#История

Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

Ролан Полз д’Ивуа де ля Пуап (Roland Paulze d’Ivoy de la Poype) — французский летчик, сражавшийся в России в составе французского авиаполка «Нормандия-Неман». Один из лучших французских летчиков-истребителей 2-й мировой войны. Маркиз, Герой Советского Союза.

Ролан родился 28 июля 1920 г. в городе Прадо (департамент Пюи-де-Дом, Овернь), в семье потомственных аристократов. Он с ранних лет был увлечён аэронавтикой, и поэтому в августе 1939 года вступил в ВВС Франции, став курсантом летной школы в городе Анже. Уже 15 марта 1940 года Ролан получил пилотское свидетельство, после чего был направлен для повышения квалификации в лётное училище в городе Этамп. Однако закончить это училище де ля Пуап не успел: в мае 1940 г германские войска вторглись во Францию, и после капитуляции страны, 21 июня 1940 года, недоучившийся лётчик был вынужден эмигрировать на польском судне в Великобританию.
Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

Там де ля Пуап присоединился к движению «Свободная Франция», созданному патриотами, желавшими продолжить борьбу против фашизма. С июля 1940 года по январь 1941 года Ролан де ля Пуап участвовал в боевых операциях на территории французской Западной Африки, чтобы закрепить её за англо-французскими союзниками. Затем Ролан вернулся в Великобританию для завершения своей лётной и боевой подготовки. К началу 1942 года маркиз завершил обучение и вступил в состав 602-го эскадрона RAF. Вместе с этой частью Ролан принял участие в воздушных боях над Ла-Маншем и северным побережьем Франции, уничтожив при этом 1 самолет противника — истребитель Bf.109G (по одним источникам – 13.04.1942 г, по другим – 22.08.1942 г).



В августе 1942 г руководство «Свободной Франции» предоставило пилоту-маркизу выбор: летать на штурмовку вражеских объектов с британского авианосца, базировавшегося в Средиземном море, или отправиться на советско-германский фронт, где шли ожесточенные бои. Ролан выбрал Россию… В самом конце лета 1942 года он покинул берега Англии, став одним из первых отправлявшихся в СССР французских добровольцев; при этом Ролан был среди них еще и самым молодым. После длительного путешествия через Камерун, Чад, Египет, Сирию и Иран, 28 ноября 1942 года де ля Пуап вместе с другими летчиками вступил на русскую землю. А 4 декабря в городе Иваново из прибывших добровольцев была сформирована французская истребительная эскадрилья «Нормандия». Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников.

Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

Всю зиму 1942-1943 гг. французские летчики осваивали советские истребители Як-1. Лишь 22 марта 1943 года после освоения личным составом боевой техники эскадрилья была направлена на Западный фронт, где была включена в состав 303-й истребительной авиадивизии 1-й Воздушной Армии. Де ля Пуап прибыл на фронт на истребителе с нарисованной на носу акульей пастью, которую изобразил по его просьбе механик Жорж Марлен.

Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

В первых боях у Ролана не все получалось складно. Длительное время он никак не мог добиться победы, хотя активно участвовал в воздушных схватках. Особенно ожесточенным стал для де ля Пуапа поединок с германским самолетом-разведчиком Fw.189, который запомнился Ролану на всю жизнь. Fw.189 был очень маневренным, к тому же хорошо бронированным самолетом, и победа над ним всегда доставалась с трудом. Он часто уходил от преследования истребителей в крутом пикировании или, делая переворот, «подныривал» под самолет противника с переходом на бреющий полет. Вот и в той памятной схватке лейтенант де ля Пуап, решив догнать «раму» во что бы то ни стало, так увлекся пикированием за ней, что у него от резкого перепада давления даже лопнула барабанная перепонка. Этот бой стоил Пуапу трехнедельного пребывания в госпитале. Советским врачам удалось полностью восстановить отважному французу слух и вернуть его в строй. И тот вновь стал каждодневно летать на боевые задания. Свою первую победу маркиз одержал 31 августа 1943 года, сбив пикировщик Ju.87. В сентябре добавил к своему личному счету еще две победы — Fw.190 и Ju.87. В одном из боев самолет де ля Пуапа был подбит; во время посадки выяснилось, что одна из стоек шасси не выходит. Ролану приказали покинуть самолет; однако он не выполнил команды – ставший к тому времени настоящим мастером пилотажа, маркиз успешно посадил машину на одно колесо, сохранив машину, которая была тогда на вес золота.

Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

Со временем эскадрилья разрасталась за счет прибывавших в Россию новых французских добровольцев, в конечном итоге превратившись в целый авиаполк, получивший наименование «Нормандия-Неман». С боями увеличивался и боевой счет французских летчиков, заслуги многих из них были отмечены советскими наградами; в феврале 1944 года орден Красного Знамени получил и Ролан де ля Пуап.

При всем своем героизме французские летчики очень боялись русской зимы (наверное, помнили судьбу наполеоновской армии, погибшей в русских снегах в 1812 году). Как только начались холода, французы отказались участвовать в боях, и командование отвело их в тыл на отдых. В результате с осени 1943 до весны 1944 года французские добровольцы прятались от морозов в теплых домах и в боях не участвовали. На фронт они вернулись только в апреле 1944 года, и тут же включились в боевую работу своей 303-й истребительной авиадивизии.

Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

Особенно пилоты «Нормандии-Неман» отличились осенью 1944 года в Восточной Пруссии, где шли ожесточенные и непрерывные бои. Здесь ставший к тому времени уже старшим лейтенантом и командиром звена Ролан де Ля Пуап одержал свои последние победы. Так, 14 октября маркиз со своим звеном вылетел на блокировку вражеского аэродрома. При подходе к цели он заметил 8 поднимавшихся в воздух истребителей противника. Роллан с ходу повел свою четверку в атаку, перехватив инициативу у противника, который еще не успел набрать полную скорость. В результате немцы потеряли 3 самолета, не выдержали навязанного им боя и поспешили уйти в облака. Один из сбитых в той схватке Мессершмиттов был уничтожен де ля Пуапом. День 16 октября стал самым удачным днем в истории «Нормандии» и в жизни Ролана. В тот день летчики полка сбили 29 самолетов противника и около 50 уничтожили на земле; 4 победы записал на свой счет и Ролан де Ля Пуап (1 Ju.87 был сбит им лично, еще 1 Ju.87 и 2 FW.190 – в группе). Свою последнюю личную победу маркиз одержал 23 октября, когда в трудном поединке уничтожил Fw.190, а 26 октября он завершил свой счет групповой победой над Bf.109. Через два дня, 28 октября 1944 года, за мужество и отвагу проявленные в боях, маркизу Роланду де Ля Пуапу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

В середине декабря 1944 года де ля Пуап был награжден французским Крестом Освобождения и в составе группы ветеранов «Нормандии» отправлен во Францию в отпуск. К тому времени де ля Пуап совершил 125 боевых вылетов и одержал 6 личных и 10 групповых побед. Однако французы в отличие от русских не делили свои победы на личные и групповые, и поэтому во всех списках де ля Пуап проходит, как ас с 16 победами. Еще 2 победы, в которых сам Ролан был уверен, он все же не смог документально подтвердить. Тем не менее, некоторые исследователи приписывают маркизу и эти спорные жертвы, доводя список Ролана до 18 побед, однако это противоречит принятой в мире практике зачета и не является правильным.

 

Отгуляв отпуск, де ля Пуап уже не смог вернуться в полк — он получил назначение на новую должность в сводной дивизии «Франция», создававшейся в то время в Туле.

Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

После войны отважный лётчик-истребитель, ставший капитаном, продолжил службу в ВВС Франции. В течение нескольких месяцев де ля Пуап командовал авиаэскадрильей «Бурже», а в 1947 году вышел в отставку. Решив заняться бизнесом, один из лучших французских асов организовал собственное предприятие по производству упаковки. Фантазёр и талантливый изобретатель, он развил настоящую индустрию пластичной упаковки, необходимой во всех отраслях продовольственного сектора и в быту.

Обнаружил статью в журнале «Техника-Молодёжи» 1962 год за авторством маркиза де ля Пуапа:

Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

Кроме того, на заработанные деньги он создал морской зоопарк «Marineland» в городе Антиб на Лазурном берегу Франции. Де ля Пуап не забывал и Советский Союз, который он неоднократно посещал в составе французских делегаций — ветеранов авиаполка «Нормандия-Неман».

Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

На фото в центре. Ветераны «Нормандии» Фельдзер, де ля Пуап и Марселен.

Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, а также французскими наградами: знаком ордена Командора Почётного легиона, Крестом Освобождения, Крестом за боевые заслуги, медалями.

Скончался Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап в 2012 году

Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

Но и это ещё не всё о лётчике, Герое Советского Союза маркизе де ля Пуап. Он ещё и был конструктором автомобиля.

Мало кто знает, что забавный французcкий пляжный автомобильчик Citroen Mehari очень необычно связан с нашей страной и Второй Мировой войной.

Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

Mehari появился в 1968 году. Причиной его появления стало стремление компании Citroen составить конкуренцию достаточно популярным в то время пляжным джипам.

Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

Его необычное название было выбрано не случайно. Словом «мехари» арабы называли особо выносливую породу верблюдов, а во французском иностранном легионе даже были мехаристы — бойцы на верблюдах.

Машинка получилась очень простой, надежной и проходимой. Неудивительно, что Mehari стал очень популярен, и за последующие 20 лет было продано 145 000 внедорожников. Этот небольшой, но проворный автомобильчик использовали даже французские военные.

Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

Отцом этого автомобиля стал маркиз Ролан де ля Пуап — летчик-истребитель, сбивавший фашистских стервятников в советском небе на истребителе с красными звездами на плоскостях. Самый молодой пилот «Нормандии», он прибыл в Советский Союз в конце ноября 1942 года.

Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

использованные источники:

http://www.oldtimer.ru/retrosp…

http://forum.worldofwarplanes….

https://amarok-man.livejournal… — цинк

https://cont.ws/@colonel-cassad/742749

 

Источник →

«Нужно быть очень смелым человеком, чтобы быть трусом в Красной Армии» — И.В. Сталин

2 комментария

2 Comments

  1. Костя Иночкин✔(СТ.ЛЕЙТЕНАНТ) - Rank : СТ.ЛЕЙТЕНАНТ

    17.10.2017 at 22:50

    Французик из Бордо, надсаживая грудь, Собрал вокруг себя род веча. И сказывал, как снаряжался в путь. В Россию, к варварам, со страхом и слезами. Приехал — и нашёл, что ласкам нет конца, Ни звука русского, ни русского лица, не встретил: Будто бы в отечестве, с друзьями (Грибоедов).

  2. Fedor-Shmelev✔(СТ.ЛЕЙТЕНАНТ) - Rank : КАПИТАН

    17.10.2017 at 08:24

    Везунчик. Наскоько я знаю, героя давали то ли за одиннадцат, то ли за десять сбитых немецких самолётов.

Добавить комментарий

To Top
Перейти к верхней панели