#История

#ПутьПобеды. ИСТРЕБИТЕЛЬ НИКИТА РЖАВСКИЙ

#ПутьПобеды. ИСТРЕБИТЕЛЬ НИКИТА РЖАВСКИЙ

НИКИТА РЖАВСКИЙ

НИКИТА РЖАВСКИЙ

ПАМЯТИ ИСТРЕБИТЕЛЯ НИКИТЫ РЖАВСКОГО 7 декабря погиб в бою
275 БОЕВЫХ ВЫЛЕТОВ 1941 ГОДА…

Ржавский Никита Харитонович — родился в 1916 году в селе Першемарьевка, ныне Славянского района Донецкой области, в семье крестьянина. Окончил 2 курса рабфака. С декабря 1937 года в рядах Красной Армии. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Командир звена 153-го истребительного авиационного полка (5-я смешанная авиационная дивизия, 23-я армия, Ленинградский фронт) лейтенант Н. Х. Ржавский совершил 283 боевых вылета, в том числе 81 — на штурмовку живой силы и техники противника. В 10 воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника и 2 в составе группы, ещё 1 самолёт уничтожил на земле. 7 декабря 1941 года погиб при выполнении боевого задания.

10 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина (дважды).

Похоронен в братской могиле у деревни Суоранда Всеволожского района Ленинградской области. В память о Герое в деревне установлен обелиск.
=============================================

15 октября 1941 года отмечался своеобразный юбилей младшего лейтенанта Никиты Харитоновича Ржавского. О том, что он совершил 200-й боевой вылет, писали не только Ленинградские газеты, но даже «Известия».

200 боевых вылетов менее чем за 4 месяца войны — это много даже для напряжённого 1941 года. Во всяком случае, в 153-м истребительном авиационном полку такой боевой счёт был только у Никиты Ржавского. Когда командир полка Миронов поздравил его с рекордом, лётчик даже смутился. Ни о каких рекордах он и не думал. Давно прошло время, когда он заботился о них. Впрочем, так ли уж давно ? Всего лет 5 тому назад в цехе металлоконструкций Ново — Краматорского завода, где он работал слесарем — сборщиком, их бригада действительно боролась за производственные рекорды. А теперь он, младший лейтенант Никита Ржавский, думает лишь о том, чтобы не давать покоя врагу.

И всё-таки поздравление Миронова обрадовало лётчика. Миронов был для него не просто командиром полка. Этот человек знал толк в боевых делах. Он воевал ещё зимой 1940 года на Карельском перешейке. Воевал мужественно. Тогда же его наградили «Золотой Звездой» Героя. Похвала такого человека говорила о многом. И прежде всего о том, что бывший слесарь — сборщик Ржавский неплохо справляется со своими обязанностями лётчика — истребителя. Но если быть точным, его, как и всех лётчиков полка, скорее следовало именовать лётчиком — штурмовиком.


Штурмовка всегда была тяжёлым и опасным делом, а в 1941 году особенно. Бронированных «Илов», прозванных летающими танками, было ещё очень мало. Роль штурмовика в первые месяцы войны часто выполнял истребитель И-153, известный больше под названием «Чайка». Вооружение истребителя пополнили реактивными снарядами, а если требовалось, «Чайка» брала с собой ещё и бомбы, так что её удары были весьма чувствительными.

В журнале боевых действий рядом с фамилией Никиты Ржавского каждый день появлялись записи о разбитых автомашинах с боеприпасами, сожжённых цистернах с горючим, подавленных огневых точках, уничтоженных на аэродроме самолётах врага.

…Немцы готовили налёт на Ленинград. Ржавский с 5 боевыми товарищами нанёс удар по вражескому аэродрому. 15 самолётов сгорели на земле. Ржавский ушёл от цели последним. Он заметил, что 2 вражеские машины пытаются взлететь. Подняться в воздух им не удалось, — Ржавский зажёг их на взлёте.

Через 2 месяца после 200-го вылета Никиты Ржавского у товарищей снова был повод поздравить его. Он совершил 275-й боевой вылет. Был этот вылет обычным, таким же, как многие другие. Разве только погода стояла похуже. Когда-то такую погоду считали нелётной.

Ржавский вылетел, «проутюжил» вражеские траншеи, заставил замолчать зенитный пулемёт и уже решил вернуться, как вдруг за железнодорожным полотном заметил вражеских танкистов, возившихся у своих машин. Бомбы и снаряды он уже израсходовал. Но в пулемётах ещё оставались патроны. Их надо было беречь как неприкосновенный запас, — мало ли что может случиться ! Однако Ржавский всё же атаковал танкистов. Атаковал так внезапно, что они не успели даже укрыться за бронёй своих машин.

Потом за эту атаку лётчику порядком досталось. Узнав, что он вернулся на аэродром без единого патрона, командир строго спросил:
— А если бы вас атаковали истребители противника ?

— Что вы, товарищ командир, — простодушно ответил Ржавский, — они в такую погодку не летают. Ленинградские облака и ленинградский туман не по ним. Я и решил: незачем возить боеприпасы домой.

Таким был 275-й боевой вылет Никиты Ржавского — обычный, будничный и всё же героический…

Источник

#ПутьПобеды
Смотреть материалы по теме

Группа по борьбе с антироссийской пропагандой: https://vk.com/blockukrop

Click to comment

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

To Top