, Фрейндлих сыграла 23 роли. Постановки пользовались огромным успехом, один только спектакль «Пигмалион» за пять лет прошел 250 раз! Ее приглашали работать в другие театры. Галина Волчек, главный режиссер Московского театра «Современник» умоляла перейти работать к ней. Но, несмотря на то, что они были близкими подругами, Алиса Бруновна отказалась. Только однажды Волчек удалось уговорить Алису сыграть в спектакле «Вишневый сад» Любовь Раневскую, и в тот период Фрейндлих в понедельник играла в Московском театре «Современник», а все остальные дни – в Ленинграде, в театре имени Ленсовета.
Это был конец семидесятых. В семейных отношениях появились серьезные проблемы, которые в конечном счете привели к расторжению брака.


В течении еще пары лет после развода Фрейндлих и Владимиров работали вместе, но, по словам Алисы Бруновны, у нее появилось ощущение, что опыт стал затмевать в ней непосредственность: «Если нет непосредственности – играть невозможно. Благодаря ей актер своей игрой посылает энергетическую стрелу в душу зрителя. И если эта стрела достигает цели – душа становится пластичной и излечивается»
.
Третье место работы Алисы Фрейндлих — Большой драматический театр им. М. Горького, куда в 1983 году она перешла по приглашению Георгия Товстоногова.

Перемена в карьере была сродни холодному душу, и это очень помогло в творчестве, как призналась Фрейндлих в одном из интервью. С Товстоноговым они сразу нашли общий язык, словно работали много лет вместе. После смерти Георгия Александровича на его место пришел Темур Чхеидзе.

Алиса Фрейндлих не только театральная актриса, она снялась почти в шестидесяти художественных фильмах. В её фильмографии около полусотни фильмов, в том числе: «Полосатый рейс», «Соломенная шляпка», «Служебный роман», «Три мушкетера», «Сталкер», «Опасный возраст», «Успех», «На Верхней Масловке», «Женская логика», «Возвращение мушкетеров», «Подмосковные вечера», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», «Линия Марты» и многие другие.

Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих — лауреат четырёх Государственных премий РФ, обладательница двух национальных театральных премий «Золотая Маска» (2001, 2006), двух премий Российской Академии кинематографических искусств «Ника» (1994, 2005) и премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство», а также призов многих международных кинофестивалей, она награждена орденами и другими наградами. Актриса трижды была замужем, во втором браке у нее родилась дочь Варвара (1968). Сегодня Алиса Фрейндлих продолжает свою творческую карьеру — снимается в кино, играет в родном БДТ, живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Источник


ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Группа по борьбе с антироссийской пропагандой: https://vk.com/blockukrop

Click to comment

Добавить комментарий

To Top
Перейти к верхней панели